Христианский гуманизм и глобализация

ХРИСТИАНСКИЙ  ГУМАНИЗМ 
И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

©Оноприенко Владимир Иванович, Москва, Российская Федерация, 2015,20.10.

Одинаково плохо, когда западная цивилизация часто забывает о духовности в цели, а в России, думая о цели, пренебрегают условиями и средствами ее достижения. Христианский гуманизм является мировоззрением, широким и открытым духовным воспитательным движением, стоящим над любыми догмами, партиями и общественными направлениями; как мировоззрение и широкое духовное течение, объединяющее народы, христианский гуманизм может быть составляющей частью Конституции России

CHRISTIAN HUMANISM AND GLOBALIZATION

ONOPRIYENKO VI. * /


Гуманизм без христианства становится явлением внешнего, утилитарного воспитания, приобретает воинственный характер борьбы за свое идеологическое господство и  скатывание «гуманистов» на  путь самоотрицания. Христианство и гуманизм находятся в естественном и дополняющем друг друга единстве в борьбе против античеловеческих тенденций, если последние проявляются  как в формах партикулярного религиозного фанатизма, так и просветительского радикализма, готовых ввергнуть человечество в состояние религиозных и социальных войн.

Возникновение Христианства было рождением нового, духовного человека, и о противопоставлении его гуманизму не может быть и речи.

Собственно, именно христианство с предельной определенностью выразило идею надсубъектности личности в ее устремлении к божественному началу в себе, которое есть внутренняя нравственная работа сознания и воли, «не связанная с просвещением, не зависящая от него и не уничтожаемая им» », всемирного воссоединения «града  земного» и «града  небесного». Христианство утвердило принцип духовной нередуцированности личности и ее изначальной открытости миру, в которой истина Бога обнаруживает себя не в «тексте», а в деятельной вере, любви и равноправном сотрудничестве с другими людьми, где только в единении нравственного, познавательного и практического отношения к Миру раскрывается целостность божественной правды человека.
Светский гуманизм, возникая вместе с отделением культуры от религии и становясь идеологией ее самоутверждения, пожелал превратить религию в одно из частных ее определений. Однако такие поползновения всегда были ограниченными, ибо собственного смысла культура не имеет, являясь только «орудием блага всех» системой средств гуманистического проявления вечных, религиозных ценностей в их исторически специфическом преломлении. Без культуры религия суха. Однако без религиозных оснований  культура  вырождается  коренным образом, и превращается в «анти-культуру»  и «анти-гуманизм».
 
Разлад между религией и гуманизмом, между священным и мирским «ложным и пагубным», случается только во временном контексте истории человечества. Религия придает человеку надисторическую цель и смысл деятельности, а гуманизм через культуру дает средства  реализации этого смысла.
Христианство в качестве всемирной религии изначально личностно и социально, оно «прямо поставило перед человеком его абсолютный идеал, дало ему окончательную задачу для собственной работы». Христианство принципиально внеконфессионально, не привязано к догматам, таинствам, обрядам, являя «живое учение о живом Боге», которое постоянно обновляется в «нравственном деянии», в «любви и сострадании к людям». Именно поэтому христианство обладает и обнаруживает постоянно те сущностные признаки, которые наделяют его силой духовного авторитета и делают живым источником универсальной морали и культурного обновления единого человечества.
В то же время это не есть переход к новой системе религиозных ценностей, а лишь изменение их структуры и артикуляций, ставящие задачу «очеловечивания человека» прямым утверждением божественных, абсолютных и начальных  идеальных норм в жизнь. Христианский гуманизм утверждается в двуедином процессе духовного и социального преобразования мира.

В духовном аспекте он предстает высшим синтезом религиозного мироощущения и гуманистического понимания божественных начал бытия, результатом духовных интенций, укрепляемых разумом и требующих своего осуществления.
В социальном плане это означает переход от человека сущего к человеку должного, способного к личному самоотрицанию и самоограничению в деятельной христианской любви к людям и человечеству. Это может стать переходом к «христианскому обществу солидарного действия для общего блага». Утверждение истин гуманизма христианства не отвлеченно и теоретически, а в качестве норм  действительности и закона жизни ведет к такому обществу, в котором люди и народы подчиняют свои эгоистические интересы принципу нравственного порядка и которое обеспечивает каждому из своих членов достойное существование.

Впервые идею единства человечества  в вопросах гуманности провозгласила именно религия. Тем не менее, по мере того, как глобализация ведет человечество к определенной модели взаимозависимого мира, гуманистическое планетарное единство основных религиозных  мировоззрений едва ли не полностью предано забвению.
Интернационализация этических ценностей в сознании, как личности, так и общества, является единственной реальной надеждой для человечества. Человек, который выводит систему ценностей из религии, будет руководствоваться, прежде всего, освященными веками принципами того, что есть добро, а что есть зло. Этические и моральные правила гуманности должны учитываться при ведении экономической деятельности, как в краткосрочной, так и долгосрочной стратегии. Рынок должен регулироваться этическими принципами. Более того, космополит как гражданин мира, обязан спросить с правительства, которое он выбирал, за которое он голосовал и которое имеет к нему отношение за то или иное ухудшение жизни православного, мусульманина, еврея либо католика.

Одинаково плохо, когда западная цивилизация часто забывает о духовности в цели, а в России, думая о цели, пренебрегают условиями и средствами ее достижения.

Христианский гуманизм является мировоззрением, широким и открытым духовным воспитательным движением, стоящим над любыми догмами, партиями и общественными направлениями; как мировоззрение и широкое духовное течение, объединяющее народы, христианский гуманизм может быть составляющей частью Конституции России.

ПРИЛОЖЕНИЕ/

ЕЛЕНА МИЗУЛИНА ПРЕДЛОЖИЛА ЗАКРЕПИТЬ ОСОБУЮ РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В КОНСТИТУЦИИ
http://www.xpomo.com/ruskolan/liter/kritika/stat.htm
http://lenta.ru/news/2013/11/22/constitution/

Депутат Госдумы Елена Мизулина предложила написать в Конституции РФ, что православие является «основой национальной и культурной самобытности России». С соответствующим предложением Мизулина выступила на заседании депутатской группы в защиту христианских ценностей. Об этом сообщается на сайте нижней палаты парламента.
Как отмечается в сообщении, участники заседания поддержали предложение Елены Мизулиной. В числе прочих в обсуждении принимали участие депутаты от «Единой России» Сергей Железняк, Сергей Попов и Михаил Маркелов, а также коммунист Сергей Гаврилов.
В 2012 году записать в Конституцию положение о православии предлагал  Сергей Бабурин. В пример он приводил Конституцию Грузии, в которой говорится об исключительной роли грузинской православной церкви в истории Грузии, но при этом провозглашается свобода религиозных убеждений и вероисповедания и независимость церкви от государства.
По данным опроса ВЦИОМ, проведенного 26-27 октября 2013 года среди 1600 человек, почти половина респондентов (44 процента) считают, что православие является в России государственной религией. 56 процентов опрошенных полагают, что православная церковь сыграла в истории России значительную роль. «Левада-центр» в ноябре 2012 года выяснил, что 74 процента россиян причисляют себя к православным.
http://lenta.ru/news/2013/11/22/constitution/
Правительство Чеченской республики выступило против идеи внесения в Конституцию РФ положения об особой роли православия в стране. Об этом 28 ноября сообщает «Интерфакс».
По мнению департамента по связям с религиозными и общественными организациями администрации главы и правительства Чечни, огромное влияние православия в истории России, которое может отрицать «только безумец», — не повод «обойти молчанием роль и значение ислама», который является вторым по распространенности вероисповеданием.
В заявлении департамента подчеркивается, что в настоящее время есть силы, которые ведут «широкомасштабную атаку против культурных, нравственных и семейных ценностей, общественных устоев и религии в целом». Поэтому, отметили в правительстве Чечни, «выпячивание» заслуг и значения одной конфессии в ущерб другим может усилить «и без того напряженные межнациональные отношения в России».
Авторы документа также подчеркнули, что люди, призывающие к особому статусу православия, «хотят они того или нет, работают на развал великой державы».
22 ноября депутат Госдумы от «Справедливой России» Елена Мизулина предложила написать в Конституции России, что православие является «основой национальной и культурной самобытности» страны. Ее предложение было поддержано депутатской группой в защиту христианских ценностей.
В соответствии с действующей Конституцией, Россия является светским государством.
http://lenta.ru/news/2013/11/28/chechnya/

Что Владимир Путин говорил о религии

На встрече с участниками Архиерейского собора РПЦ (1 февраля 2013 года): "Сохранять светский характер нашего государства, не допуская огосударствления церковной жизни, мы должны уйти от вульгарного примитивного понимания светскости. При этом традиционные ценности, религиозные чувства верующих, также как права, свободы, достоинство людей, должны быть защищены и силой общественного мнения, и силой закона. Для нашего общества, для нашей страны национальное согласие, межрелигиозная гармония — это без всякого преувеличения вопрос исторического значения".

Прямая линия с президентом (25 апреля 2013 года): "Наши традиционные конфессии — и буддисты, и христиане, и иудеи, и мусульмане, они в целом придерживаются, — что касается базовых ценностей, нравственных, моральных ценностей, — по сути, одних и тех же позиций. И, безусловно, это то, что нам вместе подлежит укреплять. И других ценностных ориентиров у нас нет и вряд ли в ближайшее время появятся".

Выступление на дискуссионном клубе "Валдай" (19 сентября 2013 года): "Без  ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство".

Поздравление в честь 1025-летия Крещения Руси: "Принятие христианства стало поворотным моментом в судьбе нашего Отечества, сделало его неотъемлемой частью христианской цивилизации, способствовало его превращению в крупнейшую мировую державу. Именно православие дало Руси мощный импульс к развитию, подъёму культуры, образования и просвещения. Оно пробуждало колоссальные творческие силы и устремления, вдохновляло на свершения и поддерживало в испытаниях. И всегда со своим народом была Русская православная церковь".


РИА Новости http://ria.ru/society/20131122/978993498.html#ixzz3ouvQ79GZ

***********************************************
*/Оноприенко Владимир Иванович - профессор Российской Академии естествознания, Grand Doctor of Philosophy (Grand PhD.), Full professor, доктор экономики и коммерции, доктор экономических наук, академик Ноосферной общественной академии наук, член АНСТиМС, член-корреспонденть  Петровской академии наук и искусств, Академии Экономических наук, Full member EUANH, персональный член Международного Союза экономистов. International Union of Economists, Inc. (IUE), международный эксперт 11-07, 21.06.11. IASHE, главный редактор (учредитель) электронного научного журнала «Ноосфера.Общество.Человек», является членом Координационной Коллегии  Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира (НДЭАМ), Член Комитета поддержки Международного трибунала для естественной справедливости. Committee to Support the International Tribunal for Natural Justice.--http://itnjcommittee.org/about-us/
Занесен в Энциклопедию ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ. FAMOUS SCIENTISTS—
http://www.famous-scientists.ru/4531/

Так же Опубликована на сайте ВИПЕРСОН--

Журнал «Ноосфера.Общество.Человек»
journal «Noosphere. Society. Man»
http://noocivil.esrae.ru/
http://www.scireg.org/rus/files/fileinfo/458



ВИПЕРСОН
http://viperson.ru/people/onoprienko-vladimir-ivanovich
Research classified by Journal of Economic Literature (JEL) codes
JEL:  D43; 4 C, 13-П; 13 C, 142 P; 18 C, 117 P.
http://ideas.repec.org/j/
HTTP://NOOCIVIL.ESRAE.RU/241-1429


Рецензии