В защиту писателя Правдухина
Валериан Павлович Правдухин родился 2 февраля 1892 года в станице Таналыкской Орского уезда Оренбургской губернии в семье священника Павла Ивановича Правдухина. Мать - Анна Нестеровна - крестьянка. Семья была многодетная - пять сыновей и одна дочь. У Валериана, "с самых малых лет" появилась страсть к охоте, которую он пронёс через всю свою жизнь.
"Эту страсть, - вспоминал Правдухин, - неизлечимый сладкий недуг моей жизни, принёс в нашу семью отец из Верхотурских лесов, унаследовал её от пермских промышленников, заразив ею всех своих сыновей, - меня, кажется, больше других. Когда я родился, отец был псаломщиком и имел ружьё. Но вскоре он, самоучка, сдал экзамен на дьякона, затем на священника и тем самым лишил себя права "проливать кровь" - охотничать. Но до последнего дня своей жизни он участвовал в наших скитаниях по степям и лесам".
В своих автобиографических очерках "Годы, тропы, ружьё" писатель знакомит читателя с чудеснейшей девственной природой окраинных уголков России. Очерки "Запахи детства" и "По Уралу на лодке" рассказывают об известным, когда - то во всём Уральском войске, посёлке Калёновский, в котором писатель познал быт, обычаи и традиции тамошних казаков.
"Из Петровского отец должен был переехать в посёлок Калёновский Уральской области, - вспоминал Правдухин. - Собирались мы туда с неохотой, напуганные рассказами об уральских казаках, закоренелых кержаках - староверах, живущих в степной глухомани.
В дороге казахи на наши расспросы о Калёном называли его "Жяман кала" - "плохой посёлок".
Судьба закинула меня в Уральский край семилетним мальчишкой. В Калёном мы прожили всего четыре года. Но этот отрезок моей жизни и до сих пор кажется самым большим, самым значительным. Воспоминания о Калёном наполняют меня до краёв и теперь. Они, как живая вода подпочвенного родника, постоянно выплёскивают на поверхность.
В Калёный мы приехали в те дни, когда по Уралу от Каспия шла вобла.
Уральские казаки круглый год занимаются рыболовством. Это веками выработало из них настоящих детей природы.Они здоровы, как звери, как звери - веселы, просто и радостно гостеприимны, гордо ревнивы к своему, но не жадны и не скаредны. Отец быстро сдружился с ними, так как всегда страстно любил рыбалку. Из уважения к их обычаям он даже бросил курить, увидя их исконную ненависть к "табашному зелью".
Охота тоже была в чести у казаков. Вокруг посёлка была масса дичи. Достаточно было с километр отойти по Ерику, чтобы настреляться вдосталь по уткам, куликам и куропаткам".
Собственно, детские воспоминания о годах проведённых Правдухиным в Калёном, легли в основу второй и третий частей романа. Их, даже, можно считать автобиографическими. Как правило, "нарекания" относятся к первой части, в основе которой лежит рассказ о трагических событиях 1874 - 1875 гг. на Урале. Несомненно, писатель уточнял исторические сведения по существующим источникам, в том числе по известному очерку Сандра, опубликованному в 1906 году в журнале "Русское богатство". Вероятно, прочитал рассказ В. И. Даля "Уральский казак", почерпнув из него некоторые обычаи и традиции уральского казачества. Однако, для обвинений писателя в плагиате этого явно недостаточно. Чтобы не быть голословным, приведу для сравнения два отрывка: сначала из рассказа В. И. Даля, а затем из романа В. П. Правдухина.
"Большой был праздник в Уральске, - писал Даль, - когда вступил туда с песнями 4 - й полк.
Родительницы выехали навстречу из всех низовых станиц, усеяли всю дорогу от города верст на десять; вынесли узелки, узелочки, мешочки, стекляницы, штофчики, сулейки; все, вишь, жалеючи своих, думают - голодные придут, так напоить и покормить. Стоит старуха в синем кумачном сарафане, повязанная черным китайчатым платком, держит в руках узелок и бутылочку, кланяется низехонько, спрашивает: "Проклятов, родные мои, где Маркиан?" - не слыхать голосу её из - за песенников, подходит она ближе, достаёт рукой казака: "Где Проклятов?" - "Сзади, матушка, сзади". Идёт вторая сотня, спрашивает старуха: "Где же Маркиан Елисеевич Проклятов, спаси вас Христос и помилуй, где Проклятов?" - "Сзади". - говорят. Идёт третья сотня - тот же привет, тот же ответ. Идёт и последняя сотня, прошел и последний взвод последней сотни, а все казаки говорят ей, кивнув головой назад: "Сзади, матушка, сзади". Когда прошёл и обоз и все отвечали "Сзади", то Харитина догадалась и поняла, в чем дело, - ударилась об земь и завопила страшным голосом. Казаки увели её домой, а Маркиана своего она уже более не видела".
А вот, что написал советский писатель В. П. Правдухин, спустя, почти, век:
"Наконец - то казаки выбрались из Уральска. Пять дней их торжественно и бестолково чествовало умилённое население города.
С бугра от мельницы навстречу гостям скакали соколинцы. Вояки приосанились. Они не хотели показаться перед односельчанами растрёпанными музланами. Двигались теперь они очень важно, хотя это было трудно и им самим, и их коням.
Казачки бежали пешком по дороге...
Позднее всех выбежала к мельнице жена бедного казака Устима Панова - Васена Ахилловна. Промешкалась у печки.
- А мово - то, Устима Григорьевича, куда подевали?
У сурового Маркела заныло сердце. Он дёрнул перевязанной рукою, чуть не крякнул от боли, сдержался и бодро ответил:
- Позади, матри, скачет твой хозяин, Васена Ахилловна.
Казачка напряженно осматривала из - под ладони всадников, готовая к взрыву радости. Она опрашивала всех, и все ей отвечали так же:
- Гляди, поотстал, матушка. С конём у него неладно. Шпат, что ли... Сзади с калмыковскими бежит.
Но вот подъехали калмыковцы - и уже открыто хмурясь и не глядя в глаза женщине, невнятно пробурчали, что позади всех скачет казак Устим Григорьевич. Тогда казачка уронила руку ото лба и, уставясь прямо на солнце, замигала длинными ресницами. Упала у дороги вниз лицом на жёлтый мар - брошенную суслиную нору - и отчаянно заревела..."
Итак, В. Даль поведал о возвращении уральских казаков из дальнего похода, после подавления Польского восстания 1831 года, и привёл старинный уральский обычай, не говорить родным о гибели боевого товарища открыто, напрямую. Считалось, что будет лучше, если родственники догадаются об этом сами. В. П. Правдухин в своём романе, рассказал о встрече казаков из Хивинского похода 1873 года и, вероятно, для остроты ощущений, тоже упомянул "старый" обычай. Что же в этом предосудительного и где здесь виден плагиат? Обычай этот придумал, ведь, не Даль. Он взят из жизни уральских казаков. О нём, Правдухин, мог услышать из рассказов калёновских стариков. Например, "старый казак, знаменитый сайгашник, Карп Маркович" мог поведать ему об этом старинном обычаи во время его приезда в Калёный в 1927 году. Правдухин вместе с ним и другими калёновцами участвовал в осенней плавне, а там, несомненно, было много разговоров о прежней жизни уральских казаков.
"Сумерками по Уралу с верховьев проходил пароход "Пасынок", добравшийся до Калёного от Уральска на шестой день, - писал Правдухин. - В прежние времена казаки не разрешали никому плавать по Уралу даже на лодке. Рёв парохода встревожил земляков. Старик Карп Маркович грозил ему с яра кулаком, бросал в его сторону комки земли и зычно выкрикивал самые непотребные слова:
- Погибели на вас, музланов, нет! Пострелить те в варку - то, в самую что ни на есть утробу! Заразой те убей! Хучь бы в эти дни не пужали рыбу...
Я смотрел на старика и на остальных казаков, вторивших ему с берега. В их брани не было настоящей, неподдельной злобы. Это была историческая инерция, угасающее воспоминание о прошлых временах".
Наконец, бытует мнение, что Правдухин "передрал" из очерка В. Г. Короленко "У казаков" случай на багренье в декабре 1899 года. Однако, не следует забывать, что в это время Правдухины уже проживали в Калёном и про инцидент на багренье могли услышать из разговоров непосредственных участников того события. Ведь, калёновцы тоже участвовали в том "презентном" рыболовстве, когда всё войско пошло "стеной" на наказного атамана Ставровского. В. П. Правдухин неслучайно подметил, что "В. Короленко, мельком глянувший на этот край в 1900 году..." Не мог публицист знать всего. Он побывал только в "верховых" посёлках, да посетил Круглоозёрную станицу - Свистун. А настоящие казаки - рыболовы жили в низовьях Урала... Это те места, по которым проходила осенняя плавня, а казаков, там проживающих, называли не иначе, как "мокрожопые"... Плавня начиналась от Калёного и продвигалась вниз до Гурьева. В Калёный стекались и все новости из Войска, поэтому можно смело сказать, что писатель Правдухин знал о жизни уральских казаков - рыболовов побольше, чем "заезжий" публицист В. Г. Короленко. Поэтому утверждения, что Правдухин "плагиатор", по меньшей мере абсурдны, а по большому счету, являются грязной клеветой на писателя.
"Бесспорно, роман "Яик уходит в море", хотя и неоконченный, - сказала на студенческом форуме О. Моргунова, - является самым значительным созданием Правдухина". В Оренбуржье и Казахстане начинают постепенно возрождать память о писателе. Была создана совместная российско - казахстанская экспедиция, которая в 2006 году посетила ряд мест в Оренбургской области, связанных с именем В. П. Правдухина. Был установлен памятный знак на "острове Правдухина" на месте затопленной станицы Таналыкской, которая давным - давно скрылась под водами Ириклинского водохранилища. К сожалению, умирает на глазах посёлок Шубин, где осталась могила Павла Ивановича Правдухина - отца писателя, и прошла юность Валериана Павловича. Место захоронения самого писателя неизвестно; он погиб в застенках ГУЛАГа. Даже, дата его смерти, до сих пор, точно не установлена.
Напоследок, чтобы скептики не сомневались в существовании "острова Правдухина" приведу небольшой отрывок из его воспоминаний:
"Чаще всего, - писал Правдухин, - мы раскидывали свой стан возле Урала или Таналычки, степной речки, впадающей в Урал рядом со станицей. Любимым нашим местом был "Горный бикет", каменный обрыв, высоко вздыбившийся над речонкой. Эти скалы в моих глазах рисуются таинственными и величавыми, хотя я бывал после того и в Закавказье, Саянах и на Алтае. И когда я подростком зачитывался Жюлем Верном, Фенимором Купером, то, конечно, и "Таинственный остров", и все места приключений "Последнего из могикан" представлялись мне похожими именно на "Горный бикет".
Сооружение Ириклинского гидроузла началось в 1949 году. На месте Ириклинской долины должно было раскинутся водохранилище, в связи с чем под затопление подпадало 22 населённых пункта, которые определили переселить на новые места. Заполнение водохранилища началось 17 апреля 1958 и завершилось 8 мая 1966 года. Вероятно, тогда и образовался на месте "Горного бикета" остров, названный затем в честь писателя Правдухина.
Источники:
Даль В. И. Уральский казак/В. И. Даль. Избранные произведения. - М., 1983.
Моргунова О. М. В. П. Правдухин - человек "широкого размаха и редкостной души". Оренбург, 2012/ интернет - ресурс: http://www.rae.ru/forum2012/18/76
Правдухин В. П. Годы, тропы, ружьё. - Оренбург, 2008.
Правдухин В. П. Яик уходит в море. - СПб., 2011.
Свидетельство о публикации №215102201576
Я принесла ссылку ,очень интересную Прочтите!
http://litmasters.ru/pisatelskoe-masterstvo/realizm-modernizm-postmodernizm.html
Интертекстуальность. Зарождение этого понятия происходит еще в эпоху модернизма, но настоящий расцвет интертекстуальность приобретает только сейчас. С точки зрения литературы это означает, что заимствования теперь – не дурной тон, а показатель начитанности, высокого культурного уровня. И чем одиозней объекты заимствований, тем круче сам автор. Говоря о Пелевине, я уже писал, что заимствования напоминают мне игру
Ирина Уральская 27.01.2021 14:42 Заявить о нарушении
С уважением, Николай.
Николай Панов 23.01.2021 21:49 Заявить о нарушении