Случай на кладбище

Роковые последствия имела непочатая бутылка водки, видимо, оставленная кем-то на могиле за упокой души.
…Кошмарным оказалось пробуждение для Галины Чураевой.
И дело было не только в спиртном,  чрезмерно выпитом накануне. Страх теперь вызывало даже то, что окружало ее случайное ложе из травы – сухой прежде, а сейчас подернувшейся холодной росой, как это бывает всегда перед рассветом. Ведь, разлепив тяжелые веки, она убедилась в том, что пока еще полновластной хозяйкой была ночь, со всеми ее приметами.
В промежутках между кронами деревьев, на непроницаемом, как чернило небе, равнодушно смотрели вниз звезды. А когда из-за облаков выглянула Луна, то в ее, таком же самом, безучастном ко всему земному, чуждом свете, еще и длинные тени легли от крестов и памятников старинного погоста. Коснулись они и лица женщины, лежавшей у одной из могил, позволив ей лучше разглядеть место своего случайного пристанища.
Это был совсем низкий, с годами осевший почти до уровня тропинки, холмик. За прошедшие весенние дни он успел лишиться зимнего сугроба. Не обошлось без потерь и за время, промелькнувшее с момента, когда сон сморил Галину на участке погоста, покрытом колючими стеблями сухостоя. Прежде нагретые солнечными лучами, теперь, под воздействием ночной прохлады, они окончательно утратили былой уют, заставив женщину проснуться раньше привычного часа.
Тем более, дальше не было никакого смысла оставаться на отсыревшей земле. Поднявшись на ноги, очнувшаяся ото сна полуночница неуверенно шагнула к выходу с захоронения,  невольно для себя протяжно скрипнув калиткой поржавевшего кованого ограждения.
Этот резкий звук, впервые нарушивший мертвую тишину, вдруг заставил Чураеву отчетливо вспомнить  события, предшествовавшие ее появлению на старейшем городском кладбище.
…Собрались они сюда вдвоем с матерью-пенсионеркой, чтобы по традиции, привести в порядок место упокоения родни. Не остановила в этом намерении старушку и травма левой руки. Укрепив ее на медицинской повязке,  в другую руку Римма Васильевна взяла сумку со всем, по ее мнению, необходимым для намеченной цели, после чего позвала с собой дочь, оставив домовничать совсем уж старенькую бабушку.
Добрались с трудом, хотя сами жили не слишком далеко от окраины города, где старожилы Бийска устроили когда-то место для последнего земного пристанища. Немало сил отняла и сама работа, по расчистке своего участка. Потому, лишь наскоро перекусив тем, что прихватили из дома, на обратном пути быстро выдохлись и присели восстановить сила на скамейке у столика первого попавшегося им по дороге захоронения.
Там и увидел их улыбчивый ровесник Галины, тоже, как и она, годами переваливший «за полтинник», но не утративший от этого желание нравиться другим и выглядеть для посторонних в лучшем свете. Для того, видимо, представившись по-молодецки, Славиком, предложил распить, оказавшуюся у него при себе бутылку водки.
Новые знакомые не возражали. К месту пришлись и пластиковые стаканчики, и кое-что из оставшегося у них  съестного. Выпили за знакомство. Потом за здоровье честной компании. Помянули усопших. А что было дальше, Галина не помнила, так как ее разморила водка и жаркие солнечные лучи, лившиеся с неба. Последнее, что осталось в голове, так это материнский окрик на случайного собутыльника, не велевший тому распускать руки.
Теперь рядом их не было.
Обуреваемая тревожными предчувствиями, Галина прошлась по аллее, криком взывая к матери и внимательно всматриваясь под рассеянным лунным светом во все то, что было  в оградках и вокруг. Но очень быстро заблудилась, так и не найдя никого. Решив, что Римма Васильевна могла уйти домой в одиночку, не сумев ее разбудить после выпитого, дочь отправилась следом.
На родном подворье лампу, видно, не тушили и не смыкали глаз. Потому что, едва постучав в запертую дверь, Чураева тут же услышала оклик бабушки, заодно ворчливо напустившейся на тех: «кто  меры для гуляния не знает». Но упреки прекратились сразу, едва распахнув дверь, старушка  увидела перед собой только одну внучку.
Узнав от бабушки, что мать не возвращалась, Галина взялась за телефон, чтобы набрать номера служб, способных оказать помощь в защите и спасении человека. У ворот кладбища, куда спешила изо всех сил, она появилась почти одновременно с полицейским патрулем и  машиной «Скорой помощи».
Выслушав рассказ заявительницы, дежурные медики и сотрудники правоохранительных органов тут же взялись за поиски. Однако, объехав кладбище, где освещали фарами автомобилей и ручными фонариками самые темные места под кронами вековых сосен, куда не проникал лунный свет, они были вынуждены прекратить начатое. К тому же,  убедившись в бесплодности потраченного зря времени начали сомневаться в правдивости того, что услышали от женщины с запахом перегара.
А там экипажи уехали по новым вызовам, пообещав утром вернуться обратно. Только выполнить сказанное пришлось им еще до восхода солнца. Потому что вновь последовали звонки от Галины Чураевой, уже требовавшей немедленно отправить в больницу ее мать, которую с рассветом нашла сама, продолжив в своих бесконечных поисках обходить кладбищенские тропинки.
Находившаяся без сознания Римма Васильевна лежала на спине за одной из оградок, обратив в небо над собой окровавленное лицо, с явными следами побоев. Дышала она с трудом, потому что мешали этому переломанные ребра. А еще у нее при осмотре в лечебном учреждении установили у пациентки черепно-мозговую травму и повреждения внутренних органов. Начали готовить к операции, однако оперативное вмешательство спасти ее уже не могло. Так и не придя в сознание, пенсионерка скончалась.
В ходе расследования особое значение придавалось показаниям дочери погибшей. И она помогла составить словесный портрет того самого мужчины, который угощал их водкой. А там криминалисты обнаружили на месте происшествия пластиковые стаканчики, на одном из которых оказались его отпечатки пальцев.  Проверка по базе данных, имевшейся на лиц, склонных к нарушению закона, вывела на ранее судимого Вячеслава Плешкова, работавшего слесарем и охранником в садовом товариществе, где ему предоставили и служебную жилплощадь.
В ответ на вопросы по поводу кладбищенского знакомства, он заявил, что непочатую бутылку водки нашел, прогуливаясь между могил. Поделился ею с двумя женщинами. Но когда одна из них заснула, перебрав спиртного, то вторая потребовала повторить угощение. И даже угрожала расправой, замахнувшись каким-то твердым предметом. Обороняясь от нее, Плешков дал легкую пощечину. Не удержавшись на ногах, старуха сама упала боком на лавочку. Когда снова стала подниматься, чтобы чем-то метнуть в него, ему пришлось толкнуть ее ногой, после чего ушел к воротам, откуда уехал к себе в садоводство на рейсовом автобусе.
Но в ходе следственного эксперимента, когда свои действия Плешков демонстрировал на манекене, возникли сомнения в его правоте. Слишком уж явным было его преимущество в физической силе, да и Римма Васильевна с ее поврежденной рукой, вряд ли могла действительно представлять опасность для зрелого статного мужчины. 
Выяснилось и то, что ранее он уже трижды успел побывать на скамье подсудимых за преступления против личности. Причем одну из жертв лишил жизни.
Подозрения обрели уверенность, а предположения подтвердились фактами  после  заключения экспертов, установивших совершенно точно, что переломы ребер погибшая женщина не могла получить при падении на скамейку, а пощечиной невозможно сломать лицевую кость и нанести прочие травмы головы. Зато это было возможно сделать с помощью ударов обутыми в кроссовки ногами, нанесенных с ожесточением и значительной силой.
Так что обвинения Плешкову предъявили за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни и повлекшее по неосторожности смерть человека. Несколько смягчило участь Вячеслава противоправное поведение потерпевшей, послужившее поводом для совершения преступления. И все же очень долго придется ему искупать свою вину в смерти уже второго человека, которого не стало от его рук. Ведь  приговорили осужденного к восьми с половиной годам лишения свободы в исправительной колонии особого режима.


Рецензии