Методика укладывания младенца спать в осложненных

Развивающий уход за ребенком: методика укладывания ребенка спать в осложненных условиях

П.В. Тюленев

Почти в каждой второй семье в первый год жизни возникает проблема укладывания младенца спать, потому что малыши быстро привыкают к рукам.

Возникает своего рода парадокс: чем больше мама любит своего малыша, тем чаще она страдает от того, что младенец просится на руки, не может заснуть, просыпается и кричит, едва только его пытаются уложить в кроватку.

Это изматывает маму, отнимает время, нужное для других необходимых дел.
Нередко супружеские пары не выдерживают этого испытания.
Многие мамы бывают вынуждены укладывать ребенка рядом с собой.

Моя жена, укладывая, тоже, маялась, и уже была готова целую ночь ходить с
ребенком на руках - дочка просыпалась в момент касания постели...

Жена сидела, укладывала дочку уже до двух-трех часов подряд, и уже была готова уложить ребенка с собой.

А дочурка проявляла характер, дальше – больше.

И вот уже жена не только устроила ее на руках и сидит в ночной тишине, но дочурка уже и ходить по комнате заставляет...
 
Пришлось взять дочку на руки, и началась упорная борьба, перевоспитание.

Будьте оптимистами - в таком возрасте перевоспитать - это еще возможно!

Я твердо решил отучить от спанья дочурки на руках. От этого всем будет лучше, жена мне тоже нужна.

Нужно было только запастись терпением и вниманием.

Мама сразу отключилась, изнемогла от недосыпания, и не мешала мне, слава богу.

Мужчине это делать, то есть, «перевоспитывать», легче, тут сила и выдержка нужна, иногда поистине адское терпение.

Сначала нужно походить, поносить, покачать младенца, для порядка и усыпления бдительности, или даже для развития и обучения, но об этом - во второй части статьи. Нужно добиться, чтобы малыш быстро засыпал и спокойно спал в своей кроватке.

Происходит следующее. Начинаешь укладывать, отрываешь руки, протягиваешь руки с младенцем к кроватке – он, естественно, начинает просыпаться, чтобы возразить... Опять к себе прижимаешь. Он, младенец снова успокаивается. Далее, всё повторяется.
Снова начинаешь отрывать и протягивать руки - выигрываешь  еще 5 сантиметров, или 2 сантиметра – как повезет.  

Это можно рассматривать, как физкультуру, упражнение с гантелями.

Для начала потренируйтесь: возьмите 8-ми килограммовую гантелину, и повытягивайте с нею руки, наклонившись, раз двадцать.  

И вот через полчаса таких занятий, наконец, на вытянутых руках малышка коснулась кроватки. Естественно пока она вдыхает воздух, чтобы проснуться и закричать, я притягиваю младенца к себе снова. Главный критерий – чтобы задремавшая жена не проснулась: едва она услышит дочкин писк, она тут же вскочит…

Даешь младенцу снова засыпать, касаешься кроватки, и все повторяется несколько раз.

Здесь уже выигрыш считаешь не на сантиметры, а на минуты, даже на секунды. Главное - не дать ребенку раскричаться. Нужно следить за мимикой - и начинать притягивать его к себе обратно, едва только появляется кислое выражение личика.
В первую ночь меня хватило на полтора часа борьбы.

Во вторую ночь малышка, была решительно настроена на борьбу, но через час я уже выиграл несколько минут свободного лежания, после непрерывной полускрытой борьбы. В этот период нельзя давать отдыха себе, и нельзя позволять младенцу выходить из состояния сна, быстрого или медленного.

Пусть младенец пытается проснуться, покомандовать вами, а вы предупреждаете его пробуждение и крик, как бы поддаетесь, а сами, едва только он засыпает, снова медленно кладете на кроватку.

Примитивная методика, но она помогла мне уже с двумя дочерьми.

Да, собственно, на таком «перетягивании каната», наверное, все построено в воспитании.

Каков механизм этой хитрости?

Я думаю, что если надолго прижимаешь ребенка, он успевает поспать, отдохнуть и снова готов командовать вами, требовать, чтобы вы держали его на руках.

Когда же вы начинаете укладывать почти немедленно после того, как малыш затихает и начинает дремать, то для того, чтобы отдохнуть, он какое-то время, несколько секунд лежит на кроватке.

Достаточно полежать несколько секунд в кроватке в покое, чтобы он начал ценить этот покой, тогда как на руках отдохнуть не получается.

В итоге, получается, приятнее лежать на кроватке, где никто не трогает, чем на руках когда тебя немедленно куда-то кладут.

На третью ночь дочка, наверное, поразмыслив, таким образом, сдалась.

Наверное, ребеночек на практике убеждается, что спать в кроватке куда спокойнее, чем напрягаться на руках.

В дальнейшем, еще было пару попыток, проверить нас. Но жена и сама уже научилась такой мягкой борьбе. 

Так мы отучились:

1) спать на руках;
2) проситься на руки, тогда, когда уже могли ползать самостоятельно.

Это была тоже целая история. Ребенку куда удобнее оседлать вас, чем оставить в покое.

Некоторые мамы вынуждены на одной руке держать ребенка, другой - готовить. Так было и у нас - особенно когда в доме в гостях побывают бабушки.

А ведь можно сделать так, чтобы ребенок сам попросился с рук долой.

Для этого достаточно взять ребенка на руки и упереться в какой-нибудь самый не интересный угол, или ходить от одного пустого угла в другой.

Есть и другие хитрости, и более сложные методы ухода за младенцем.

Некоторые материалы имеются в ответах на вопросы на сайте www.rebenok.h10.ru  .

Часто сами балуем, а потом - не можем отучить.

Овладение этой методикой открывает перед отцами огромные возможности, чтобы сделать своего ребенка одаренным по системе «МИР ребенка».

Вот только одно направление участия папы в развитии и обучении ребенка в возрасте до одного года.

Бывает, что младенцу еще не слишком хочется спать, а мама, к счастью, уже заснула.  В таких случаях я начинаю обучать ребенка, вспоминая, например,  школьную программу.

Как это выглядит?
Я тихим, монотонным голосом, чтобы не проснулась мама, прочитаю одно – два стихотворения, Пушкина или Лермонтова.

Но лучше всего получается петь буквы, точнее - буквозвуки.

Моя песня получается длинная, на одну и ту же мелодию: «Буква «А» спит, (2 раза), Буква «Б» - тоже спит. Далее, продолжаю, второй куплет: «Буква «Б» спит, (2 раза), Буква «В» тоже спит!  и так далее. 
Так что получается 33 куплета «мировской» колыбельной. 

Чаще всего я использовал мелодию «Придет серенький волчок, хвать Ларису за бочок». От такого сюжета малышка может не уснуть, встрепенется: волчок – то за бочок хватает! А буква «твердый знак» все равно, спит.

Но и тут случаются казусы.

Однажды я пропел, что  все буквы и цифры давно спят, а это – больше пятидесяти куплетов. Ну, думаю, раз я сам утомился, теперь и укладывать не надо будет, спит, наверное. Смотрю, а глаза у дочки – открыты!

То есть, она ждет, какая еще цифра, то есть число, уже «тоже спит»?

Я понял, что сделал ошибку. Надо было зациклиться на первом десятке, а я прошел дальше: «Цифра одиннадцать – спит, цифра двенадцать тоже спит!». И так далее.  Вот Лариса и ждала, когда же ряд этих цифр закончится.
Что делать?
Я, почти не подавая виду, стал повторять, что одни и те же цифры беспробудно спят, не выходя из первой пятерки.

Но дочурка стала недовольно ворочаться – она ведь давно, еще к возрасту 6 месяцев привыкла следом за мною и мамой считать до десяти и далее. На пальцах, разумеется.
В общем, компромисс был найден: когда сообщаешь, что первые десять чисел натурального ряда крепко спят, малыш успокаивается.

Но все это проходили в первый год жизни.

Я неоднократно рассказывал, что простейшей математикой мы начинаем заниматься с первых недель жизни, и к шести месяцам вполне пристойно добраться до числа 60. 
Об этой методике можно прочесть  в книжке «Считать – раньше, чем ходить», Пальцематика», в разделе: «Тайна числа 60 Яна Коменского».

Но если Ян Коменский в 17-ом веке предлагал пройти натуральный ряд до 60-ти в 6 лет, то мы проходим этот же ряд к возрасту 6 месяцев.

Между первым и вторым годами развития дочурки мне приходилось петь, кроме этой, уже другие песни: «Книжный шкаф спит (2 раза), ну и стол – тоже спит!». И так – пока сотню другую слов не вспомнишь, если есть желание позаниматься.

Чтобы  ребенок уснул, надо «зациклить» колыбельную на нескольких банальных предметах, которые упорно спят – и все тут. 

Но, тем не менее,  пропеть словарный запас за начальную школу мне удалось уже к двум годам.

Укладывание и пение развивающих колыбельных по моей методике здорово экономит  время на обучении ребенка.

Так, после двух лет малышка почти ежедневно  печатала длинные списки слов, обозначающих предметы, о которых я пел ей когда-то, что они спят.

Такое «отцовское укладывание», на мой взгляд, является одной их необходимых причин того, что в 7 лет дочка собиралась сдать экзамены за среднюю школу.

В целом  о всей системе отцовского воспитания и обучения я рассказал в книжке "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка" (1995 г.) и в книге «Читать – раньше, чем ходить», которая впервые вышла в 1996 году. Познакомиться с этими книгами можно на сайте: www.rebenokh1.narod.ru/prod01.htm

Есть тут и другая сторона, некоторые опасности, которые следует учитывать.
Вот некоторые из них.

1. Ребеночек может привыкнуть, что ему так много интересного сообщает папа перед сном. Поначалу мама будет рада, что младенец просится перед сном к папе на руки.
2. Ну, а потом может приревновать, что ребенок больше к папе тянется. О последствиях вы можете только догадываться.
Поэтому не переусердствуйте!
Будьте трижды осторожными.
3. Моя жена долго не подозревала, какие колыбельные я пою, даже когда в год дочка стала на холодильнике складывать из магнитных букв слова.
4. Катастрофой стало то, что она и бабушка узнала, что ребенок в возрасте 7-ми лет самостоятельно прошел все программы за основную школу и принялся за школу среднюю... Тогда Лариса была готова и собралась поступать сразу ... в 7-ой класс!  Это никак не укладывалось в голове ни у мамы, ни, тем более, у бабушки. Они ведь даже не подозревали, насколько интенсивно и успешно мы с Ларисой занимаемся - ведь всё делалось в игровой форме.
5. Они организовали бесчисленное множество препятствий, чтобы ребенок не смог реализовать даже то, что умел и мог довести до совершенства. Бабушке мешал стук пишущей машинки.
5. От мелодий, сочиняемых Ларисой на синтезаторе болела голова - постоянно исчезал блок питания от него.
6. Даже настольная лампа, необходимая для печатания пропадала в далеком шкафу на кухне, которую заняла бабушка, чтобы смотреть беспрерывно идущие телесериалы. В результате ребенок потерял зрение, которое до этих "санкций" было превосходным.
7. Чтобы отвлечь от профессиональных программ, которые тогда изучали только в институтах и в которые так любила "играть" Лариса, бабушка и мама начали покупать компьютерные игры, которые я категорически запретил до исполнения 18-ти лет.
8. Вместо научных компьютерных журналов, которые читала Лариса, через несклько месяцев они начали выписывать журнал "Игромания". В результате Лариса вынужденнно стала экспертом по компьютерным играм.   

9. Ограничивайте объем новых знаний, слов  в развивающих колыбельных.  Иначе у малыша разыграется фантазия и он перевозбудится.

10. Следущее замечание касается того, что некоторые думают, что ускоренное интеллектуальное развитие приводит к гиперактивности ребенка.
На самом деле я замечал, что часто именно недостаток настоящих,  хороших  интеллектуальных  игр приводит к гиперактивности.

Конечно, во многих исследованиях показано, что одаренные дети спят мало, меньше, чем обычные. Но я убежден, что дело в дисциплине родителей:  всегда старался, чтобы малыш спал столько, сколько рекомендуют врачи.

Если же тенденция к гиперактивности имеется, то я знаю только один надежный и полезный способ: увлечь ребенка творчеством.

Серьезное творчество может поглотить какие угодно избытки энергии особо развитого ребенка.

По моему мнению, использование "интеллектуальных" методов ухода за ребенком - это некоторое, универсальное в своем роде лекарство от гиперактивности и jn многих других проблем.

Наибольшей энергии требует вербальное, словесное творчество, а для этого желательно и можно научить ребенка печатать, читать – раньше, чем ходить. Но эта проблема, на мой взгляд, решена в моих книгах по этому вопросу, см.: www.rebenokh1.narod.ru 


Рецензии