Глава 6. Поговорим о любви

     Если бы я стал кардиналом и проповедовал где-нибудь в Ватикане.... То, забравшись на  Кафедру Святого Петра, да простит меня Карл Лысый, изрёк бы:
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
И, наконец:
- Блаженны Влюблённые, ибо их есть Царство Иллюзий! 

     "Двое влюбленных в ночи дивились огромной звездою, — Утром постигли они — это сияла луна", - писал известный поэт-попугай. Вы когда-нибудь слышали такое:
- Я постоянно думаю о нём…
- Все мысли только о нёй…
- Его образ неотступно следует за мной, что бы я ни делала, о чём бы ни думала…
- Хочется постоянно быть рядом…
- Я счастлива, потому что люблю…. Весь мир стал ярким и радостным!
       Как рождаются подобные высказывания? Какие же глубинные тектонические процессы приводят в движение разум влюблённых? Посмотрите сами и убедитесь в том, как Влюблённость формирует параноидальный синдром:
- Она постоянно рядом со мной…
- Я слышу её нежный голос и разговариваю с ней…
    Что ещё тут можно сказать, коллеги? По-моему диагноз, как говориться, - налицо!
      
       Если бы я был психоаналитиком, то попросил бы Дядю Лёню называть меня не иначе, как Зигмунд. Зигмунд Георгиевич Депере - это звучит!  Имея такое звучное имя, можно уверенно приглашать кого угодно на психотерапевтические сеансы.     Например, чижика Чарли нужно пригласить обязательно, поскольку исследование бессознательных процессов в фазе влюблённости - это большая редкость. Влюблённые, к сожалению, не часто ходят к психиатрам, а следовало бы.  И поскольку чижик уже согласился на сеанс, и сидит рядом на жёрдочке, я, пожалуй, начну....
- Как ты знаешь, Чарли, я в своё время отказался от гипноза, потому что у меня ничего не получалось. Вместо бесполезных попыток навести сомнамбулический транс, я придумал метод свободных ассоциаций. Поэтому, тебе ничего не надо делать, сиди себе на жёрдочке и плети всё, что приходит в голову. Но тему я, всё же, подскажу: какие ассоциации возникают, когда ты думаешь об Умственно Отсталой Чижихе?
- О прекрасной незнакомке?
- Да, о ней. Говори всё, что спонтанно рождается в твоей головёшке. Так сказать, перцептивно аналогизируй, главное не останавливайся.
- Гм... гм. Ну, так.  Жизнь её яркой кометой пронеслась мимо меня и разорвала в клочья туман сомнений и неуверенности. Теперь это стало очевидно: я влюбился в эту прядь пёрышек и в эти лакированные коготки на ногах. За ширмой понимания остался, правда, вопрос: в какой момент это произошло? И сейчас я уже припоминаю, что был просто путником в пустыне, одиноким странником, умирающим от жажды. Я нашёл этот колодец, в который упали капли молока из сосцов святой Мириам, упали и превратились в отражение месяца. Нашёл и припал опалёнными губами, чтобы стать фаном любви. Фанатизм – частное проявление идиотизма.
- Недурно, очень недурно. Не останавливайся, продолжай.... 
- Теперь я вожделею её правильные геометрические формы, целомудренную белизну пластиковых панелей, сверкающий никель элегантной ручки. Обворожительное урчание её агрегата пробегает мурашками по телу. Я желаю её всё сильнее.
А когда…. Когда мягкое щелканье её двери бросило в дрожь, когда она открылась мне вся, без остатка…. Когда я познал и прозрел её внутренний мир: от морозильной камеры до яйцекладов…. Тогда мой компрессор взвыл и начал нагнетать фреон сверх допустимой нормы, арктическое дыхание участилось. Я заиндевел, накренился, и потёк. После ремонта я снова стал чижиком. Вывод: сильное желание опасно для холодильников.
- Э-э, что-то тут есть, конечно. Это явно расширяет сознание. Продолжай, Чарли.
- Хорошо. Теперь я вижу себя со стороны, точно смотрю фильм. Вот он, господин Чарли, а может уже не Чарли, а, скажем, маляр-имиджмейкер Дали. Вот он снимает с неё одежду и сдирает кожу, срезает мышцы и убирает кости; аккуратно складывает в кучу железы, лёгкие, кишечник, печень, почки, селезёнку…. И вот пред ним, покачиваясь из стороны в сторону, сидит нейронное существо: гигантский корень с щупальцами нервных волокон, исходящих от основного ствола; на его вершине грецкий орех головного мозга, и на белёсых нитях белые яблоки глаз: серо-голубая радужка и пульсирующие дыры зрачков. Теперь ему осталось раздеться самому. О, Я понял! Это - инсайт!!! Антон Павлович не прав. Глаза – это часть мозга, выведенная наружу!
- Э-э.... Пожалуй, хватит свободных ассоциаций, а то я не усну сегодня.      
       Извините за неудачный сеанс. Вывод ясен: чижики психоанализу не поддаются. Впрочем, не только они. Человеки годами ходят на сеансы и плотят, и плотят.... М-да, хотя ассоциации Чарли возможно и занимательны, они не приближают нас к истине.
   
    Ах, если бы я выступал на международном симпозиуме по литературе! С докладом по теме "Романтическая любовь в современной прозе"....  Я бы привёл пару примеров описания понятия любви. Заметьте, именно понятия. Один умеренно известный попугай-философ, Свирь Питерский, говорит:
       «Любовь – это волшебная сила. Как цунами, в результате сдвига тектонических плит, она рождается в недрах личности. Приход её невозможно планировать или предотвратить, и последствия её непредсказуемы.  Не все способны на великое и самоотрешённое. И к  некоторым Любовь вообще  никогда  не приходит. Этой волшебной силе  надо построить пантеон и возвести её в ранг особого божества, и почитать её. Ибо она  - эта сила может создавать или разрушать. Самые светлые порывы души окрылялись Любовью. Самые гадкие предательства делаются во имя Любви. Мы должны быть готовы  к её приходу. Мы должны отвести  и свято беречь ей место в своей душе!».
        - Жора! Что это?!  - удивитесь вы, - Это чёрт знает что такое! Какое-то штамповочное производство тазиков! Жужжание проволочной моталки и грохотание блюмингов и слябингов. Громыхание жерновов спящего разума! 
       Мне трудно согласиться с вами, с одной стороны. С другой, - зачем мне такие трудности? Ведь, на свете достаточно дураков, которые ни за что не скажут: "Я есмь ценность самого себя, выраженная в собственных окончаниях и следствиях. Оттого и свободен. Оттого силён задним своим умом!". Ну, ...  кроме попугаев, конечно.
       Хорошо, приведу другой пример описания любви. Вот она, голая правда студентки филологического факультета.
      "Однажды ко мне в гости пришёл один знакомый (мы с ним на одном курсе учимся). Ну вот, он вначале пошёл на кухню нагло! Залез в холодильник и начал жрать там всё, что попало. А потом начал ко мне приставать и цепляться. Я ему никакого повода, кстати не давала. Я вообще НИКОМУ НЕ ДАЮ. Да, а Муся, моя кошка, меня страшно заревновала и как набросится на него. Он говорит, что она бешеная, что-ли? А я ему, не будешь приставать, когда не просят. Он обиделся, плюнул на пол и ушёл. А я за ним харчки не собираюсь подтирать, я не нанималась. Взяла я на руки Мусю и подумала, правильно: КОГДА НЕ ПРОСЯТ - НЕ ЛЕЗЬ В ХОЛОДИЛЬНИК!".
       - Причём тут холодильник?! - возмутитесь вы. - Ты что нам дрянь какую-то рассказываешь, Жора?
- Виноват, случайно занесло на http://www.proza.ru/. Не будем отвлекаться и вернёмся к теме. Никто не может вышибить нас из гнезда! 
       Согласитесь, что художественная литература - это слабый инструмент познания.  Что такое любовь, я не знаю. Проведя всю свою жизнь в обществе человеков, я пришёл к заключению, что и они не могут точно определить это понятие.  Историческая память птиц простирается в прошлое на..., - неизвестно на сколько простирается. На много, видимо. На пути культурного и научного развития цивилизации тема любви многократно увековечена памятниками скульптуры, живописи, поэзии, театра и музыки: от первых древнеегипетских фресок и песен Сапфо до популярнейших романов Митчелл, Маккалоу, Саган и, конечно, Ирины Волчок.  И за всё это время никто так и не сформулировал точных критериев понятия "Любовь".  Поэтому, о любви мы говорить не будем, мы будем говорить о Состоянии Влюблённости.
         Известный русский психоаналитик, учитель З. Фрейда, отбыв четыре года на каторге за то, что переписывал чужие письма,  пришёл к замечательному выводу: "...влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя". Согласитесь, есть разница между предметным психофизиологическим состоянием  "Влюблённость" и многокомпонентным и абстрактным понятием "Любовь". Если Достоевский это понял на каторге, то мы то с вами, сидя на уютных жёрдочках перед телевизором, тем более способны это понять. Поэтому, давайте договоримся: если мы будем употреблять термин "Любовь", то обязательно с присовокуплением слова "Романтическая", как это делает Роберт Джонсон. А "Любовь" как процесс - исключительно в разрезе основной биологической функции.

      Чтобы прояснить, что же произошло с зелёным чижиком, нам необходимо обратиться к науке. Много лет назад я прослушал лекцию по радио. Там какой-то дядька рассказывал про коклюш - детское заболевание, сопровождающееся жутким кашлем. Я хорошо запомнил его рассказ и теперь, сопоставив факты, пришёл к следующему заключению...
      Состояние влюблённости – это действие циркуляторного очага клеток головного мозга (доминанты). Состояние влюблённости – это ПАРАНОИДАЛЬНЫЙ СИНДРОМ (навязчивое состояние) экспрессивно-маниакального характера. Вот он, господин Иванов. Он идёт по проезжей части дороги с букетом цветов, с расфокусированным  “взглядом Северной Калифорнии”, с блуждающей улыбкой счастливого идиота...   прямо под колёса большого грузовика. Он ничего не видит вокруг, он погружён внутрь себя. В этот момент он является настоящим Творцом! Он - Созидатель. Он творит ..., он уже создал Кумира. Имя его божества – Фантом! Идеализированный образ одушевлённого объекта объективной реальности.  Состояние влюблённости можно объяснить формированием циркуляторного очага возбуждения в коре и подкорковых зонах головного мозга. Этот очаг возбуждения имеет определённые свойства и очень похож на устойчивую нейродоминанту Ухтомского-Кочергина при таком детском заболевании как коклюш (к-хе, к-хе).   
- Стоп, Жора! Ты с ума сошёл! По-твоему, любовь - это болезнь? Любовь, по-твоему, это коклюш? Кхе-кхе?
- Успокойтесь! Не всё так просто. Во-первых, не любовь, а состояние влюблённости. Во-вторых, да! Состояние влюблённости - это болезнь. Более того, это заразная болезнь. Гораздо более опасная, чем лихорадка Эбола. Бациллы влюбчивости носятся по свету точно пули крупнокалиберного пулемёта. Пуля - дура. Через органы слуха и зрения они попадают в мозг и вызывают галлюцинации! А как ещё объяснить высказывания типа: "Дурак я был, что влюбился!"?
         
      Если бы после вручения нобелевской премии, я выступал на пресс-конференции.... Да. Так вот, представители прессы обязательно напали бы на меня со своими неудобными вопросами.
- Георгий, ответьте на вопрос корреспондента патриотической газеты "Любовь до гроба". Все мы знаем, что влюблённость - это генератор творческой энергии. А вы, уважаемый, утверждаете, что это разрушительная болезнь.
 - Давайте не будем искажать факты! Я не говорю, что это разрушительная болезнь. Она скорее созидательная. Состояние Влюблённости - это стресс, а не дистресс.  Идеальный Образ Любимого - это воплощение мечты! Каждый, кто испытывал это состояние, знает, что Образ Любимого как свет в окне озаряет наше воображение, заставляет быть лучше, нравственнее и чище. Поэтому окрашивается в розовое или голубое....
- Абсолютная правда, Георгий! Именно, в голубое!
- Представьтесь, пожалуйста.
- Моисей Борисович, корреспондент он-лайн издания "Квир".
- Ещё один вопрос от редакции "Комсомольская зорька". Вы утверждаете, что Влюблённая птица создаёт Кумира.  А если созданное представление в виде Божества или Фантома, как вы утверждаете, в точности совпадает с реальной живой птицей?
- Значит, вы никогда не влюблялись. Для птицы испытывающей окрыляющее состояние влюблённости объект обожания - это Идеал! Позвольте вам это доказать. Вы влюблялись когда-нибудь? Вот, вы конкретно испытывали такие чувства? Судя по вашему чувственному клюву, душечка, можно догадаться, что это было не один раз. Я прав?
- Конечно, все испытывают, я думаю.
- Ну, тогда скажите. Когда вы мечтали о своём возлюбленном и представляли его себе ярко, вы  допускали возможность, что он какает или пукает?
- Что-что, простите?
- Вот именно! Идеальный образ возлюбленного этого никогда не делает! Он не имеет права пукать! Это делают реальные птицы, только не Идол. Когда две незнакомые птицы встречаются, они стараются понравиться друг другу - это аксиома. Они выпячивают свои положительные стороны характера и пытаются убедить друг друга, и себя заодно, в том, что они такие и есть на самом деле. Главное в этом деле, случайно не пукнуть. А то всё благоприятное впечатление, которое вы создавали с таким трудом, моментально улетучится. Птицы забыли эту истину, как говорится, но ты не забывай!
- Гоша, а не могли бы вы определить этот феномен более точно? Найти что-то общее  для всех птиц, что сотворяют себе кумира?
- С удовольствием, мои впечатлительные друзья! Идеальное Представление Объекта Любви - это очень мощный, буквально магический фактор. Во-первых, он оказывает бессознательное действие. То есть, в обход разума. А всё, что действует в обход разума, не подвергается критике. Это принимается как слепое убеждение. Назовём его Слепой Звездой. Во-вторых, Слепая Звезда начинает действовать (присутствовать) во всех жизненных ситуациях, она захватывает и подчиняет всё новые и новые контексты, концентрируя на себе многие внешние и внутренние раздражители. И тогда чижики говорят: "Всё напоминает о тебе! И ты везде!". Далее, Образ Слепой Звезды подавляет все разумные аргументы и доводы. Как пел один известный бард-попугай:
"Все говорят, что — не красавица.
А мне такие больше нравятся.
Ну, что ж такого, что — наводчица?
А мне еще сильнее хочется!"
      Кроме того, мы наделяем Идола всеми лучшими качествами характера, которые имеем сами, и которых в нас никогда не было. Но и этого мало! Поскольку Божество представляется нам верхом совершенства, то и всё, что делает реальная птичка - совершенно. Слепая Звезда убаюкивает разум, напевая мантру совершенства: (22)"Ах, какое блаженство знать, что Я - СОВЕРШЕНСТВО".
Влюблённые не видят разницы между Богом и Идолом. Они не понимают, что Истинный Бог ставит вопросы, а Ложный - предоставляет готовые решения.
       Но сотворение кумира - это малый грех. Больший, - осознавать, что ты являешься кумиром для ближнего своего и продолжать играть роль божества. Ибо, быть богом - значит превращать в рабов тех, кто почитает тебя. "... и перестали эти трое людей отвечать Иову, ибо он - праведник в собственных глазах". Испытание властью проходят немногие.  Возьмём, к примеру, учёного попугая Швеллера. Он говорит: "Для того, чтобы тебя любили, ты должен дать человеку две вещи ....  Ты должен дать ему страдание". И "... дать любимому хоть как-то почувствовать свою какую-то исключительность...".  Что это, как не инструкции по сотворению кумира? Неужели Швеллер не читал Мелвилла?
        Когда в голове птички происходит революция и власть захватывает Слепая Звезда, уравновешенного и рассудительного монарха по имени Разум отправляют в Бастилию. Там, за решётками темницы,  он уже не может вмешаться в политику, всё, что ему остаётся, - это ковырять в носу и думать: "Это что бунт? Как же так вышло?". Тем временем, пылающая  королева занимается генеральной уборкой: все следы прежних влюблённостей должны быть беспощадно стёрты. В горниле революции порой сгорают многие счастливые моменты, которые теплились в закоулках памяти. Один близкий знакомый рассказывал, что вместе с новой пассией они устроили ритуальное сожжение фоток прежних своих возлюбленных.
       Но вернёмся к чижику Чарли.  Идеальный Образ Представления Умственно Отсталой Чижихи в полную меру высвободил творческий потенциал маленькой птички. Если бы прославленные соколы - Чкалов, Нестеров и Коки-Наки - увидели акробатический пилотаж молодого лётчика!  Зарыдали бы воздухоплаватели, и навсегда бросили авиацию. Если бы певец революции стал очевидцем этих событий, то он бы обязательно встал в театральную позу и прочитал: "Между потолком и полом гордо реял чижик Чарли! То крылом плиты касаясь, то стрелой взмывая к люстре! Он кричал и в этом крике...  и так далее".
- Георгий, можно вопрос?
- Да, вы его уже задали.
- Ещё один... А вы то сами? Вы сами-то хоть раз влюблялись?
- Гм... гм... Ну, если честно, то чувство влюблённости пришло ко мне постепенно. Оно родилось как у всех - незаметно. Под влиянием эффекта первого впечатления. Я имею ввиду цилиндры на голове Любки. И конечно, мои глубокие и трепетные чувства к хозяйке дома были спровоцированы чудовищной несправедливостью. Ну, как, посудите сами, такая прелестная женщина могла отдаться под власть обаяния этому колючему мерзавцу? Я ничего хорошего конечно не могу сказать о её муже. Отсутствие перьев и хвоста, невозможность летать и прочие умственные и физические недостатки могли, конечно, отвратить Любку от мужа. Но как она могла отвратиться в сторону Кактуса?! Как можно сформировать идеальный образ любимого на модели сдающегося в плен фашиста? Не понимаю....
     Вот, вкратце, про создание идеального представления. А теперь пора закруглять нашу пресс-конференцию, снимайте с меня микрофоны и расходитесь по домам. Спасибо за внимание.      
- Ещё один вопрос, Жора.С чижиком Чарли нам всё понятно. А, что же случилось с чижихой? Что случилось с УОЧкой? Коснулось ли её маленького тельца трепетное чувство сладкой тревоги и ожидания? Взорвалась ли в её подкорковой вселенной  SUPER NOVA?
- Ничего подобного, Господа!  Ничего там не взрывалось, не колыхалось, и не тёпалось.


Рецензии