Болезнь М Г Собакина факты

2. 25 июня 1755 г. на куртаге в Петергофе императрица позволила канцлеру отпустить М. Г. Собакина на полтора года за границу «для лечения от его болезней». 7 августа вышло официальное разрешение. 19/30 августа 1755 г. у Риги он покинул пределы России, возвратился 22 июля (2 августа) 1757 г. (РГАДА, ф. 286, оп. 1, д. 439, л. 465; АВПРИ, ф. 2, оп. 2/1, д. 1486, л. 243; д. 3093, л. 134; д. 3095, л. 182, 183 об.; см. также Камер-фурьерский журнал за 25 июня 1755)
Михаил Григорьевич Собакин

Советник канцелярии Михайла Григорьев сын Собакин. От роду ему сороковой год. Написан в Кадецкой корпус в конце 1731-го года, откуды в 1738-м годе из сержантов выпущен с протчими в порутчики, и был в 1740-м году от покойнаго фелтьмаршала графа Лессия с секретною комисиею посылан в Новгород, а оттуда с тою ж комисиею указом из бывшаго Кабинета посылан в Сибирь. В том же году указом из Военной коллегии определен к покойному генералу Бисмарку флигель-адъютантом капитанскаго ранга и от помянутаго фелтьмаршала графа Лессия посылан с комисиею ж из бывшаго Кабинета в Польшу к обретавшемуся при королевско-польском и кур-саксонском дворе министру графу Кейзерлингу.

В 1741-м году по отлучке генерала Бисмарка и уволнении его, Собакина, от военной службы определением Правительствующаго Сената пожалован он, Собакин, коллежским ассессором, а резелюциею бывшаго Кабинета велено быть ему тем чином в государственной Коллегии Иностранных дел по знанию его чужестранных языков. Потом он розбирал и описывал государственной архив. А 1747-го года декабря 4-го дня имянным Ея Императорскаго Величества за подписанием собственныя руки в Правительствующий Сенат указом пожалован в советники канцелярии с всемилостивейшим жалованьем по тысяче рублев на год из Статс-канторы. И от коллегии определен в Малороссийскую экспедицию первым членом, в которой и ныне обретается 1.

Детей не имеет. Дворовых людей и крестьян, положенных в подушной оклад, имеет в Московском, Кузмодемьянском, Ярославском, Кашинском, Орловском [уездах] четыре тысячи пятьсот пятьдесят душ.

Михайла Собакин 2.

В бумагах М. Л. Воронцова сохранились три письма советника, адресованные вице-канцлеру, о случившемся с ним зарубежом. Ниже, в качестве приложения, они воспроизводятся полностью.




 Вашему графскому Сиятельству имел я честь доносить, что за позным приездом моим в Акен я всю зиму без употребления вод и бань проводить был обязан, лечася другими лекарствами. С мая месяца зачал пить воду в Акене, а с июня здесь, в Спа. Но нещастием моим и весна в здешних местах необыкновенно худая была. Докторы лейденския Албниус и Геициус, чему господин Щепин свидетель, а при том акенския и здешния согласно присудили мне спаданския чрез [138] долгое время в настоящую погоду употреблять воды, а при том в разсуждении слабой моей груди и особливой к простуде склонности — беречся стужи и ветру. Но срок 3 отпуску моего в феврале месяце предидущаго года окончится. А я поныне хотя некоторую от воды и бань помочь чувствую, но не токмо болезнь из корени излечена, но ни приключенныя к оной безпокойства — болезнь головы, безсонница, трепетание в груди, не варение желутка — и по сие время не отошли. А со всем тем самыя зимния месяцы в дороге и безпокойстве препроводить надобно. Для сих обстоятелств нижайше Ваше графское Сиятелство прошу милостивейше продолжение отпуска моего, хотя на полгода еще, изходата[й]ствовать.

Вы, милостивы[й] государь, без клятв и уверений моих поверить можете, что сие продолжение отпуска моего не для веселия и забав я прошу. Равным образом и не лишнее любо[пы]тство, толь менше празность и легкомыслие к тому подают мне способ. Лета мои и слабость здоров[ь]я достаточная в том порука. Самая требует нужда. Я желаю чрез лечение и хорошей воздух при милосердии Божии, ежели не совсем от болезни излечение, по малой мере, надежную получить поправку. Вы изволили видеть, в каком я состоянии из Питербурха выехал. О болезни моей и страдании вернее всяких докторских свидетелство показывало мое лицо. Я по всем изъявленным Вам, милостивый государь, доказательствам несумненно надеюсь милостивой Вашей в продолжении отпуска моего помощи и заступления, на которыя ответа во Франции, куда я для легкаго воздуха чрез две недели отсюда отъеду, ожидать буду, пребывая в глубочайшем почитании

Милостивый государь, Вашего Высокографскаго Сиятелства
нижайший и покорнейший слуга Михайла Собакин.

В Спа, 5/16 дня июля 1756».


 За месяц пред сим из Спа принял я смелость Ваше Высокографское Сиятельство покорнейше просить о изходатайствовании мне продолжения отпуску моего хотя на полгода еще. Ныне, ползуяся случаем отъезда господина Мишеля, то нижайшее мое повторяю прошение.

Я сюда в вечеру вчера приехал и в надежде милосердия Божия от прежде бававшаго моего дохтура господина Саншеса ползоватся начну, последуя его советам.

Всепокорнейше Ваше Сиятелство прошу о продолжении Вашей ко мне милости, которой я всеми силами достойным зделать меня тщуся, пребывая в глубочайшем почитании

Милостивый государь, Вашего Высокографскаго Сиятелства
нижайший и покорнейший слуга Михайла Собакин.
Милостивый государь,

По приезде моем вчера сюда нашол я, дожидавшееся меня, Вашего графскаго Сиятельства милостивое писмо. Оно столь меня обрадовало, что я во всю мою отлучку так приятного не имел часа. Нижайшее Вам, милостивый государь, приношу благодарение за отсрочку. Но паче за неоцененное обнадеживание высокой Вашей милости, в которую со всем меня поручаю, надеяся крепко, что Всемогущий Бог за то Вас милосердием своим наградит.

Господин дохтур Саншес присоветовал мне на зиму из Парижа выехать для стужи, и я в ожидании отсрочки за безпокойствами в немецкой земли чрез Венецию, в случае на преждней срок, возвратится намерен был или в Итали[и], получа позволение, проводить зиму. Но в Парме так силно трепетанием серца и занятиим [нрзб.] занемог, что в опасности был. Тамошней лутчей дохтур пущением силным крови, а на другой день крепким проносным, пособил было окончать жизнь. Однако Бог избавил, и, чуть возможно стало, доб[р]ался до Болонии, где дохтур Мулинали несколко мне помог. Потому я в дороге своей замедлил.

Не знаю, как проживу зиму. В Спа и в Париже я лутче находился. Но к тому летняя может быть способствовола погода. А осень и начало зимы не столь мне щаслива. Часто разными безпокойствами мучуся. А болше безсонницею, болез[н]ию головы и дрожанием серца. Побыв здесь несколко для лутчаго еще воздуха, отважусь ехать в Непаполь. Здесь сыровато. Печей нет. А в покоях от камина нагретие плохо. Они же летними все поделаны. Так нам руским и легкая да без всякого укрытия стужа не свойственна.

Здесь весь город в великом движении. Папа уже третей день от дохтуров отчаян, и с часу на час ожидают ево кончины. Весною я чрез Венецию, посмотря где способнее проезд будет, к Риге ли или к Украине возвратной мой учрежду путь, пребывая всегда в глубочайшем и искреннейшем почитании

Милостивый государь, Вашего графского Сиятелства
нижайший и покорнейший слуга Михайла Собакин.

В Риме, 6/17 декабря 1756.


Рецензии