Иудео-мессианство

 
Наше время имеет некоторые положительные аспекты – например, доступность информации; имеет и отрицательный момент: мы не успели отработать механизм фильтрации и приобрести иммунитет к сенсационной информации. Встала серьёзная проблема сохранения целостного мировоззрения при наличии огромного многообразия мнений. Россия впервые столкнулась с таким информационным потоком, и путь осмысления и самоопределения небезопасен. Конечно, при наличии огромного количества частных мнений, люди всё же группируются по отношению к основным вопросам бытия, но многопартийность ещё не состоялась в России как положительная система.

Русская Православная Церковь — система сложившаяся. Хотя, вероятно, имеет смысл напоминать её базисные ценности. РПЦ выстроилась на российской земле и обладает рядом своеобразных качеств, свойственных именно российскому сознанию.
Русское Православие, хотя и не охватило весь мир, но в связи с вынужденной эмиграцией наиболее образованной части русского народа после Октябрьской революции распространилось на более широком пространстве, что сопровождалось строительством храмов и распространением вероучения в других странах. Отчасти, это напоминает историю еврейского народа, распространявшего свою веру во времена вынужденного рассеяния. Есть о чём задуматься.

Евреи христиане проповедовали христианство. Евреи иудеи — иудаизм. Следует признать, что обе группы несли совершенно различное мировоззрение, и, по сути, были представителями двух разных цивилизаций. То есть, в отличие от русских, евреи не представляли собой единое религиозное начало. Сейчас существует достаточно материалов на эту тему, поэтому мы не будем вдаваться в подробности. Нас интересует тот несостоявшейся симбиоз, который сегодня пытаются воссоздать евреи под названием «Иудео-мессианства».

1. Немного истории
Евреи со времён вавилонского плена стали многопартийной нацией:
Садуккеи отстаивали традиционное вероучение, национальное и местечковое;
Фарисеи (книжники) создавали учение о Богопознании более универсального характера;
Ессеи следовали учению о личном спасении через покаяние и аскетизм.
Мы видим достаточно определённую картину общественного устройства. Можно сказать, что эта схема характерна для большинства обществ, способных к самоопределению и свободному выбору. Вероятно, это разделение неизбежно. В русском менталитете эти партии имеют свои названия. Они менялись со временем, но сохраняли определённую ориентацию:
славянофилы, космополиты-экуменисты, монашествующие.

2. Религиозное самоопределение
Если каждый человек ищет свой путь внутри национальной религиозной традиции, и путь отступничества является исключением, то религиозное самоопределение нации (выбор веры) — процесс мистический, требующий обоюдного согласия обеих сторон (Бог выбирает народ, а народ – Бога). Сейчас можно говорить о факте сознательного выбора, ибо тысяча лет — достаточный срок, чтобы проверить привязанности. Поэтому отказ от Православия для русского человека — это отступничество (неоязычество сложно истолковать – как возвращение к вере предков ради просветления нации). Часть еврейского народа просто стала неотъемлемой частью российского, объединившись с ним в религиозном самоопределении. Какая-то часть, как русского, так и еврейского народа, сейчас пытается заново самоопределиться в связи с ростом национального самосознания. Всё это как-то «случайно» совпадает с модой на генеалогические исследования и расовую самоидентификацию. Наверное, будет много сюрпризов. Интересно будут ли люди менять вероисповедание при обнаружении у себя каких-то неожиданных предков?
История религиозного выбора еврейского народа всем известна. Попытка возродить мессианский иудаизм возникла, конечно, не на голом месте, но, безусловно, на российской почве это вызовет трения, потому что, это конфликт двух разных цивилизаций. Корень конфликта в самом «Израиле», как народе.

3. Государство «Израиль»
Создание государства «Израиль» представляется мне очередной катастрофой для лучшей и совестливой части еврейского народа. Происходит воссоздание одной из худших страниц древней истории — еврейского национализма. Этот дремлющий демон разбужен разгорающимся духом правоверных иудеев в их стремлении возродить сознание богоизбранности еврейского народа. Чем это грозит самим евреям? Очевидно, очередным рассеянием. Ибо это происходило уже не раз по воле Божией, ради вразумления избранного народа (поскольку Богоизбранность определяется служением, а не паразитированием). Богоизбранный народ, которому много даётся, должен служить Богу, просвещая народы и умножая любовь в мироздании. Рассеяние евреев всегда было промыслительно (если верить в разумное управление мирозданием), и, если смотреть беспристрастно, одинаково полезно, как для самих евреев, так и для народов, на земле которых они поселялись. Лучшие представители еврейского народа, утрачивая гордыню национальной богоизбранности, были вынуждены учиться любить не евреев. Это очень жесткие условия: на чужой земле быть носителем правды Божией. С одной стороны, что бы выжить, необходимо отстаивать собственные интересы и объединяться со своими, что бы противостоять коренным жителям. С другой стороны, отстаивая узконациональные интересы, человек любой национальности теряет своё Божественное предназначение (Божественное предназначение человека — в любви к Богу, как Творцу и Отцу, в любви ко всему сущему в Сыне и в отдании должного Духу Божиему, энергиям Божиим, которыми все творится и просвещается).

4. Почему иудейский мессианизм не состоялся в истории, как всемирное явление, в отличие от христианства?
Потому что противоречие между иудаизмом и христианством существовало изначально. Иудаизм предполагает противоположение одной общности: богоизбранной расы и другой общности – гоев (т.е. других). Противостояние и разделение в дохристианском мире естественное и объяснимое. Первые христианские общины в Иерусалиме носили мессианский характер, и состояли из иудеев, уверовавших во Христа, как в мессию. Очень короткий исторический период не смог повлиять на христианство во вселенском масштабе. Вероятно, что очень немногие люди будут оспаривать право современных евреев быть христианами, сохраняя при этом веру предков. В христианском мире иудаизм, не принявший христианства, в своём историческом развитии неизбежно перерождается в талмудизм, где нет места Христовой любви к врагам своим, а есть двойная мораль: для своих, – и чужих («Убей Амана»). Иудейский мессианизм без переосмысления иудаизма не способен решить основного внутреннего противоречия для того, что бы претендовать на вселенскость. Если же иудео-мессиане идут на очередное противостояние с иудео-талмудистами, то дай Бог им мужества в неравной борьбе.

5. Почему иудео-мессианизм, как вероучение, конфликтует с Русской Православной Церковью?
В иудео-мессианстве традиционно возникает отторжение православного храма с культурой иконы, как части вероучения и культового действа. Отсюда вытекает отторжение двухтысячелетней истории христианской культуры и тысячелетней истории Русской культуры. Отторжение связано напрямую с отрицанием. Отрицание неизбежно требует апологетики и новых богословских трудов. На практике мы уже проходили период отрицания: всё закончится очередным «Чёрным квадратом». Иудео-мессианство не сможет удержаться от критики основ Православной культуры.
Следующий момент — это запустение храмов и строительство синагог (или чего-то подобного). По примеру отношений с протестантами – есть схема противостояния.
По логике отношений, следующим шагом может быть заявление о том, что христианство вообще основано самозванными апостолами, а Христос пришёл спасать только погибающих овец стада Израилева.
Ну, а следующий шаг — это объявление России Израилем, и однажды утром все мы просыпаемся иудео-мессианами. И всё сначала...
Я думаю, что иудео-мессианам нужно напоминать и о таком понятии, как «Новый Израиль», которое более вместительно, чем родоплеменное. А кто — без греха?


Рецензии