Фарфоровые куклы

ИСТОРИИ МОЕЙ ПРАБАБУШКИ. Фарфоровые куклы

Фарфоровая кукла жила на фортепьяно прабабушки Марии Федоровны. Была она такая дорогая и такая красивая, что мне, еще маленькой пятилетней девочке, давали её только подержать в руках под присмотром бабушки на несколько минут. Она, кукла, была совершенно как живая, и без меня смотрела долгим грустным взглядом на паркет большой светлой гостиной, бабушкину спальню за темной тяжелой занавесью и круглый обеденный стол, покрытый скатертью с изумительными вышитыми бабушкой розами. А где-то в глубине дома за высокими двустворчатыми белыми дверями томилась без нее, глядя на высокие лепные потолки, приболевшая я. Пока бабушки не было дома, мы разговаривали с моей куклой так, на расстоянии.
- Вы тоже кукла, - спросила меня она, - раз лежите здесь в этой хорошенькой кроватке? Мы, куклы, созданы для праздника, сверкающих огней и веселья. Поэтому так утонченны и милы. У нас красивые глазки и губки, бледные личики и завитые локоны. А еще у нас очень нарядные платьица. У вас много нарядов?
- Очень много, - я раньше не знала, что я тоже кукла, но этот вопрос убедил меня и успокоил.
- Расскажите мне о них, - Фарфоровая кукла вздохнула в блаженстве.
Я устроилась поудобнее, сложив ладоши на животе:
- Мои платья висят в красивом большом гардеробе из темного лакированного дерева на ма-а-леньких вешалочках, - начала я, смакуя. - Каждое утро я выбираю одно на сегодняшний день.
- Ах, они, наверное все из шелка! - Фарфоровая кукла восхищенно взмахнула длинными ресницами.
- Есть и из шелка, на они на праздник, голубое с лентой вокруг пояса, и белое с оборкой внизу, алыми цветами и рукавами-фонариками.
- Как мило!
- Но мои самые любимые другие. Зеленое шерстяное платье в разноцветную клеточку, однотонной кокеткой в канте и парой чудесных вишенок на ветке у круглого воротничка.
- Самых настоящих? - воскликнула Фарфоровая кукла в удивлении.
- Они сделаны из стекла, и почти прозрачные, внутри каждой словно горит ма-а-ленький огонечек.
- Ах, как это восхитительно! А еще, еще!
- Еще шерстяное синее платье, с чуть завышенной талией и чудесной встречной складкой посередине, оно расклешенное книзу и в нем приятно кружиться. Я ношу его с осенним пальто с круглыми пуговками на одной ножке и хлястиком. Как настоящая барышня!
- Так Вас уже вывозят на балы? - обрадовалась Фарфоровая кукла.
- Каждый день! Это я сейчас заболела и сижу дома, а так каждый день мама отводит меня в садик, у нас там музыка, и танцы, и много других мальчиков и девочек.
- Как же я Вам завидую... - вздохнула Фарфоровая кукла. - Я давно нигде не была. А они тоже сделаны из фарфора, другие девочки и мальчики?
- Наверное, ответила я неопределенно, задумавшись, что может быть и надо бы это проверить... Но, знаете, они растут.
- Ах, ничего особенного, мы Фарфоровые куклы тоже растем. Я знаю моих подруг, они совсем взрослые девушки, такие тонкие и изящные, они умеют плавно двигаться и даже танцевать, у них тонкие хорошенькие ручки и ножки, и наряды, в жемчугах, бисере и вышивке. И главное, они со временем становятся все краше и краше.
Я никогда не слышала про такие повзрослевшие фарфоровые куклы, и была очень удивлена, но с другой стороны, если я вырасту, то стану как раз такой, как она говорит.
Я устроилась по уютнее и принялась думать, какая я буду, когда вырасту. Мне приходили в голову разные умные мысли, но поскольку я болела, те мысли, что пришли, так загрузили мою горячую голову, что  в ней начало жужжать, и все в комнате медленно закружилось. "Слишком много думать наверное вредно", - подумалось мне. Я хотела еще поговорить с бабушкиной куклой, но она, кажется, заснула, потому что больше не отвечала.
Мне очень скучно было дожидаться бабушку из магазина, но, наконец, хлопнула парадная дверь, а еще чуть позже в комнату вошла Мария Федоровна с небольшим подносом в руках. Она поставила поднос на столик рядом с моей постелью и присела сама на край кровати.
Ее прохладная сухая рука коснулась моего лба,
-Ах! - тихо воскликнула она, но больше ничего не сказала, только протянула мне таблетку и чашечку с кисло-сладким питьем.
Я послушно приняла лекарство, за что мне была дарована тарелочка со свежими ягодами.
Я принялась за угощение, между тем передав бабушке мой разговор с ее куклой.
- Что это за взрослые подросшие фарфоровые куколки? - поинтересовалась я у нее.
Она на секунду задумалась.
- Видимо, это балерины...
- Балерины? Те, что в телевизоре?
- Да. Раньше они были маленькими куклами, как ты, но потом учителя танцев стали учить их разным па и антраша, ходить на мысочках, очень прямо, и кружиться в красивых платьях-пачках.
- Значит, я тоже могу стать балериной?
- Да, если научишься танцевать.
- А ты умеешь? - радости моей не было предела.
- В детстве у меня была учительница танцев, и гувернантка, и няня.
- У меня нет ничего, - протянула я грустно.
- Ты же ходишь в детский садик, там с вами занимаются воспитательницы, учительница музыки... - улыбнулась бабушка.
Я немного успокоилась, но все же решила попросить бабушку рассказать мне все-все, чему ее учили в детстве. И она рассказала.
Танцам, а, следовательно, и осанке на всю жизнь, детей в семье учили придворные танцоры. Все девочки и мальчики окрестных семей выстраивались вместе в танцевальном зале, где собрались музыканты. Звучали мелодии, простые вначале, а потом все более сложные, где мы, говорила бабушка, выучивались сначала красиво ходить, двигаться плавно под музыку, а потом и танцевать уже парами.
Много внимания уделялось осанке, фигуре, положению рук и ног, выражению лица, учили вести беседу за танцем. Во всем имелись свои тонкости. Все эти многочасовые упражнения, наподобие физических спортивных формировали красивую походку и привычку быть в обществе, свободно и изящно общаться со сверстниками обоих полов, красиво говорить и скромно молчать.
Все дети на этих занятиях-выездах были разного возраста. Начинались занятия танцами с трех лет, и заканчивались в шестнадцать. Пока дети учились, приехавшие с ними мамы пили чай и общались в другой комнате. Так что эти дни нравились всем в семье.
Вот, значит, что имела в виду бабушкина фарфоровая кукла, когда спрашивала, езжу ли я на балы. Я сказала бабушке, что хочу посмотреть на выросших фарфоровых кукол, и она ответила мне, что когда я поправлюсь, купит билеты на самый настоящий балет...


Рецензии