Из истории танковых соединений РККА
К1940 г. автобронетанковые войска РККА организационно состояли из танковых корпусов, танковых бригад, отдельных танковых полков, мотоброневых бригад, танковых частей кавалерии и пехоты, запасных частей, бронепоездных частей, автотранспортных частей, ремонтных баз и мастерских, автобронетанковых и ГСМ складов, учебных заведений и частей при них.
До конца1939 г. высшим соединением автобронетанковых войск являлся танковый корпус, состоящий из трех бригад – двух танковых и одной стрелково-пулеметной. Танковый корпус имел по штату 570 танков. Всего их было четыре: 10-й танковый корпус в ЛВО, 15-й – в БОВО, 20-й – в ЗабВО, 25-й – в КОВО. Эти корпуса были созданы при Тухачевском в 1934г. и были первыми в мире крупными танковыми соединениями.
27 мая1940 г. Наркомом Обороны Тимошенко и Начальником Генштаба Шапошниковым Сталину и Молотову был представлен проект организации механизированных корпусов и танковых дивизий. 2 июня1940 г. Тимошенко и Шапошников докладывали Сталину и Молотову новый проект создания танковых соединений, переработанный согласно их указаниям. В частности, было изменено количество танковых соединений и переработана их дислокация. По штатам № 010/20 механизированный корпус1940 г. должен был иметь 1107 танков.
С апреля1941 г. началось массовое развертывание новых механизированных корпусов, для которых не было ни танков, ни командных кадров, ни обученных танкистов. Кадры спешно переучивали из других родов войск, что не лучшим образом сказывалось на уровне новоиспеченных экипажей, получивших мизерную практику эксплуатации танков. Для этого процесса были задействованы оставшиеся танковые бригады и некоторые кавдивизии (так, 27-й мк САВО создавался на базе 19-й кд). Но если вчерашние артиллеристы, связисты и шоферы все же годились на роль наводчиков и механиков-водителей, то на руководящие должности назначать было просто некого (вот когда сказались последствия "чисток" предыдущих годов). Командирские навыки, опыт и ответственность выковывались многолетней практикой, и в канун войны во многих штабах остались неукомплектованными даже ведущие отделы, включая оперативные и разведывательные (так было в 15, 16, 19 и 22-м мехкорпусах).
Данные по некоторым соединениям на июнь1941 г.: в 35-й тд 9-го мк КОВО вместо 8 командиров танковых батальонов имелось 3 (укомплектованность 37%), командиров рот — 13 вместо 24 (54,2%), командиров взводов — 6 вместо 74 (8%). В 215-й мд 22-го мк КОВО не хватало 5 командиров батальонов, 13 командиров рот, укомплектованность младшим командным составом — 31%, техническим — 27%. 11-й мехкорпус ЗапВО был обеспечен командными кадрами на 36%. В 1940—1941 гг. Сталин пошел даже на то, чтобы выпустить из лагерей часть репрессированных командиров и направить их в мехкорпуса. Так, К.К.Рокоссовский из заключенного стал командиром 9-го мехкорпуса в КОВО.
Из-за быстрых темпов развертывания мехкорпусов не удавалось организовать боевое слаживание частей и подразделений. В декабре1940 г., выступая на совещании высшего комсостава РККА, начальник АБТУ Я.Н.Федоренко отметил: "В этом году корпуса и дивизии отрабатывали вопросы вхождения в прорыв и наступления, но это только ознакомление, никакого боевого взаимодействия и сплоченности в этих вопросах еще нет". Подготовку танковой роты в оборонительном и наступательном бою предполагалось завершить лишь к маю—июню1941 г., а слаживание полка, дивизии и корпуса намечалось на более поздние сроки.
Вспоминает В.П. Брюхов, закончивший танковое училище:
"...Надо сказать, учебная база была очень слабой. Я после войны посмотрел немецкий учебный комплекс в Австрии. Конечно, он был намного лучше. Например, у нас мишени для стрельбы из орудий были неподвижные, мишени для стрельбы из пулеметов - появляющиеся. Что значит появляющиеся? В окоп, в котором сидит солдатик, проведен телефон, по которому ему командуют: "Показать! Опустить!" Положено, чтобы мишень появлялась на 5-6 секунд, а один дольше продержит, другой - меньше. У немцев на полигоне была установлена система блоков, управляемая одним большим колесом, оперирующая и орудийными, и пулеметными мишенями. Колесо крутили руками, причем от скорости вращения этого колеса зависела продолжительность появления мишени. Немецкие танкисты были подготовлены лучше, и с ними в бою встречаться было очень опасно. Ведь я, закончив училище, выпустил три снаряда и пулеметный диск. Разве это подготовка? Учили нас немного вождению на БТ-5. Давали азы - с места трогаться, по прямой водить. Были занятия по тактике, но в основном 'пешим по-танковому'.
Согласно приказу наркома обороны СССР 0283 от 24 октября1940 г. 'О порядке эксплуатации боевой техники и боевой подготовке на 1940/1941 учебный год' на подготовку в линейных частях башенного стрелка легкого танка было предусмотрено 2 моточаса, механика-водителя - 4,5 моточаса; на отработку стрельбы из тяжелого или среднего танка выделялся 1 м/ч; отработку вождения мехвода - 3 м/ч. В учебных частях нормы были значительно выше: на стрельбы - 60 м/ч, для мехводов средних танков выделяли 225 м/ч. Однако на практике требуемые нормы снабжения горючим часто не соблюдались и обучаемые получали значительно меньше моточасов, чем требовали приказы.
Система подготовки немецких танкистов была гораздо более серьёзной. Особый упор делали на подготовку водителя танка. Если инструкторы не видели у курсанта прогресса после первых же практических занятий, то его сразу переводили в заряжающие или стрелки-радисты. Экипаж обучался движению в составе смешанных колонн вместе с артиллерийскими, инженерными и разведывательными подразделениями танковой дивизии. Такие колонны посылались в многокилометровые походы на 2-3 дня по специальным маршрутам. За соблюдением курсантами точности заданному курсу следили специально прикомандированные навигаторы. Наводчики и заряжающие танковых орудий в бесконечных тренировках стремились уложиться в жесткие нормативы - каждая их операция была регламентирована по секундам. Отдельно тренировали наводчиков, добиваясь от них максимальной точности, при этом боеприпасов не жалели, так что их обучение в основном состояло из практических занятий. Водитель был обязан хорошо разбираться в двигателе танка и вообще в устройстве многочисленных механизмов. Все свободное от занятий время курсанты посвящали уходу за танком. Помимо боевой подготовки будущие танкисты усиленно занимались физической, часто бегая кроссы, повышавшие общую выносливость. По окончании учебы худшие курсанты безжалостно отсеивались.
К началу Великой Отечественной войны было сформировано 29 механизированных корпусов, имевших различную степень укомплектованности. Большинство мехкорпусов не имело необходимого количества вооружения и боевой техники. Укомплектованность к середине июня1941 г. составляла: по автомобилям — 39%, тракторам — 44%, ремонтным средствам — 29 %, мотоциклам — 17%. Таким образом, советские танковые корпуса имели ограниченную боеспособность. К началу войны Красная Армия имела на вооружении 23000 танков, но только 5 танковых дивизий из 61 были укомплектованы относительно полностью. Германия же, имея 7000 танков, держала наготове 20 танковых дивизий (в 3 раза меньше!), но полностью укомплектованных, сбалансированных по составу, с хорошо обученным личным составом и опытными командирами. Танковые корпуса РККА при отсутствии опытных кадров, воздушного прикрытия, достаточного обеспечения средствами подвоза, связи, инженерными и т.п. стали в 1941г. легкой добычей вермахта. С 22 июня по 31 декабря 1941 года было потеряно около 20 тыс. советских танков.
http://commi.narod.ru/txt/kulak/index.htm
http://www.tankfront.ru/ussr/losses.html
Свидетельство о публикации №215102301329