Раби Йоханан
И именно в этом поколении центр тяжести еврейского мира стал неумолимо смещаться в сторону Вавилонии: ешивы Неардеи, Суры и Пумбедиты привлекали тысячи и десятки тысяч знатоков Торы, перетягивая чашу весов.
На Земле Израиля
Раби Йоханан (ум. в 4039 /279/ г.) — глава мудрецов Земли Израиля, заложивший основы Иерусалимского Талмуда.
По свидетельству Талмуда, будущее величие р. Йоханана было предсказано еще до его появления на свет. Однажды в пост Йом кипура его мать попросила есть — ей казалось, что ребенок в ее чреве требует еды. За алахическим решением обратились к р. Йеуде Анаси (см.), а он посоветовал, чтобы матери шепнули на ухо: «Сегодня Йом кипур!». Шепнули — и «ребенок в ее чреве перестал требовать пищи» (Йома 82б). И тогда р. Йеуда Анаси предсказал, что у этой женщины родится праведник и мудрец.
Р. Йоханан был сиротой от рождения — его мать умерла при родах, а отец — за несколько месяцев до его появления на свет (Кидушин 31б).
В юности он учился в ешиве у р. Йеуды Анаси (Хулин 54а,137б), а затем изучал Тору у р. Ханины бар Хамы (см.) и его друга р. Йеошуа бен Леви (см.) (Седер адорот). Однако основным его наставником стал р. Ошая (см.) — в его ешиве, расположенной в г. Кейсарии, р. Йоханан занимался 13 лет (ИТ Эрувин 5:1).
Когда период ученичества был завершен, он основал собственную ешиву в г. Тверии. Ближайшим его учеником, а затем талмид-хавером и неизменным оппонентом стал р. Шимон бен Лакиш (см.) — в большинстве трактатов Талмуда приведены алахические дискуссии между ними.
Р. Йоханан пользовался высочайшим авторитетом как законоучитель: даже в случаях, когда возникали разногласия во мнениях между ним и мудрецами старшего поколения — Равом (см.) и Шмуэлем (см.), алаха устанавливалась, как правило, в соответствии с его точкой зрения (Бейца 4а; Бава кама 104б, Тосафот).
Раби Йоханан отличался большой физической силой и исключительной красотой, подобной красоте Йосефа, сына праотца Яакова (Седер адорот). По свидетельству Талмуда, даже этой красотой, дарованной ему Б-гом, р. Йоханан старался приносить пользу людям: «вечерами он садился у ворот миквы, чтобы женщины, выходящие из нее, видели его лицо и рожали красивых детей» (Бава меция 84а).
В Талмуде также рассказывается: р. Йоханан был подвергнут тяжелейшему испытанию — в течение нескольких лет он похоронил всех своих десятерых сыновей. Но и это горе он использовал, чтобы помогать людям: с тех пор он навещал скорбящих и утешал их — и каждому из скорбящих его ноша казалась более легкой по сравнению с непереносимой ношей р. Йоханана (Брахот 5б; Бава батра 116а, Рашбам).
Он прожил очень долгую жизнь. На протяжении 80 лет возглавляя ешиву в Тверии, р. Йоханан подготовил десятки выдающихся учеников, среди которых особенно выделялись р. Ами (см.), р. Аси (см.) и р. Шмуэль бар Нахмани (см.) — лидеры следующего поколения мудрецов (Седер адорот).
Ешива р. Йоханана стала той мастерской, в которой создавался Талмуд Йерушалми (Иерусалимский Талмуд). И хотя работа была завершена лишь спустя столетие после смерти р. Йоханана, его вклад явился определяющим, — и великие историки еврейской мысли могли с полным основанием сказать: «Раби Йоханан составил Иерусалимский Талмуд» (Рамбам, Предисловие к Мишнэ Тора; Раавад, Седер акабала).
С разрешения издательства Швут Ами
Свидетельство о публикации №215102301449