Петр и Павел из города М

         Семнадцать лет пришлось на середину выпускных экзаменов в школе. Поэтому день рождения в семье  не отмечали. Младший брат возмутился.
- Это Петьке нельзя. Мне–то шестнадцать. И что? Я тоже пролетаю?  Хочу шампанского. В крайнем случае, магнитофон.
Отец был невозмутим.
- Я уже сказал. После выпускного. Все.
Мать только покачала головой. Спорить с главой семейства было бесполезно.  С ним и на работе никто не спорил. Начальник всегда прав. Особенно, если он начальник цеха на, огромном для маленького городка, заводе. Аттестат зрелости пестрел от пятерок и нескольких четверок по «пустяковым» предметам.
- А вот этим и займешься до экзаменов в институт. Чтобы не срезаться на сочинении. О фотографиях-шпаргалках забудь. Как будешь исправлять ситуацию?
- Есть идея. Выучу наизусть очерк из газеты о «герое нашего времени». Их сейчас много. От Гагарина и до сталевара. Такая тема будет обязательно. Почитаю Шолохова, Островского, Толстого. Без них никуда.

        Сын оказался прав. Сочинение о «Герое» оценили в пять баллов. Экзамены по математике тоже. Английский язык абитуриента поразил преподавателя подлинником Бернса. Конкурсное сито пройдено. Даже с  четверкой по химии. Зачисление Петра студентом в «Политех» отметили дома. Младший брат «крутил» кассеты и радовался не меньше. Мать собирала вещи в новый чемодан. Павел собрался провожать брата до самого Челябинска.
-  Во-первых, помогу тащить все это. Во-вторых, чемодан привезу обратно. На следующий год он и мне пригодится. Я же донашивал за ним вещи.

        Братья, несмотря на год разницы, были очень похожи друг на друга. Ростом, выше среднего - в папу. Светлые волосы и серые глаза - в маму. На этом сходство кончалось. Павел увлечен футболом и «Спартаком».  Петр - тяжелой атлетикой. Дальше - больше. Одежда совершенно разная. Фанат футбола любил яркие краски. Если бы не строгий папа, то давно записался бы в «стиляги». Петр предпочитал серые оттенки. Как скалы и горы вокруг города.  Родились они в один день - двенадцатого июня. Как-то секретарь парткома завода даже поинтересовался именами.
- Петр Васильевич. Ты что? В честь святых назвал детей?
- Что Вы такое говорите? Мои родились за месяц до Ваших святых.
- Почему это, «моих»?
- Ну, не я же о них вспомнил. Просто имена к отчеству подходят.
- Да и похожи они у тебя. Я их по рубашкам всегда различал. Кем собираются быть?
- Старший уже выбрал. Сказал «как папа». Младший все перебирает. Я не тороплю.

         Две недели учебы пролетели. Первые же семинары показали, что многим вчерашним школьникам надо менять свои привычки. Но не Петру. Он никогда не откладывал подготовку «на потом».   Сразу после лекции прочитывал материал еще раз. Потом еще.
В середине сентября занятия отменили. В близлежащих колхозах под угрозой непогоды оказались сотни гектаров картофеля. Весь приборостроительный факультет выехал в один из районов. Целый день ходьбы за трактором был не в тягость. Петр картошку не собирал. Он сам вызвался носить мешки. Молодая повариха кормила студентов «домашним» обедом.
- Эй, силач. Помоги термос поднять. Мне нельзя.  Рожать не смогу.
- И когда в декрет?
- Вот техникум закончу. Замуж выйду. Тогда и… постараюсь.

- Молодец. А что вечером у вас в селе?
- Танцы. До-упаду. До двенадцати, значит. Приходи.

        Маленький домик с вывеской «Клуб» был полон. Студенки уже пожалели, что не взяли «бальные» платья. Зато местные девушки нарядились в свои лучшие одежды. Петр не сразу узнал, опасающуюся за свое здоровье, «кормилицу».
- Привет. А тебя и не узнать. Танцуешь?
- Пару раз пройдемся. Потом я выйду, а ты минут через пять. Вроде, как покурить.
- Для чего конспирация?
- От наших оболтусов. Сами не танцуют и… другим не дают.
 После танца девушка забрала у подруг свой плащ и помахала им ручкой.
- Душно здесь. Пойду домой. Мне вставать в пять. Кормить помощников.

        Некоторое время Петр стоял на улице. Безлунная ночь залила чернилами окрестности.
- Иди за мной. Копытами не стучи.
Темная тень не останавливалась. Ветра не было. Но, фигуру качала неведомая сила. Вот и последние домики села исчезли в сплошном мраке.
- Странная у тебя походка. Я где-то уже видел такое.
- Поделись опытом.
- Когда брату подарили магнитофон, то он сразу купил наушники. Мама не любит громкой музыки. Так вот он точно так же ходил по комнате… в такт, неслышной для нас, мелодии. Я и на танце заметил. У тебя там внутри нет ничего…поющего?

Домик правления колхоза был заперт. Девушка открыла замок.
- Свет не зажигай. Проходи. Здесь диван. Садись
 Плащ, шурша итальянской шкурой «болонья», скользнул в темноту.  Горячие губы слились в долгом поцелуе. В абсолютной темноте и в полной тишине случилось то, что должно было произойти. Петр не сразу понял, что все кончилось так быстро.
- Не переживай. Заодно и познакомимся. Ты даже не спросил имени моего. А я про тебя все знаю. Твои друзья рассказали.
- Ну, и как прикажешь себя называть? Офелией?
- Офигелией меня зови. Гамлет из Челябинска. Это как раз то, что со мной происходит. Я знаю, что между нами ничего не будет. Но топиться не буду. Давай не будем врать. Не порти ночь… "Маше с Уралмаша".

       Бледный рассвет вычертил силуэт на фоне окна.  Женщина одевалась старательно.
- Иди первым. Я потом. У меня еще дела. Ключ надо в столовую занести. Продукты для вас в углу сложены. Прощай.

        Завтрак для студентов подавала повариха столовой. Петр, вроде бы невзначай, поинтересовался.
- А где молодая? В смысле, помощница.
- А кто ее знает. Она вообще не нашенская. Вчера вызвалась помочь. Я и согласилась. Уехала видимо. Может быть, родственница чья-нибудь.

        Целый день Петр был задумчив. Осколки мозаики никак не складывались в картину. Странно все это. И вот напасть. Имени так и не узнал. Ни техникума. Ни адреса. Сплошная темнота, как  ночь без Луны. Даже вчерашние подруги удивились.
- Да мы ее первый раз видели. Воображала, … городская.
- Почему именно, городская?
- Не сельская, это точно. Приезжая. Туфли дорогие. И духи не наши.
Про запах девушки выразились точно. Петр еще не знал, что он его запомнил на всю жизнь. Но поводов для расстройства еще не было. Уехала, значит уехала. Забот меньше. Но, каждую ночь, независимо от усталости, он вспоминал происшедшее в селе. Зимняя сессия закончилась  отличными оценками.  За время экзаменов Петр пропустил несколько тренировок. Дома решил наверстать упущенное. Покрытые пылью гантели вновь обрели хозяина. На хруст в паху не обратил внимания. На второй день пришлось идти в больницу. Там посоветовали «полежать и все пройдет». Не прошло.  Через неделю отправили в область. Ходить больной уже не мог. Огромная опухоль захватила и бедро. Странный диагноз со словом «слоновость»  не предвещал ничего хорошего. Несколько месяцев борьбы дали надежду на выздоровление. В институте оформили академический отпуск. Перед выпиской  в беседе с врачом Петр узнал, что все нормально, кроме отцовства.
- Я не утверждаю, что это на всю жизнь. Но лет пять - десять можете не предохраняться. Да. Железо пока отложите. Больше ходите, плавайте. Все наладится.

       Аттестат зрелости Павла был скромнее. Но, Петр успокоил отца.
- Я ему помогу. Подготовлю. Время еще есть.
 Документы подали на тот же факультет. На экзамены одел рубашки брата и сдал все  на отлично. Никто и не заметил ничего. Кроме секретарши приемной комиссии.
- Ты в прошлом году, кажется, уже сдавал документы.
- Нее. Это брат. Мне до него далеко. Но он сейчас в санатории. Если пройдет медкомиссию, будет восстанавливаться. 
  Студенты поселились в одной комнате. Неусидчивый характер Павла приводил к спорам. Но Петр был неумолим.
- Ты поступил на самый дорогой факультет и даже не вспотел. О футболе забудь до весны.
«Преподы» заметили нашу похожесть. Поэтому мы и ходим на экзамены вместе. Надежды подмениться больше нет.
Павел не собирался  сдаваться. Самая красивая девушка группы, Лена, появилась вечером в комнате братьев.
- Вот. Я пришла. Объясните мне эти чертовые кривые второго и третьего порядка. Иначе мне кранты. Эпюры моего мозга не выдержат.
Павел оторвал тело от стула.
- Это к нему. Не буду вам мешать. Я в спортзал.
Девушка оказалась интересной собеседницей.  Уходя, благодарила за приглашение.
- Стоп, Лена. Я конечно не против общения, но, честно говоря, не собирался работать учителем.
- Вот нахал. Сам пригласил, а теперь в кусты? Пока. Котелок у тебя варит хорошо. Будут сложности, приду.
Вспотевший Павел от всего отказался.
- Не вали на меня свои заботы. К нему красавица приходит сама, он носом воротит. Ляпнул где-то и забыл. Я в душ. Отстань от меня.
Сессию все трое прошли без «хвостов».
Иногда Петр встречался с прежней своей группой. От них и узнал, что какая-то девушка, «еще в прошлом году», интересовалась им. Но, узнав что «адресат выбыл», удалилась странной волнообразной походкой.

          На четвертом курсе Петр женился. Свадьбе больше всех радовался Павел.
- Все братан. Семья-это святое.  И мне  послабление. Ты Лене сказал про свои беды?
- А то? Но она не огорчилась. Пока нас все устраивает. Проблема будет в распределении. Ты же знаешь. Меня в закрытое КБ берут, а ей там работы нет. По крайней мере, пока.

         Лене диплом выдали на руки. Документы Петра прошли все проверки. Он инженер-конструктор в «ящике». Знание технического английского языка помогло. Лена устроилась на завод Урал.  Новый городок в северной части Миасса рос быстро. Улицы заливались асфальтом с щебнем из близлежащих гор. После дождя искры яшмы и малахита светились цветами радуги. Квартира  из двух комнат в пятиэтажке заполнялась мебелью. Отгуляли свадьбу Павла. Потом рождение племянницы. Потом пошли проблемы. Вначале пригласил к себе Павел. Братья сидят на кухне. Жена с дочкой пошли гулять.
- Ты  знаешь меня. Я не буду ходить «вокруг да около». Ленка загуляла. Я же там же работаю.  Женщина она видная.  Ты только не горячись. Может быть, все еще наладится. Увлеклась. Пройдет.
- Не пройдет. Мы почти не живем вместе. Ей все надо сразу. И сейчас. Были бы дети…Вы за вторым уже собрались… Если подаст на развод, я не стану упираться. Я догадывался. У меня и на работе проблемы. Но там полегче. Железо можно рассчитать, а человека вряд ли. Не смейся только, я и в церковь ходил. Поп сказал, что не мог меня Бог оставить без детей… Даже у святого Петра были дети.

         Квартиру делить не пришлось. Лена мирно собрала вещи и переехала к новому мужу.
Телефон в опустевшей прихожей надолго замолчал. Петр частенько задерживался на работе.  Соседка пенсионерка стала помогать по хозяйству. Бытовые условия не беспокоили. Потом он узнал, что у Лены «двойня». Позвонил, поздравил. И вновь череда расчетов и сдача приборов для новых самолетов. Сотрудники старались как-то поддержать Петра. Вот и сейчас, он стоит в парфюмерном отделе и выбирает подарок.
- Вы мне дайте все духи. я не знаю названий, но по запаху могу определить. что нравится имениннице.
В первой десятке нашлось нужное. Петр отложил их в сторону, мельком взглянув на цену и машинально перебирал остальные коробки. Неожиданно знакомый запах "взорвался" в голове.
- Эти тоже.
- Вам украсить бантом? Я же понимаю, что подарок.
- Одну коробку. А эту я себе.
Удивленная женщина молча выполнила просьбу.
По дороге домой задумался. Внешне все хорошо. Институт с отличием. Работа интересная, а счастья нет. Жизнь как документальный черно-белый фильм. В гостях еле досидел до окончания застолья.

      После Новогодних праздников Петра Петровича пригласили в партком. Секретарь тотчас же ушел, а посетитель начал разговор.
- Не удивляйтесь. Я работник комитета. Мы могли бы и в другом месте поговорить, но практика показала, что у себя дома люди спокойнее. Знаете эту женщину?
 С фотографии глядели грустные глаза  той, чей запах он помнил до сих пор. Петр Петрович молчал. Собеседник не торопил. Он отошел к окну и оттуда наблюдал за старшим инженером.

- Я встречался с нею. Но, не знаю. К сожалению.
- Почему, к сожалению?
- Дурак был. Даже фамилию не спросил. Это моя первая любовь. Как спичка. Вспыхнула и все. А что вы знаете о ней? Извините, что задаю вопрос.
- Ничего страшного. Мы знаем о ней все. А попала она в поле зрения еще в институте. Интересуясь Вами, она и «засветилась». Недавно через отдел кадров института интересовалась распределением вашего выпуска. Может быть, нам провести с ней беседу? Чтобы Вас оставила в покое… Вот ее фотография "сейчас".
 Петр вскочил.
- Да я ее всю жизнь искал. Расскажите о ней.
- Мы ее проверили. Ничего плохого. Вот ее адрес. Можете навестить. Она в Москве. Точнее в Подмосковье. Ваш коллега. Работает в КБ Королева. И еще много совпадений. Не замужем. Воспитывает дочь. Правда, городок закрытый. Я могу пропуск заказать. Когда у Вас отпуск?
- Отпуск? Ах да. С завтрашнего дня. Год только начался…

         Мужчина лет по сорок и женщина, скрытого возраста, сидели в креслах. Она не выдержала первой.
- Так и будем молчать? Как тогда в правлении? Я ведь, по молодости, думала, что умная. Но, в ваш институт не прошла по конкурсу. Сдала документы в техникум. А на день студента пришла и увидела тебя. Мы же тогда все влюблялись в артистов. А ты, как только что с экрана, И, все. Потом, ты дальше знаешь. За тобой на картошку ринулась. Селянкой прикинулась, которая студента "закадрила". А потом испугалась, что ты подумаешь обо мне. Когда успокоилась, было поздно. Отца в Москву перевели, а мама с работы ушла, чтобы я еще и институт закончила. Я действительно "Маша с Уралмаша". А ты не поверил. Все думала, вот стану знаменитой, тебя найду. Станешь тут? Мои родители даже не знали, что я у Сергея Павловича работаю. И ваш факультет  только назывался приборостроительным. Ракеты тоже приборы…, но секретные. Женат?
- Нет … уже. Детей нет и… не будет. Болел я долго. Вот так.
- Не скажи. Это дело поправимое…
 Замок в дверях щелкнул, словно выстрел.
- Мама! У нас гости? Туфли мужские. Чешские «Цебо». Это надо же. Наконец, за ум взялась. А студента кормить будете?
В дверях стояла высокая девушка со светлой копной волос.
- Знакомься Настя. Это твой отец!
- Петр?!


Рецензии