Коменты на песню высоцкого черные бушлаты

ЧЕРНЫЕ БУШЛАТЫ
За нашей спиною остались паденья, закаты,
Ну, хоть бы ничтожный, ну, хоть бы невидимый взлет.
Мне хочется верить, что черные наши бушлаты
Дадут мне возможность сегодня увидеть восход.
Сегодня на людях сказали: «Умрите геройски!»
Попробуем, ладно, увидим какой оборот.
Я только подумал, чужие куря папироски:
«Тут кто как умеет, мне важно увидеть восход».
Особая рота — особый почет для сапера,
Не прыгайте с финкой на спину мою из ветвей.
Напрасно стараться, я и с перерезанным горлом сегодня
Увижу восход до развязки своей.
Прошли по тылам, держась, чтоб не резать их сонных,
И вдруг я заметил, когда прокусили проход,
Еще несмышленный зеленый, но чуткий подсолнух
Уже повернулся верхушкой своей на восход.
За нашей спиною 6.30 остались, я знаю,
Не только паденья, закаты, но взлет и восход.
Два провода голых, зубами скрипя, зачищаю,
Восхода не видел, но понял: вот-вот и взойдет.
Уходит обратно на нас поредевшая рота,
Что было — неважно, а важен лишь взорванный порт.
Мне хочется верить, что грубая наша работа
Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход.

Комм:
черные бушлаты - это моряки? И речь о трудном времени поражений и отступлений, когда пытались переломить ситуацию... - близко к сердцу примут только те, кто находится в аналогичном положении (а у меня оно было не раз)

И о победе речь, и о жажде выжить и увидеть очередной день... «Умрите геройски!» - "умрите" вряд ли кому говорили, наоборот, наверное, старались вселить надежду (на восход!)

«Тут кто как умеет, мне важно увидеть восход» - тут товарищ выказывает желание биться за одного себя; и с единственной целью - выжить... А что остается в отступлении? Надо сохранить себя, чтобы дальше биться...

Папироски откуда? - они, по-моему, только у немцев были, а ведь вроде еще никого из них не убили... Или и самокрутки папиросками называли?

"Не прыгайте с финкой на спину мою из ветвей" - никогда не слышал, что немцы прыгали из ветвей с финками на спину! Может, в кино? А уж с перерезанным горлом только в горячке можно надеяться на желанный восход...

Зеленый подсолнух возник совсем неожиданно - интересно, откуда?! Кстати, по нему можно определить дату - это была середина лета 41-го еще?! А раз ниже порт, а выше черные бушлаты, то дело было, например, в Севастополе?

"Два провода голых, зубами скрипя, зачищаю" - слышится, что провода голыми зубами, скрипя (!), зачищает. Потом грубой работой это дело называет - хотя оно тонкое...

"Что был зеленый подсолнух — неважно, а важен лишь взорванный порт"...

В общем, когда песни горячечные, а темы суматошные (всякая война - суматоха и чего в ней только нет), то всякие смысловые шероховатости полностью сливаются с хрипловатым голосом...


Рецензии