БГ, Высоцкий, я - Дерево

ДЕРЕВО

БГ: Свои законы у деревьев и трав Один из нас весел, другой из нас прав

(веселенькой траве не стоит лезть со своей "низкой" правдой" к деревьям-пророкам)

В: Наши павшие, как часовые. Отражается небо в лесу, как в воде И деревья стоят голубые.

(деревья вместе с небом как голубые памятники павшим; павшие как деревья-часовые в затопленном лесу; этот лес теперь навеки горем затоплен; эти деревья-герои  теперь навеки прославляет голубое небо...)

Я: Каждый должен войти в этот ночной сад, где от сильного вихря невидимо гнутся черные деревья?

(каждый должен видеть обратную, ночную  сторону своего прекрасного сада; каждый должен знать не только про восторги, но и про страхи... Каждый должен, но кто видит, входит? Все прячут свои страхи, свою смерть, так прячут, что картина этого мира сильно искажена...)

БГ: Мы пойдем касаясь деревьев

("мы пойдем в  контакте с природой" - что бо-ольшая редкость для поэтов, у которых природа лишь антураж, место действия (чувств), повод для "виртуозного" описаний подробностей...
С другой стороны, восхищение БГ не только на деревья, но и на все "большое" распространяется - включая в себя и всевозможные авторитеты - отсюда  "Аэростат"! И попав в "большие", он уж слишком верит теперь в свою правоту (в которой все же больше пустоты - т.е. он надувное дерево!))

В: И деревья в смоле — грустно им.

(опять очеловечивание деревьев, сочувствие им)

Я: Я как дерево: вот уже вырастаю, и теперь буду стоять спокойно и неподвижно и плодоносить, плодоносить… - одним сортом «яблок».

(человек как часть природы, одеревенение человека; в делах мы действительно успокаиваемся и становимся неподвижны в однообразном движении. Но потом надоедает один и тот же сорт яблок и поднимается очередной революционный  вихрь, начинаются перемены, преображения, ломка... И слишком уж я незаметное дерево в этом саду! Никто ведь мои яблоки не собирает! ... За 30 лет наплодоносил целый мир - и сам я в сравнении с этим миром уже не дерево, а травинка...)

БГ: Иван Бодхидхарма склонен видеть деревья там где мы склонны видеть столбы

(поэтизация столбов - вещь весьма спорная...  Люди - это столбы или все же деревья? Нет ответа. Сначала обстругали себя до столбов, потом на столбах стали выстругивать всякие узорчики. Всякий, кто дружит с природой, не может не сохранить в себе дерево, но кто дружит? Взять родителей моих - имели дачу, но только ради урожая; в частном доме их было не вытащить во двор... Садовник ли БГ? Нет. Он, скорее, тоже технарь, только в гуманистической сфере: музыкальные инструменты - это такая же техника, как дрели и прочее; и тексты его прежде всего техничны... А где техника, там деревья точно не нужны, там все наоборот: техника - это сложное "дерево" из "столбиков" и прочих винтиков, гаек... БГ, как буддист, живое дерево бы не тронул, но и с рубщиками оного  бороться не стал, ушел бы в оставшиеся заповедники...)

В: Рву плоды ледяные с дерев.
...
Вот и яблок принес,
Их запазухой телом согрев.

(ледяные яблоки осеннего сорта ранним холодным утром, пока хозяева спят или еще не приехали... Кажется, и со мной не раз было такое на даче; только пазухи в наше время уже не использовали, слава Богу, хватало пакетов. Нет, в детстве  пакетов не было еще! Зато своих яблок хватало... Это наши яблоки другие пацаны уносили, но тоже не помню, чтобы за пазухой. Мы разрешали. Кроме того, это всегда была падалица, слишком высоки были яблони... А согревали яблоки в ладонях... А если грязные, то сначала мыли их в такой же  ледяной воде...
Теперь об иносказании: ледяные плоды брежневизма - космонавты, хоккеисты, шахтеры, солдаты и прочие альпинисты; без водки было никак не согреться. Он согревал свои песни собственным телом, душой, "осеннюю" казенность превращал в человечность)

Я: Сам немного неясен, они немного подслеповаты, вот и выходит, что люди меня «как дерево» видят. Поэтому приходится беспрерывно уточнять  себя – «это вот такое и такое дерево» – с тем, чтобы нарисовать им, в итоге,  живого человека, которого они и в глаза-то никогда не видели.

(живого, сложного человека могли в персонажах Достоевского увидеть. Еще сам Толстой был Человеком... Или "Письма" Ван Гога, или музыка Баха, или послания человека по имени Павел... - без всех этих людей и вещей я бы из темного сада точно не выбрался, зрячим человеком не стал... Но большинство их - и меня - так и не увидели... Хотя еще некое множество видело отраженный свет - тех, кто, пусть и неясно, но видели эти первоисточники... А я не только уточняю себя, но и стараюсь добиться максимального роста каждой веточки - авось, не проскочат мимо, когда я вот так растопырился! (и еще растопырюсь вдвое)

БГ:  я шел по следу оленей среди высоких деревьев

(в книжке романтической, вроде "Айвенго"? в очередной вылазке в лес (не на охоту, конечно), в турпоездке... Или во сне - я верю, что БГ именно такое мечтается, снится...  Я тоже видел один раз лося в лесу - чем теперь пожизненно буду гордиться... "Я шел по следу слов, как по следу оленей, среди высоких чувств, как высоких деревьев"...

В: К доске пришпилен шпилечкой,
И пальцами до боли я
По дереву скребу.

(как настоящий зэк, все материалы, все предметы - и всех людей - проверял на прочность, и себя с ними сравнивал. Шпилечки достаточно, чтобы не выбраться, коготка, чтобы всей птичке пропасть; шприцы, иголки тонкие Высоцкого сгубили - и ломки у него, наверное, были... Но я тоже всю жизнь пришпилен, так или иначе; экзотических наркотиков не понадобилось, хватило элементарного спорта по телевизору! Все детство игра в футбол-хоккей мне горячила кровь, всю взрослость смотрение футбола-хоккея ее мне охлаждало...)

Я: ...можно и карьере повредить, хотя я ею и не дорожу, все удовольствие: во дворике вечером посидеть, свежим воздухом подышать, на тихие деревья посмотреть. Если, конечно, в этот день состязаний нет - тоже моя слабость, особенно гладиатор по фамилии Кафельник...

(Вот-вот, карьерой не дорожил, а смотрением на "гладиаторов" - все же; даже тихий дворик с мыслями  "состязания" пересиливали)

БГ: Дай руки - я покажу тебе как живое дерево станет пеплом

(в руках собирался дерево жечь?! ...Все цветы живы, пока не сорваны руками - пока не попали в песню, в том числе, хотя это и лучшая для сорванных участь, там цветы правильно засушены и долго стоят как сухоцветы... Дева, отдайся - хотя и знаю, что живое чувство сгорит в оргазмах, станет пеплом. Из пепла, как из удобрения, однако, очень скоро вырастет новый лес... Что мы сгораем, скисаем и прочее - этим вряд ли кого удивишь. "Я покажу тебе как живая сигарета становится пеплом, еда говном, белоснежная салфетка замасленной дрянью и прочее и прочее..." Надеюсь, живьем дерево не жег?! Чувствовал себя таким сильным богом, что готов был испепелять и людей и деревья - вместе с руками, ветвями...)

В: Пускай живешь ты дворником — родишься вновь прорабом,
А после из прораба до министра дорастешь.
Но, если туп, как дерево — родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.

(и что бы буддист БГ возразил?! Кто-нибудь его спрашивал насколько вульгарны или правдивы такие представления? БГ напрямую буддизм не проповедует, но, оказывается, несколько книжек перевел на русский - надо будет почитать (переродиться!) Просто так он вряд ли бы стал так долго и упорно трудиться с переводом... Но если туп как дерево, то будешь баобабом и в министрах... Но если люди останутся тупы, то весь прогресс  нисколько не поколеблет баобабы глупости; они сильней - как и простые бабы, между прочим... Высоцкий смотрит на буддизм слишком практично?! Но иначе  ведь этот последний слишком отвлеченный, схоластический...)

Я: Что-то, напоминающее деревце без листвы на макушке и я подсказываю ему, мол, надо не так, тебе надо идти наверх, чтобы было равномерно…

(всегда такие деревца замечал, жалел, не понимал причин болезни... Это я себя таким обездоленным деревцем увидел; не хватает мне чего-то, чтобы  листвою быть увенчанным повсюду, чтобы быть "полноценным" человеком; весь в проплешинах; хотя вершину я как раз смог кое как закрыть в то высшее для себя поэтическое время? Да, но потом опять посрывало многое... Немец и во сне правильности и ровности взыскует, непорядком возмущается!)

БГ: И деревья растущие здесь растут из древних корней

(у него большой интерес к древностям, к истории, к корням - мне для такого же интереса не хватает самой малости - памяти. Но все равно: читаю и перечитываю, смотрю и пересматриваю... Вообще, каждое дерево как мамонт, выглядит древним, взывает к памяти о древности, их кора придумана в какую-нибудь мезозойскую эру, любое из них выглядит гораздо древнее каких бы то ни было древних камней...)

В: (деревья у Высоцкого, можно сказать, что и кончились - а у нас с БГ еще только начались...Ладно, позволим ему, в целом  городскому, "деревянное")
Как все мы веселы бываем и угрюмы,
Но если надо выбирать, а выбор труден,
Мы выбираем деревянные костюмы

(Мы - я и БГ - вряд ли такое выберем, увольте! Хотя к старости жизнь мне все менее дорога; только бы дела успеть закончить. Даже на вероятность  Третьей Мировой войны смотрю без ужаса, почти как на объективную закономерность, должную настигнуть технократов всех мастей... Интересно, пытки бы Высоцкий выдержал? Говорят, их никто выдержать не может. Одни не выдерживают, а те, кто все же  пытается, сходит с ума... Но можно все перевернуть, истолковать деревянные костюмы как брежневистский официоз, мол, куды от него деваться, придется надевать, не вечно же человеческие чувства испытывать и за бутылкой угрюмо  веселиться...)

Я: Хорошо представляется, как мы будем лежать в сыро-холодной земле. Будет есть  наше безответное – как дерево или овца – тело,  будет заползать в глаза и рот, есть виски...

(уверен, что всем хорошо представляется, но почему-то никто об этом не пишет! Молчат как партизаны; партизаны в бетонных ущельях, на диванных холмах, в лесах из стульев, столов и шкафов...  Мечтают подольше там задержаться, понежиться; сожрать еще одного быка... У нас в России часто сыро и холодно - а у меня и в комнате так - поэтому все могильное получше представляется... И поэтому-то я и на кладбища без особой нужды - похорон - не хожу, никого не "поминаю", на хрен... Там будут гнить только останки мои, сам оттуда обязательно смоюсь; из мертвого тела сразу же выскочу! - хотя бы по причине одного омерзения...)

БГ: Если бы я умел это я нарисовал бы тебя там где зеленые деревья и золото на голубом

(Давно не пересматривал, но раньше Бг-вское рисование (живописание - причем рисования там  не было вовсе) мне не нравилось... Опять мечта о природе как о рае... Часто ездит на курорты?! Ни разу не слышал; пляжи наверняка не любит, раз нет таких "мотивов" в песнях и рассказов в интервью; то же и с плаванием? (и с бегом!) Хуже то, что почему-то и в лесу он мне не очень представляется. Мечту о природе он любит больше самой природы! И вряд ли когда на ней трудится! И про корявость тех же деревьев никогда не напишет - как и про элементарную черноту земли. Грязь в его текстах встречается только в связи с физической и душевной нечистоплотностью, а не как одно из основных состояний нашей земли...

В: Отбросьте прочь свой деревянный посох.
Упав на снег и полежав ничком,
Я встал и сел в погибель на колесах,
Презрев передвижение пешком.

Я: Я черное дерево в поле.

(образ ночного одиночества; утром проснусь, воскресну в человеческом образе и примусь на том поле работать...)

БГ: Мне снилось что он говорил с водой и вода отвечала ему Деревья слушали их вокруг них была пустота

(буддистко-поэтические миражи и понты; пустота-то зачем?! у буддистов она обязательна... Как и нули?! БГ, любишь нули? Куда там, он бесконечности любит, на бесконечность претендует - но это его и губит и превращает в мираж, в картинку внутри нуля нарисованную... Если вода отвечает, деревья слушают, то понятно, почему люди ему ни к чему. Даже вода из под крана ему отвечала, журча, даже дерево в парке слушало; вообще, в парках растут специальные слушающие деревья; а как же иначе? - таков закон эволюции, ведь там деревья иногда находятся в обществе довольно-таки  болтливых людей...)

В: Тут же, в ванной,
Гробовщик подошел ко мне с меркой
Деревянной.

("предметы в песнях Высоцкого" - например, такой могла бы быть моя диссертация...  (чей-то другой будет, раз его ежегодно по всем каналам в день рождения показывают)Уверен, что в песнях БГ ванна используется совершенно иначе, для блаженств... (кто мыться-то будет?!) Пока тот нежился, Высоцкий к БГ подошел с меркой деревянной! ...А что, раз гитара-то деревянная?! Все деревянные предметы равны друг другу - и еще совсем не плохи... Искусствоведы как гробовщики; но гробовщики в своем деле столь же искусны, как и гитаристы; с Высоцким, по крайней мере, любой сможет потягаться, это в слове он как лучший краснодеревщик; уж не знаю, бывают ли такие гробы; и в каком самого Высоцкого хоронили... Меня, опять же, не будет уже и в ванной, как умру... Не успел Высоцкий выбраться, вот и смерили... Ждал, что в ванной отогреют? Было бы действительно воскресенье таким простым нагревом в ванне... Или через заблаговременное снятие всех параметров... "Все параметры сняты, но они слишком уж не уникальны - можно собрать точно такой же агрегат, но зачем на неуникальный тратиться? Пока такие технологии безумно дороги и мы тратимся только на гениев и правителей")

Я: Я еду на крыше ночной электрички - звезды, огни фонарей и ветви деревьев проносятся мимо  на страшном ветру.

(кто-то же, наверное писал подобное, а? Надо проверить "электричку" интернета...  "Веселенькое эротическое шоу на крыше ночной электрички" и "попробуешь переубедить их, что ролики и парашютный спорт для них полезнее, чем жечь петарды на крыше ночной электрички?" нашел, а дальше пошла реклама всех видов кровель... Странно, что на всем белом и ночном свете не было сироты большего, чем я - прожившего чуть ли не всю жизнь при двух родителях и паре братьев... Сейчас, правда, такое уже в голову не лезет, слишком свыкся я со мраком - хотя в любой ночной  глуши и сейчас бы почти до паники напрягся...)

БГ: Но каждый человек он в сущности  дерево он отсюда и больше нигде Если дерево растет - оно растет вверх

(все те же "пантеизм" и буддизм и близость к природе на ментальном уровне. Сам он уже давно не растет - выросло и остановилось в росте его дерево уже лет 20 назад. В непрерывности своего роста, тоже, кстати, сомневаюсь, вполне возможно, что не на 70 процентов, а на все 90 уже только повторяюсь. Хотя не кажется, когда я на подъеме - а подъеме нынче часты, так что...  Итак, если человек как дерево, то он - местное дерево и пересаживать себя в иные почвы во взрослом возрасте не может - если удалось пересадиться, то ты - малыш, кустарник, максимум! ...А если город как лес, то множество саженцев ведь никак не может вырасти до дерева в лесу

В: Эх, резные, расписные,
Деревянные ладьи.

(Речь о шахматной фигуре - хотя и про Разина на ладьях, наверное, писал? Я, кстати, всю первую половину жизни жутко тащился от красоты деревянных лакированных шахматных фигур - ведь в безликой бедной жизни при Брежневе ни в чем почти не встречал ее в таком количестве более. Помню чуть ли все комплекты шахмат - и прокуренные-грязноватые, и битые, и красноватые, и из нелепой пластмассы... Думаю, Высоцкий вполне мог сравнивать свое творчество с резьбой по дереву или росписью: "эх, резные, расписные, но и деревянные песенки мои" - они у него переполнены вещественностью и поэтичность их искусная, резная. Писать "облака", как обычные поэты, не любил...)

Я: Возьмем, например, дерево: оно и поэтично, и религиозно, и реалистично, и авангардно… - как можно говорить, например, о поэзии дерева и жизни, забывая о её религии и прочем? – это же просто умышленная предвзятость!

(Иллюстрация одного из ключевых для меня постулатов: разбитую анализами на измы жизнь теперь надо заново собрать. Что в разбитой жизни все предвзяты и чушь порют заведомо, неизбежно... Высоцкий уповает на крепость, смышленность и силу духа в такой раздробленной обстановке, из которой не видит никакого выхода, а БГ тоже хочет цельности, но желает  туда попасть каким-то натурально волшебным образом, преобразиться вмиг. Я согласен с обоими, но только частично - дорога будет длинной, там понадобятся и сила духа и мечта...)


Рецензии