Мой переезд. Комната в старинном доме

ИСТОРИИ МОЕЙ ПРАБАБУШКИ. Переезд. Комната с галошницей

Мне было три года, когда мои родители переехали в дом моей прабабушки Марии Федоровны. Когда я появилась на "осмотр" помещения, в нем, кроме приятного мне паркетного пола ровными квадратами и высоких двустворчатых белых дверей с резьбой, единственным и вызвавшим мое восхищение предметом была галошница посредине большой комнаты. Я тут же взобралась на самую верхнюю, третью, я уже умела считать до трех, ступеньку этой "лесенки" и уселась на ней довольная собой, своей новой комнатой и обстановкой. Взрослые суетились вокруг, грузчики носили вещи. В моем новом мире уже хватало всего. Только позже мне предстояло открыть для себя чудеса старинного дома: парадное, лепнины, холодный шкаф-подоконник на кухне, старинных кукол, черный ход для прислуги, круглый двор для прогулок, бабушкины покои.
На ее половине пахло старинными вещами и лекарствами, ко всему этому примешивался еще какой-то едва уловимый аромат, исходивший от икон в углу на стене. Мне было очень мало лет, но я уже знала, что такое иконы. Когда я была еще меньше, меня крестили в церкви неподалеку. Темные лики эти, правда, казались мне портретами родственников моей прабабушки, и я смотрела на них без страха и поклонения. Мне нравился и живой огонь, который горел возле икон, и то, что бабушка никогда не крестилась на них при мне, по-свойски, воспринимая их уже так же, как и я, обыденно.
Мои родители не были верующими людьми, скорее, наоборот, поэтому, в праздники моему восторгу не было предела, когда в мае и ноябре меня ставили на широченные подоконники - внизу шла по улице бескрайняя толпа людей с детьми и бумажными цветами на Красную площадь.
С тех пор я каждый год была зрителем праздничных первомайских демонстраций, в подарок от которых мне доставались меховые обезьянки с тельцем из красной глины на резиновом шнурке, их можно было купить во время праздника. Но я не могла играть с ними, глиняная игрушка разбивалась очень быстро, хотя праздничная радость толп людей, откуда она появлялась у меня, оставалась со мной надолго.
А вот окна в комнате бабушки выходили на тихий таинственный двор, куда почти никогда не проникало солнце. Там все время пахло свежим хлебом, стариной, булочками и овсяным печеньем, - неподалеку работал хлебзавод.
Мне всегда удивительно было, какие высокие в доме потолки. Лежа в своей кроватке, я разглядывала лепнину под люстрой и по краям белоснежного потолка и думала о бабушкиной спаленке. Это была совсем маленькая комната, скрытая от просторной гостиной бархатными плотными шторами, между которыми виднелась пышная широкая кровать, в самодельных кружевах, убранная очень красиво. Мне так хотелось попасть туда, казалось, там прячут какую-то тайну.


Рецензии