Запах тайги

    Одной из закономерностей нашей жизни является изменение окружающего мира по истечении определенного времени – времени, той или иной продолжительности. И чем дольше срок твоего отсутствия  в каком- то конкретном месте, тем явственнее кажутся эти изменения и ощутимее осознается скоротечность времени. Однако есть одно обстоятельство, над которым, кажется, не властно само время, оно остается неизменным  даже по прошествии многих лет. Название ему – запахи прошлого. И все это благодаря обонянию, которое дарит нам массу прекрасных и незабываемых ощущений. Так, например, если взгляду нашему предстанут неумолимые разрушения материального мира, то запах, словно старый друг, с первым же глубоким вдохом вернет тебя обратно в прошлое, где все было новым и красивым. Ведь прошлое, обычно, всегда бывает лучше настоящего, особенно если прошлое это - беззаботное детство.
Вот уже неделя, как я приехал из города в далекий таежный поселок, где когда-то давным-давно, несколько лет учился в школе. Стоял жаркий июль, и тайга благоухала всевозможными запахами. Здесь присутствовали летучие эфирные масла всех хвойных – кедра, сосны, пихты, лиственницы и ели; багульник, жимолость и смородина, черничник и брусничник, и еще много-много всяких растений, перечислить которые не представляется никакой возможности. Ко всему этому можно добавить легкий ветерок, который берет свое начало на вершинах гор, обступивших полукругом маленький поселок,  и свежесть горной реки, сменяющей свое течение то на быстрое, то на тихое.
Такие вот запахи, едва коснувшись моих обонятельных рецепторов, нервными импульсами ударили в подкорку серого вещества и вернули меня в далекие дни счастливого детства.
От некогда молодого и шумного поселка осталось всего несколько брусовых домов на два хозяина и огромное здание железнодорожного вокзала  - символ грандиозного советского строительства. Здесь проживало несколько семей, не решившихся в свое время покинуть, насиженное место, и уехать поближе к цивилизации. Жили они за счет  обслуживания железнодорожного пути на их участке. А также охотились и рыбачили - тайга здесь была богатая. Двое моих бывших одноклассников радушно приняли меня, и уже на следующий день мы уехали на рыбалку, где провели незабываемую неделю, бродя по диким местам и по мере надобности вылавливая прекрасные рыбные трофеи горной реки. Я наслаждался девственной природой и полным отсутствием каких-либо признаков цивилизации. А по ночам возле костра, когда затихала тайга, подолгу сидел, созерцая блеск миллиардов звезд, которые ярко светили в безоблачном июльском небе.
Эта неделя пролетела очень быстро, как и все хорошее. Мы вернулись в поселок. И вот уже два дня отдавали дань Бахусу, поскольку через пару дней мне предстояло вернуться обратно. За окном было раннее утро. В распадке гор показалось солнце, вовсю щебетали птицы, радуясь теплому лету.
С хмельными головами после вчерашнего дня, мы отправились за очередным количеством алкоголя, дабы в дружеской беседе освежить в памяти подробности давно минувших беззаботных школьных дней. Местный магазин находился прямо в доме у одной из жительниц поселка. Звали ее тетя Клава. В советские времена она была работником торговли. Тетя Клава брала продукты прямо с проходящих поездов и с небольшой накруткой реализовывала их немногочисленному местному населению. После очередного стука в калитку - она распахнулась, и в проеме показалась дородная женщина с заспанным лицом. Она что-то бурчала про катастрофически быстрое истощение запасов спиртного и наше непосредственное в том участие и, наконец, отодвинувшись в сторону, запустила нас во двор. Тетя Клава пересчитала деньги и пошла в дом, чтобы вынести нам, ставший теперь уже таким дефицитным, товар.
Ожидая тетю Клаву, один из моих товарищей вдруг сказал - "Серега, а ты помнишь Светку Константинову, которая была по уши в тебя влюблена? Вон она идет по дороге со своим мужиком". По дороге действительно шли высокая молодая женщина и рядом, держа ее за руку, мужчина. Одеты они были по-городскому. "У нее мать здесь живет - продолжал мой друг - вот она с мужем и приезжала ее проведать".
Я вспомнил школу и Светку Константинову. У нее были глаза цвета безоблачного неба. Глаза, которые неотступно преследовали меня, сверлили мой затылок, если я сидел за передней партой; неотрывно смотрели на меня сбоку, когда я пересел на "Камчатку". И если наши взгляды встречались, Светка заливалась ярким румянцем и с улыбкой отворачивалась в другую сторону. Это была первая в ее жизни любовь - чувство, ниспосланное свыше, и которое, к сожалению, многих из нас обходит стороной.
Я был хулиганистым подростком, избалованным  вниманием одноклассниц, и не придавал этому серьезного значения. Успев передружить со всеми девчонками своего класса, я не обращал на Светку внимания. У нее практически не было подруг и она жила какой-то своей, отдельной от всех, жизнью. Однажды в школе на перемене у меня с парнем из параллельного класса возник конфликт. Страсти накалялись и наша ссора должна была вот-вот перейти в драку. Вдруг неожиданно между нами, словно выросла из земли, появилась Светка. И в следующий момент она с такой силой толкнула в грудь моего оппонента, что тот отлетел на пару метров и ударился головой о стену. Видимо ему было очень больно, поскольку он сильно тер ушибленное место и ошалело смотрел на Светку, которая стояла в воинственной позе, сжав маленькие кулачки, голубые глаза потемнели и метали гневные искры. Мой соперник ретировался. Мне же было неловко, что за меня вступилась хрупкая девчонка.
Вскоре вся школа знала, что Света Константинова влюблена в меня и не скрывает своего чувства. Сначала дело дошло до учителей, а потом и до родителей. Первые были возмущены - в советское время такое проявление чувств было неуместным, вторые как - то неуклюже пытались что-то мне сказать. Я сам ей говорил, что все это ненормально и привлекает слишком много внимания. Но она никого не слушала и по-прежнему влюблено смотрела на меня, сидя одна за своей партой.
Потом я с родителями уехал в город и практически потерял связь со всеми одноклассниками, ничего не зная о том, как сложились их судьбы. И по прошествии многих лет я все чаще вспоминал взгляд этих небесно-голубых глаз, глаз полных любви и нежности. Потому что больше никто, за все эти годы так не смотрел на меня, как когда-то давно смотрела школьница Константинова Света.
"Света" - девушка оглянулась. Все те же голубые глаза. И удивительное превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Передо мною стояла красивая, статная женщина. От нее веяло благородством и интеллигентностью. Такие женщины одним своим видом заставляют мужчин уважительно обходиться с ними. Впервые встретившись с такой женщиной, невольно приходишь в замешательство от того, что не знаешь с чего бы начать разговор, дабы не показаться глупым и примитивным созданием в ее глазах.
-Здравствуй, Сережа - Света радостно и удивленно улыбнулась - не ожидала тебя здесь увидеть.
- Я тоже, столько лет прошло.
Мужчина был старше ее. Он протянул руку и мы познакомились. Затем он тактично поцеловал ее в щеку и сказал, что пойдет потихоньку вперед. Мы остались одни на дороге.
Да, глаза все те же - цвета безоблачного летнего неба, хотя появилась какая-то печаль и мудрость, приходящая с годами. Но не было уже яркого стыдливого румянца на щеках, не было детской непосредственности, не было той хрупкой школьницы из далекого детства. Взрослая Света Константинова стояла и улыбалась мне как старому другу. И я понял, что первая любовь давно прошла и осталась где-то там, в прошлом. Хотя, что тут говорить ведь прошло столько лет.
- У меня здесь мама живет.
- Да, я знаю, ребята сказали - я посмотрел во двор. Один из моих друзей рассказывал какой-то смешной анекдот. Тетя Клава громко хохотала, широко открыв рот и сотрясаясь всем своим грузным телом. Мы улыбнулись и посмотрели друг на друга.
- Как жаль, что не встретились раньше, я уже здесь неделю - продолжила Света.
- Да, жаль - ответил я.
- Ну, мне пора, Сережа, скоро наш поезд - Света посмотрела в сторону вокзала - приезжай на следующий год, встретимся, поболтаем.
- Хорошо, постараюсь. Хотя знал, что мы навряд ли больше когда увидимся, ведь сегодняшняя наша встреча была большой случайностью, которые так редко происходят с нами. Я на прощание пожал ей руку. Она еще раз улыбнулась и поспешила догонять своего спутника. Я остался стоять на дороге, глядя им вслед. И вдруг поймал себя на мысли, что жду, когда Светка Константинова обернется и посмотрит на меня взглядом полным любви, как когда-то в классе за школьной партой. Они шли, держась за руки и о чем-то разговаривали. Дорога, заросшая Иван-чаем поворачивала влево, и вскоре они скрылись из вида. Она так и не повернулась...
Бурундук-озорник быстро взбежал по стволу кедра и, осыпав корой векового дерева, вывел меня из задумчивости. Я посмотрел вверх, бурундук уставился на меня бусинками глаз. Маленький лесной житель пронзительно свистнул и юркнул в пышную кедровую крону. Сделав глубокий вдох, я подумал, как все-таки прекрасно пахнет тайга летом. Мои друзья подняли тост, тетя Клава тоже присоединилась к ним. Веселые и захмелевшие они махали мне руками, предлагая присоединиться.
До поезда оставалось два дня и я не знал то ли радоваться - ведь еще было в запасе два дня; то ли грустить - ведь два дня, с другой стороны, так ничтожно мало. Время так неумолимо и быстро летит в этом безмятежном таежном краю.


Рецензии