О моих товарищах
Многие моряки, да почти все, это люди много повидавшие, пережившие
разные жизненные ситуации. Не всегда хотят свои приключения вынести на
всеобщее обозрение, обсуждение. Всегда сдерживает скромность и внутренняя
деликатность. Кажется им, что неудобно свои воспоминания, переживания на людское обсуждение выносить. Мой товарищ Анатолий Георгиевич Радюкин
из таких, но он написал свои воспоминания, и я с его разрешения их публикую.
ЛЮБОВЬ И МОРЕ.
Первый курс в мореходном училище незаметно. Подъем, зарядка, завтрак, занятия, обед, самоподготовка, строевые занятия, ужин, личное время и, наконец, желанная команда - «отбой». За 6 месяцев мы освоили программу за 9 и 10 класс.
В конце дня мальчишки, по 15-16 лет выматывались так, что эту команду повторять было не надо. Среди нас были 8 курсантов, отслуживших армию, и которым командир роты капитан-лейтенант Лисовский, поручил поставить службу на должный уровень – организовать повседневную жизнь. Кроме учебы и строевых занятий мы ходили в наряды по роте, по столовой, по училищу – мыли коридоры и гальюны, чистили картошку, носили продукты и убирали территорию.
Мое детство прошло в деревне, где пришлось и работать, и себя обслуживать, поэтому я чувствовал себя вполне самостоятельным, что и не понравилось нашему старшине:
– Курсант Радюкин, ты почему не спросил у меня, когда и где брать ведро и тряпку, ты почему указываешь дневальному, как полоскать швабру? - Ну и т.д. и т.п.
За мою самостоятельность он почему-то сразу невзлюбил меня. И поэтому команду «отбой» я кричал через день. Приходилось пропускать занятия и получать «неуды». Но я терпел и не отступал от своих привычек жить самостоятельно и с достоинством, что особенно бесило нашего старшину. Видно было, что он прошел дедовщину в армии, хлебнул ее по ноздри, и сейчас отыгрывался на нас. Даже его одногодки, которые были на особом положении, и в наряд не ходили, говорили ему:
– Барыкин, угомонись, не издевайся над пацанами.
И вот наступил июнь. Мы, почти все, перешли на второй курс. Из 65 курсантов осталось 58. Семеро не выдержали и были отчислены. Впереди было лето. Начальник радиотехнического факультета на последнем занятии сказал:
– У вас впереди есть два с половиной месяца. Вы можете спокойно, кто желает, поехать домой. Но было бы прекрасно, если бы вы начали привыкать к морской жизни. Вы можете самостоятельно пойти в порт и попробовать наняться на пароход на практику. Пароходство распорядилось, чтобы с согласия капитана вас могли брать на суда.
На следующий день я отправился в порт. Порт Владивосток был, как бы, границей нашей Родины, и пройти в порт просто так было невозможно. Я предъявил свой курсантский билет ВОХРе, и чудо – меня пропустили. Я медленно шел по причалам и смотрел во все глаза на черные корпуса пароходов. Море пахло мазутом, из бортовых шпигатов судов лилась вода, скрипели швартовы на мощных кнехтах. Корабли слегка качались и кланялись, как бы радушно приглашали – поднимайся к нам, на борт. На борту у трапа стояли вахтенные матросы с красными повязками и со строгими лицами, провожая взглядами. По всему было видно, что им, в родном порту, хочется выйти в город, кого-то ждали дома, а у кого-то в каюте сидели друзья или родственники.
У одного парохода я задержался. На борту было написано его название – «Миклухо - Майклай». У него было две жилые надстройки – кормовая и в средине корпуса. Он стоял у причала, огромный, весь черный, белея надстройками, а высоко, в небо, поднимались желтоватые мачты, с тонкими паутинками антенн. Я стал подниматься по крутому трапу, хватаясь за леера руками и ожидая от вахтенного матроса, с суровым лицом, вопроса – чего надо? Но тот неожиданно улыбнулся и спросил:
– В душ, помыться?
Во Владивостоке всегда была проблема с водой, и курсанты-старшекурсники часто ходили помыться на пароходы, в отличие от нас, первокурсников, которых водили в баню строем, один раз в неделю. От Эгершельда, где было расположено наше училище, до Луговой, где была баня - километров пять. Зимой, в черных шинельках, с двумя рядами желтых пуговиц, гремя брезентовыми ботинками, мы шли в баню, тратя на дорогу два часа. В нашем училище не было горячей воды. А порт был рядом.
-Нет, мне бы капитана.
-А по какому вопросу?
-На практику хочу.
-Ну, хватит с тебя и старпома, – вахтенный нажал на рычажок, и раздалось два коротких звонка. Вышел старпом.
-Вот, курсант к капитану, просится на практику.
-Кем будешь, моряк?
-На радиста учусь.
-Ну, тогда тебе к шэ-рэ-эму.
-К кому?
-Так сокращенно зовут начальника радиостанции.
Старпом кивнул мне головой, приглашая следовать за ним, и стал подниматься по трапам, наверх. На самом верху, перед выходом на мостик, была открыта дверь, откуда слышалась морзянка.
-Николаич, к тебе. - Старпом легонько толкнул меня в спину, в радиорубку.
Из кресла поднялся симпатичный мужчина, лет сорока, и, как оказалось, двухметрового роста.
-Так-так. Давай знакомится – Алексей Николаевич, а это Дима - второй радист. - Мне пожал руку Дмитрий.
-Знаешь, Анатолий, мы зашли во Владивосток, как бы, проездом. Гружены мы пенькой и джутом назначением на Петропавловск-Камчатский и тебе, наверное, лучше на другой пароход, который идет куда-нибудь за границу. А тут каботаж. Оттуда мы вернемся и опять возьмем груз из Владивостока на Магадан. Лето, «полярка», завоз груза на Север. Понимаешь?
-Так у меня еще нет «визы», возьмите меня.
-Ладно, сейчас схожу к капитану. Присядь.
Вернулся он не скоро, мы с Димой уже успели сходить в кают-компанию, где меня накормили до отвала. Николаич довольно улыбался:
– Ну, Дмитрий. Поздравляю тебя с повышением. Так как у нас на борту есть третий радист, то капитан мне разрешил остаться на рейс дома. Как вовремя ты подошел, Анатолий. Но в штат тебя, сам понимаешь, зачислить не можем. Приглядывайся, знакомься с аппаратурой, что-то уже умеешь?
-Нет, ответил я честно, только теория, и немного – азбука Морзе.
– Ну, ничего, жить будешь у Димы в каюте, у него есть второй ярус, а питаться – в столовой рядового состава. Ну, братцы, я побежал собираться, и домой. Через двадцать дней увидимся. - Пожал нам крепко руки и радостно потопал вниз.
Дмитрий сделал важное лицо:
- Без моего разрешения ничего не трогать! Понял?
- Так точно – ответил я.
- Здесь не армия, можно отвечать и проще. Пошли в каюту, покажу, где будешь спать.
Мы спустились на две палубы ниже и Дмитрий открыл дверь, пропуская меня вперед.
- Вот твоя кровать, на втором «этаже». Садись на диван, и рассказывай.
- Мне еще нечего рассказывать – ответил я. В море я был только на катере, когда плыл из дома во Владивосток, да еще на ялах, на веслах, и под парусом ходили. А ты давно в моря ходишь?
- Уже второй год.
- А что это за пароход, какого типа?
- Тип «Либерти», означает «свобода», любимое слово американцев. Сухогруз. Его американцы во время войны сварили, один из первых, сварных пароходов. Построили его в 1943 году, на один переход, чтобы продукты и оружие из Америки в Советский Союз перевезти. Одноразовый пароход. А работает уже 24 года. Ну ладно, ты располагайся, вечером, в 19.30 ужин. В душ и спать. А я сбегаю, прошвырнусь по городу, может, чего веселого увижу. - И ушел.
Я забрался на второй ярус и уснул. Проснулся от громкого разговора и смеха. В каюту зашел Дмитрий с какой-то женщиной.
- Ну, Анатолий, у меня гости. А это - мой практикант, - сказал важно Дима.
- Иди-ка вниз, подойди к вахтенному, он определит тебя на ночевку. Ты
не обижайся, мы тут будем шуметь, на гитаре играть, да песни петь. Не выспишься. Иди.
Я спустился вниз, поужинал. Ужин был сытный, не то, что в мореходке. И первое, и второе, и салат. Компот. Все поели и разошлись, а я остался сидеть в столовой. Дневальная, молодая девушка, которая подавала ужин, а теперь убирала посуду со столов, спросила:
- Ты чего тут сидишь? Не знаешь куда идти, заблудился на пароходе?
Тут зашел в столовую немолодой мужчина и девушка ему сказала:
- Боцман, вот курсант чего-то тут сидит.
Боцман подошел ко мне и спросил:
- Ты, чего тут?
- Я на практику, а у радиста Димы гости. Вот не знаю, где ночевать.
- Идем.
Боцман завел меня в пустую каюту, щелкнул выключателем. Каюта была огромной, в ней было четыре кровати в два яруса.
- Заселяйся. И, если хочешь, живи здесь. Правда, скучно тебе будет, одному. Как захочешь.
И я остался.
Заснул, как убитый. Ночью проснулся, от того, что звенели звонками передвигающиеся по рельсам, огромные краны, похожие на чудовищ. Наверху кранов были два прожектора и, казалось, что это древние ящеры с горящими глазами. Я вышел на палубу. Светало. По бухте Золотой Рог бегали работяги-буксиры, перекликаясь короткими гудками. Одни тащили огромные пароходы, другие, рейдовые катера, развозили моряков на пароходы, стоящие на рейде. Сердце мое наполнилось радостью – я на пароходе. Да еще с таким именем, о котором я столько читал, и на кого хотел походить. Я чуть ли не плясал от радости. Весь Мир открывался передо мной. Завтра я увижу море. А затем и Тихий океан.
На следующий день, утром, я проснулся от вибрации – корпус парохода трясся – работала машина. Я вышел в коридор и увидел, как открылась дверь с задрайками, и оттуда донесся грохот. Человек вышел. И захлопнув эту дверь, прошел мимо:
– Доброе утро.
– И тебе доброе.
Я не удержался, подошел к этой двери и открыл ее. Меня обдало запахом гари, дыма.
- Хорошо, что я учусь не на механика, – мелькнуло в голове. И я быстренько побежал наверх.
Послышалась морзянка. Дверь в радиорубку была открыта. В кресле, с наушниками на голове, сосредоточенно что-то записывал Дмитрий. Заглянув ему через плечо, я увидел, как мелким, но разборчивым почерком, Дмитрий писал прогноз погоды. Закончив, он коротко сказал мне:
- Привет, пошли.
Мы прошли на мостик. Там находилась куча народа – все были сосредоточены. Изредка отдавались команды по УКВ рации, звенел телеграф.
- Михал Ильич, прогноз погоды.
- А карту – факсимиле, принял?
- Да.
- И как погода, вкратце?
- Почти штиль.
- А это практикант?
- Да, Анатолий.
- Ну, идите, не мешайте.
Капитан отвернулся. У него был усталый вид.
- Отдать буксир, – сказал лоцман и попрощался с капитаном за руку.
- Удачного рейса.
- Спасибо, до встречи.
Лоцман спустился на буксир и наш «Миклухо-Маклай» двинулся на выход из «Золотого Рога».
- Дима, я на палубу, посмотрю на море.
Мы прошли мимо бухты Диомид, рыбный порт и … пароход слегка качнуло, а затем, покачиваясь, вышли в открытое Японское море, мимо острова Скрыплева. Отправились в плавание, курсом на север, назначением на Петропавловск-Камчатский.
В тот момент, когда качнуло пароход, подкатил комок к горлу, и тошнота охватила все мое тело. Кое- как, цепляясь за поручни, я дошел до своей каюты, и все, что было у меня внутри, вылетело в раковину. Включив холодную воду, я пытался умыться, и как - то прийти в себя, но это было выше моих сил. Рвотные судороги не прекращались. Я лег на кровать, и мне стало ненадолго лучше. Но очередные рвотные позывы не дали мне полежать. Я опять повис на раковине. Сколько времени это продолжалось – не знаю. В каюту, без стука, зашел Дмитрий. Глянул на меня и все понял:
– Ну, полежи часок, пройдет. Я за тобой зайду.
Обессиленный, я лежал на кровати, периодически переползая к раковине, и обратно. И тут, в воздухе, стал распространяться запах еды. И рвота моя усилилась до судорог. Затем я забылся и заснул.
- Эй, Анатолий, вставай, все уже пообедали, только тебя жду, - улыбалась в дверях дневальная.
Я открыл глаза, сел, и снова все поплыло перед глазами, тошнота навалилась с новой силой. И я рухнул опять на кровать.
- Не могу,- промычал я.
- Я сейчас тебе сухариков солененьких принесу.
- Не-е-ет…- мычал я, подползая к раковине.
На следующий день я не мог подняться с кровати, а когда поднимался через силу, то рвотные судороги охватывали меня с новой силой. Два раза за день заглядывал ко мне Дмитрий, поглядев на меня и покачав головой, молча уходил.. На пятый день ко мне в каюту зашел судовой врач, парень лет тридцати:
- Ну, как самочувствие?
- Подыхаю…
- На, выпей. - На меня из стакана пахнуло лекарством. Я замычал, и пополз к раковине.
- Принесите лимончик, и порежьте мельче, - попросил доктор дневальную. Та быстро принесла.
- Бери по кусочку, и соси. Понял? Если душа примет, то еще макай лимон в сахар. Понял?
- Да.
- Ну, лежи.
Так прошло еще два дня. Поднялся я на ноги, когда «Миклухо-Маклай» стал заходить в Авачинскую бухту. От слабости меня шатало, но вдруг захотелось есть. Пошел в столовую, штаны на мне висели и не падали только из-за ремня.
- Ну, наконец-то сам пришел,- рассмеялась дневальная.
- Меня Света зовут. А это пекарь Люда. Кушать будешь?
- Немножечко.
- Да уж, понятно, на вот, рассольничьку похлебай.
Съев полтарелки, я стал подниматься наверх. Зашел в радиорубку.
- Ожил? Молодец, отдохнешь день-другой, и домой. Капитан распорядился тебя отправить самолетом.
Дима был деловит:
– Сейчас пойду к третьему штурману, возьму денег и поеду за билетом.
- Ну, нет, никуда я не полечу.
- Тогда идем к капитану.
Зашли на мостик, где капитан по УКВ радиостанции разговаривал с порто- флотом.
- Михаил Ильич, не хочет практикант лететь.
Капитан обернулся:
- Мне покойники на борту не нужны. Вопросы есть?
- Товарищ капитан, мне уже легче, я уже поел, и чувствую себя лучше.- Я бормотал и с мольбой смотрел на него.
- Оставьте на борту, я исправлюсь, честное слово.
- Понимаешь ли, мне пассажиры не нужны, да еще те, которые прижмуриться хотят.
- А я это от безделья, если бы дали какую работу, то и не было бы ничего.
- А тут ты прав,- улыбнулся капитан, - боцмана ко мне. Пришел боцман.
- Михаил Ильич, я на якоре плотника оставил, что случилось?
- Принимай в палубную команду курсанта, обеспечь его каждый день работой. Понял? И чтобы не сачковал.
- Понял. Идем,- сказал мне боцман.
- Когда ошвартуемся, найди меня.
Наш «Миклухо-Маклай» был ошвартован у причала, подали трап, стали готовиться к выгрузке. Все моряки были заняты работой, и только я был, как неприкаянный. Нашел боцмана, который мне сказал: – Жди. - Минут через сорок позвал. Зашли в шкиперскую, затем в малярную:
- На тебе кирку, будешь отбивать ржавчину. Вот тебе еще котелок с суриком. Отобьешь и закрасишь. Возьми вот еще робу, переоденься. Вперед.
И стал я не бесплатно хлебать щи. Когда один, а когда и с напарником, стал работать. Потом мне боцман доверил турбинку , которая работала от электричества, и зачищала ржавчину . Четыре дня стоянки пролетели незаметно. А в последний день, перед отплытием, боцман отпустил меня на берег:
- На рубль, походи по городу, а то был на Камчатке, станут спрашивать друзья, что да где. А ты и не видел ничего.
Выйдя за проходную, я поднялся на сопку, и с нее увидел всю Авачинскую бухту, которая по размерам сама была как море, и противоположный берег был едва различим. Весь рейд был усеян стоящими судами и суденышками, рыбаками и военными кораблями. Оглянувшись назад, я увидел город, серые, пятиэтажные бетонные дома, некоторые были опоясаны железными полосами. Купив мороженое, я уселся на лавочку и вдруг, почувствовал, как задрожала земля под ногами, и завыла тревожно сирена. Люди побежали, я тоже побежал в порт. Через полчаса я был на причале, но «Миклухо-Маклай» уже отошел, а я остался на берегу. Я спросил у проходящего мимо человека, который, на моих глазах слез с крана:
– Что мне делать, это долго продлится, это землетрясение?
- Ничего, морячок, такое часто бывает. В месяц, иногда, трясет раз по пять.
- А пароходы чего ушли?
- Наверное, объявили «цунами», вот и отошли от причала, а то ведь выбросит, посмотри, вон в то место, видишь?
Я увидел небольшой сейнер, который лежал на берегу.
- Вот как бывает. А ты иди в диспетчерскую, свяжись по УКВ с теплоходом.- И показал, куда идти.
Поднялся наверх, в двухэтажное здание. На двери было написано: «Диспетчер». Постучавшись, зашел. Там стоял шум и гам, несколько человек, перекрикивая друг друга, разговаривали с невидимыми абонентами по УКВ радио.
- Тебе чего?
- Мой пароход ушел, а мне что делать?
- Как называется?
- «Миклухо-Маклай»
- По УКВ разговаривал, умеешь?
- Нет.
- Держи трубку, нажимай на тангенту, и говори, отпустил – слушай.
- «Миклухо-Маклай», ответьте диспетчеру, тут ваш человек.
- Товарищ капитан, это практикант, что мне делать?
- Попроси диспетчера отправить тебя катером, к нам, на рейд.
- Понял. - Диспетчер покивал головой:
- Сиди внизу, жди, как только соберутся все, кто отстал от теплоходов, пошлю катер. Но катер тоже пока на рейде.
Спустившись вниз, я увидел человек десять, потом стали подходить еще люди. Расселись, кто на лавочке, кто на крыльце, моряки курили, болтали и смеялись. Когда уже стемнело, нам объявили, чтобы мы шли на причал, где нас ожидает рейдовый катер. Через два часа я поднимался по штормтрапу, который мне спустили. В темноте, на высоту, которая мне показалась бесконечной, цепляясь за балясины, я взобрался на борт. Ноги дрожали.
- Ну, как погулял?
- Спасибо, хорошо.
- Боцман, - окликнул старпом,- почему трап не опустили, мог бы в темноте и пожалеть парня.
- Пусть привыкает, на море и не такое случается
- До утра, наверное, будем на якоре.
Рано утром, наш теплоход опять подошел к причалу, и стал выгружаться. Вечером, в балласте, вышли в море.
На следующее утро, борясь с тошнотой, и периодически перегибаясь через планширь борта, я прошел на полубак, где меня ждал боцман.
- Ты опять? А ну, за работу! Ишь, привык придуряться. Это я искореню. Держи котелок с краской и марш работать.
Да, недаром на флоте боцмана зовут «дракон».
Погода стояла солнечная, небольшие волны изумрудами перекатывались, и, ударяясь слегка о борт, брызгами окатывали мое лицо. И от этого становилось легче, а, увлекшись работой, я перестал замечать качку. И когда я понял, как это хорошо, дышать соленым ветром, какая красота вокруг, сколько прекрасного меня ждет впереди, то я запел: «Раскинулось море широко…». Значит, Море приняло меня, и полюбило. И любовь наша оказалась взаимной.
Через семь дней мы пришли в порт Владивосток.
– Зайди к капитану, - сказал боцман.
- Все, мой друг, спасибо за работу. Пароходство посылает нас в Индию. Окончишь мореходку – приходи. Вот, держи справку, что трудился у нас, характеристику. - И пожал мне руку.
Спускаясь вниз по трапу, я гладил черный, шершавый борт «Миклухо-Майклая» и шептал – до свидания, еще увидимся.
Я вернулся из отпуска 28 августа и, когда нас стал спрашивать командир роты, кто и как провел лето, оказалось, что я был единственным, кто ходил в море, чем заслужил уважение среди курсантов нашей роты, и вызвал еще большую неприязнь старшины роты.
Через полтора года, на очередных политзанятиях, (я уже был избран комсоргом роты), мы прочитали в газете «Дальневосточный моряк», что теплоход «Миклухо-Маклай», попав в жестокий шторм, переломился и затонул в Южно-Китайском море. Все были спасены, и только боцман погиб, спуская шлюпку.
P. S.
С Анатолием Георгиевичем я несколько лет работал на одном судне.
Я капитан, он начальник судовой радиостанции. Несколько лет мы уже не
работаем вместе. Я пенсионер, Анатолий нашел достойную работу на берегу,
но совместная работа в море до сих пор не забывается. Дружба нормальных
мужиков, скрепленная непростой работой в море, крепче, чем рабочие отноше-ния офисных работников.
Свидетельство о публикации №215102302192