Свечка

   На Восточном Памире в районе озера Рангкуль есть пещера. Местные жители называют её "Глаз дракона". Когда едешь по долине, далеко на скалистой стене можно увидеть небольшое отверстие. В сумерках из него идёт оранжевый свет. Если приблизиться ночью, вход в пещеру слабо светится и напоминает вторую небольшую луну. У пастухов существует легенда, что люди, пошедшие смотреть пещеру, не возвращаются. Когда я стал сомневаться, пастух коротко ответил: "Мы туда не ходим" и посоветовал обратиться к "геологу". "Геолога" я разыскал быстро. Им оказался экскаваторщик в соляном карьере. Он загружал подъезжающие машины каменной солью, которую черпал ковшом прямо со склона горы. Потом эту соль развозили по всему Памиру. Мне стало понятно, почему местная соль серого цвета.

   За чаем разговорились. Водитель знал про "Глаз дракона". Раньше он работал с геологами на добыче золота в отрогах Сарыкольского хребта. Отсюда и прозвище. От них слышал версию о выделении в пещере ядовитых горючих газов, там же в разговорах иногда упоминалась лава.

    Так получилось, что я нередко проезжал мимо пещеры. Всякий раз она притягивала внимание, особенно ночью. Высота 4000 метров, россыпь огромных звёзд на небе и таинственный свет на склоне горы.

   Однажды, закончив маршрут по горам, я спустился в кишлак Рангкуль. Первый человек, которого я встретил, сразу пригласил в гости. Я спросил про "Глаз дракона". Сказал, что завтра хочу туда подняться. "Зачем завтра?" - мой новый знакомый кивнул на сидящего рядом старика - "Он ходит туда каждый вечер и зажигает свечку!"


Рецензии