Портрет, пьеса
Николай Васильевич Гоголь
Пьеса
Авторы: Григорий Гуревич и Михаил Гуревич
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Рабочие вешают картины, выносят реквизиты в глубине сцены. Один из рабочих просит человек из зала помочь донести картины и вывесить их на стене и посмотреть на картины поближе. Один из зрителей приглашает на сцену девушку. Постепенно к ней присоединяется еще несколько человек и они, рассматривая картины, собираются у одной. Кто-то просит продать картину. Ещё кт-то просит продать ему. Начинается спор.
Между ними появляется человек в одежде художника середины XIX века.
Он Художник.
Х у д о ж н и к: Позвольте мне на время прекратить ваш спор. Я, может быть, более, нежели всякий другой, имею право на этот портрет.
(Внимание всех на него)
Х у д о ж н и к: "Как ни странны покажутся вам слова мои, но если вы решитесь выслушать небольшую историю, может быть, вы увидите, что я был вправе произнести их. Все меня уверяет, что портрет есть тот самый, который я ищу".
Художник жестом приглашает людей со сцены в зал. Все спускаются вниз.
Х у д о ж н и к: "Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинной лавочкой на Щукином дворе. Эта лавочка представляла точно самое разнородное собрание диковинок: картины большей частью были писаны масляными красками, покрыты темно-зеленым лаком, в темно-желтых мишурных рамах. Двери такой лавочки обыкновенно бывают увешаны связками произведений, отпечатанных лубками на больших листах, которые свидетельствуют самородное дарование русского человека. Покупателей этих
произведений обыкновенно немного, но зато зрителей – масса!
КАРТИНА ВТОРАЯ
Торговец предлагает свой товар, мужины и бабы тычат пальцами в картины. Кавалер знакомится с дамой. Солдат торгует ножами. Тогровец предлагает свой товар. Старуха торгует цветами.
Х у д о ж н и к: "В это время невольно остановился перед лавкой, проходивший мимо молодой художник Чартков. Чартков тоже рассматривает картины и удивляется их безвкусицей".
Л а в о ч н и к: "Вот за этих мужичков и за ландшафтик возьму беленькую. Живопись-то какая! Просто глаз прошибет, еще лак не высох! Пятнадцать рублей! Одна рамка чего стоит. Прикажите связать и снести за Вами? Где изволите жить?"
Ч а р т к о в: "Постой, брат, не так скоро".
Чарткову неудобно ничего не купить и он, чтобы как-то увильнуть;
Ч а р т к о в: "А вот постой, я посмотрю, нет ли чего здесь для меня".
Чартков полез в старый хлам, а хозяин, уведев в нем бедного человека, стал зазывать в лавку покупателей.
Л а в о ч н и к: "Сюда, батюшка, вот картины! Зайдите, зайдите".
Чартков находит портрет. Лавочник обращается к нему.
Л а в о ч н и к: "Что, батюшка, выбрал что-нибудь?"
Чартков подносит портрет к двери. Он поражён живыми глазами; и в толпе этот портрет произвел смятение. Баба крикнула: «Глядит, глядит!» - и попятилась. Все уставились на портрет.
Х о з я и н:"А что ж, возьмите портрет!"
Ч а р т к о в: "А сколько?"
Х о з я и н: "Три четвертачка давайте!"
Ч а р т к о в: "Нет".
Х о з я и н: "Ну что ж, дадите?"
Ч а р т к о в: "Двугривенный". / И хочет уйти/
Х о з я и н: "Эк цену завернули? Да за двугривенный одной рамки не купишь. Господин, господин, воротитесь! Гривенничек хоть прикиньте!. Возьмите, возьмите, давайте двугривенный. Право, для почину только, вот только, что первый покупатель".
Х у д о ж н и к: "Таким образом Чертков совершенно неожиданно купил старый портрет. Дорогой он вспомнил, что двугривенный, который от отдал, был у него последний. Досада и равнодушная пустота объяли его в ту же минуту. Усталый, и весь в поту, дотащился он к себе в мастерскую.
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
Храп Никиты. Чартков звонит, ждет. Храп прерывается. Никита ищет и зажигает свечу. Открывает дверь. Художник проходит в мастерскую, ставит у мольберта портрет и валится в кресло. Никита раздевает его, снимая плащ и сапоги.
Н и к и т а: "Хозяин был".
Ч а р т к о в: "Ну, приходил за деньгами, знаю".
Н и к и т а: "Да он не один приходил".
Ч а р т к о в: "С кем же?"
Н и к и т а: "Не знаю, с кем-то… Какой-то квартальный".
Ч а р т к о в: "А квартальный зачем?"
Н и к и т а: "Не знаю зачем. Говорит затем, что за квартиру не плачено".
Ч а р т к о в: "Ну что ж из того выйдет?"
Н и к и т а: "Я не знаю, что выйдет. Он говорил, коли не хочет, так пусть,
говорит, съезжает с квартиры. Хотели завтра еще прийти оба".
Ч а р т к о в: "Пусть и приходят".
Никита сначала садится на диванчик, а затем валится и засыпает. Чартков ищет корку хлеба.
На этом фоне говорит художник.
Х у д о ж н и к: Молодой Чертков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе. «Смотри, брат, - говорил ему не раз его профессор, - у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится – ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».
Иногда хотелось, точно, художнику кутнуть, щегольнуть, тогда завидно рисовалось в голодном его воображении участь багача-живописца.
Ч а р т к о в: "Да! Терпи-терпи! Есть же, наконец, и терпению конец. Терпи! А на какие деньги я завтра буду обедать? Зачем я мучаюсь, и как ученик копаюсь над азбукой, когда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами".
Художник вдруг испугался, так как на него глядело из-за холста чье-то судорожное лицо. Он хотел крикнуть и позвать Никиту, храп которого уже раздавался вполне, но потом вспомнил, что это
купленный им портрет и Чартков оттирает портрет и еще более поражается с силой живых глаз.
Он тихо отошел от портрета, отворотился в другую сторону и старался не глядеть на него, а глаза косились невольно в сторону портрета. Чартков попадает ногой в таз, шум. Он еще более пугается. Сел в кресло, отвернувшись, но не мог успокоиться. Тогда он встает и завешивает портрет простынею.Сел в кресло и стал дремать. Простынь на портрете шевелится и старик медленно вылезает из рамы. Он подходит к Чарткову и раскладывает у его ног золотые рулоны, соблазняя его. Чартков крадет один, откатившийся в сторону, и прячет его в кресле. Старик встает и уходит, но затем неожиданно
возвращается. Чартков в ужасе закрывает глаза; раздается стук в дверь.Чартков, спотыкаясь, падает на таз с водой. Старик исчезает. Стук повторяется, Никита просыпается и идет открывать дверь (утро, светло). Входит хозяин с квартальным (у квартального вместо голоса отдельные звуки, у хозяина тонкий звук вместо голоса). Они наступают на Чарткова, требуя денег, или картины.
Квартальный хватает портрет и хочет его забрать, но Чартков его не отдает. Во время борьбы за портрет из него падает сверток с золотом. Чартков хватает его.
У всех стремительный взгляд на сверсток. Чартков прижимает золото к себе и свет гаснет.
КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ
Х у д о ж н и к: (в искаженной от воспоминания, такой же позе, что и Чартков): "Если я поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех и могу быть славным художником".
Затем:(уже выпрямившись и как бы вспоминая): "Так думал он заодно с подсказывавшим ему рассудком, но изнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче. Ух, как в нем забилось ретивое!
"Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в… и прочее… В душе его возрадилось желание непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету".
КАРТИНА ПЯТАЯ
Чартков в новой мастерской, на нем модный крикливый костюм. Он репетирует светские позы и красивые движения. Приходят две дамы. Они неразборчиво щебечут. Чартков старается очаровать их и тут же набрасывает эскиз молодой жеманницы. Дамы в восторге и дают ему деньги. Уходит за
натянутую чистым холстом картину, там идет тенями восхищение портретом Чарткова. Несколько лиц присоединяются к восторженным заказчикам.
К нему приходит офицер. Чартков показывает ему свои работы. Они заходят за картину. Тени. Чартков быстро рисует офицера, получает деньги и провожает его. И далее идет поток лиц. Всех Чартков рисует одним росчерком и получает деньги.
(Небольшая смена декораций). И вот Чартков выходит из-за картины и пересчитывает деньги, он уже не молод, он уже скорчился и складывает деньги в сундук. Там пересыпает золото. Все это дейсвие идет в воспоминаниях художника.
КАРТИНА ШЕСТАЯ
Во время ухода дам.
Х у д о ж н и к: художник был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, приглашеньем на обеды; словом, получил тысячу лестных наград. Портрет произвел шум по городу (тени и восхищение портретом). Дама показала его приятельницам, все изумлялись его искусству.
И художник вдруг был осажден работами. Со всех сторон только и требовали, чтоб было хорошо и скоро. Оканчивать было решительно невозможно, все нужно было заменить ловкостью и бойкостью кисти. Наконец он понял, в чем было дело, и уж не затруднялся нисколько. Скоро он уже сам начал дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти, пишущей как-бы самой собою.
Вскоре публика провозгласили его гением. Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Уже стали надоедать ему одни и те же портреты и лица, уже без большой охоты он писал их. Кисть его охладела и потупела. Уже начал он достигать поры степенности ума и лет. Жизнь его коснулась тех лет, когда всё, дышащее порывом, сжимается в человеке, когда могущественный смычок слабее доходит до души и не обвивается пронзительными звуками около сердца, когда прикосновение красоты уже не превращает девственных сил в огонь и пламя, но все отгоревшие чувства становятся доступнее к звуку золота, вслушиваются внимательнее в его заманчивую музыку и мало-помалу не чувствительно, позволяет ей совершенно усыпить себя. Слава не может дать наслаждение тому, кто украл её, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном её. И поэтому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью. Он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота и уже готов был обратиться в одно из тех странных существ, на которых с ужасом глядит исполненный жизни и сердца человек, которому они кажутся движущимися каменными гробами с мертвецами вместо сердца внутри. Но одно событие сильно потрясло и разбудило весь его жизненный состав. В один день увидел он на столе своем записку, которой Академия художеств просила его дать свои суждения о произведении молодого художника. Этот художник был одним из его товарищей. Всем пренебрёг он, всё отдал искусству. И за то вынес он из своей школы величавую идею создания и могучую красоту мысли.
КАРТИНА СЕДЬМАЯ
Выставочный зал.
Х у д о ж н и к: В"ошедший в залу, Чартков нашел уже огромную толпу посетителей, собравшихся перед картиною. В толпе зрителей узнаются бывшие заказчики Чарткова – светское общество. Все потрясены новым талантливым произведением. Чартков хочет принять независимую позу, но увидев картину, потрясЁнный, замирает. И так постепенно в зрителях начинается движение. Несколько человек обращаются к нему с просьбой высказать своЁ мнение. Чартков хочет опять принять равнодушную позу циника, но, взглянув на картину, теряет самообладание и как безумный убегает из зала".
КАРТИНА ВОСЬМАЯ
Мастерская художника.
Х у д о ж н и к: "Весь состав, вся жизнь его была разбужена в одно мгновение, как-будто молодость возвратилась к нему, как-будто потухшие искры таланта вспыхнули снова. Чартков хватает холст, ставит его на мольберт и начинает писать, но он не доволен работой, бросае, хватает новый подрамник, пробует, но опять ничего не получается".
Ч а р т к о в: "Но точно ли был у меня талант, не обманулся ли я?"
Он смотрит на произведения своей молодости.
Ч а р т к о в (с отчаяньем): "Да, у меня был талант. Везде, на всем видны его признаки и следы".
Вдруг он видит вперившиеся на него глаза портрета. Чартков, увидев
портрет и вспомнив всю его историю, пришел в бешенство. Он хочет броситься
на портрет и уничтожить его, но вдруг видит черную пустоту – старик исчез.
Х у д о ж н и к: "И он узнал ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния. им овладела страшая зависть, зависть до бешенства. Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогой ценой, осторожно приносил себе в комнату и с бешенством тигра кидался на неё, рвал, топтал ногами. К этому присоединялись все признаки безнадежного сумасшествия".
Чартков выходит из-за картины весь изодранный, хочет сесть, но с разных концов комнаты, как бы из картины, начинают выходить люди (светское общество, маски вместо лица). Они окружают его – это лесть, угодничество, подобострастие. В порыве исступления он хочет броситься на них и падает. А в
кресле сидит старик и его смех раздается над трупом художника.
КАРТИНА ДЕВЯТАЯ
Х у д о ж н и к: "Мне говорили, что портрет этот ходит по рукам и рассеивает томительное впечатление, зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить гонение и угнетение.
Да, кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнутым пятном, и уже весь народ обступил его и указывает на него пальцем, толкует о его неряшестве, тогда как тоТ же народ не замечает множество пятен на других прохожих, одетых в будничные одежды, ибо на будничных одеждах не замечаются пятна.
В этом времени художника должны окружить те же люди и встать в те же позы, в каких они были в начале рассказа. Рабочие застыли в глубине сцены,
Художник, вешая картины. И, обращаясь ко всем,
Х у д о ж н и к: "Много лет мне не случалось встретить ничего такого, что хотя бы сколько-нибудь походило бы на этот портрет. Всё меня уверяет, что портрет и есть тот самый, который я ищу. Теперь я его уничтожу.
Художник смотрит на портрет. Все взгляды обращены в его сторону, но портрета нет. Недоумение, удивление, страх. Кто-то шепчет: «Украден».
Дымовая завеса, вспышка. Художник исчезает.
Смех старика нарастает над зрительным залом. От толпы слушающих
отделяется один человек и в вопросе удивления обращается в зал. Свет гаснет. На сцене темнота.
КОНЕЦ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
1. ХУДОЖНИК-РАССКАЗЧИК
2. ЧАРТКОВ – ХУДОЖНИК
3. СТАРИК
4. КВАРТАЛЬНЫЙ
5. ХОЗЯИН
6. НИКИТА
7. ЛАВОЧНИК
8. ДАМА I
9. ДОЧКА
10. ЦВЕТОЧНИЦА
11. ТОРГОВКА
12. СОЛДАТ
13. ЛАКЕЙ
14. МАЛЬЧИШКА
15. КАВАЛЕР
16. ДАМА II
17. ТОРГОВЕЦ
18. АВТОПОРТРЕТНОЕ ЛИЦО
19. СЛУГА
20. ЧИНОВНИКИ
21. СВЕТСКИЕ ДАМЫ
22. ОФИЦЕР
23. РАБОЧИЕ
Авторы выражают большую благодарность Юлии Макаровой за перепечатку этой пьесы с отвратительной копии, сделанной ещё в то время, когда копировальная бумажка подкладывалась под печатаемый на "УНДЕРВУДЕ" листок бумаги. Пьеса пролежала в файлах с момента иммиграции в соединённые Штаты, а написана была в 1968 году.
Копирайт 1968 года.
Публикация на Проза.ру, 21 Октября, 2015
Свидетельство о публикации №215102300241