Дождь

Из цикла историй под общим названием  «ВОЗВРАЩЕНИЕ К СЕБЕ».


* * *

      Похороны затягивались. Прислонившись к нагретой спинке, Борис сидел на скамейке у кладбищенских ворот и смотрел на небо. По небу, то заслоняя, то вновь открывая жаркое, не по сезону, солнце, беспорядочно метались белые, серые и чёрные облака. «Будет дождь? Или не будет дождь? Непонятно. Здесь всё всегда непонятно...»

      Рядом, нетерпеливо поглядывая на часы, сидела его дочь Маша, одна: её местный муж терпеть не мог «русских», особенно – стариков.

      Невдалеке группками топтались пришедшие проводить Нину в последний путь. Горстка соседей. Подружки из клуба пенсионеров. Два крепких молодых парня в банданах, Маша сказала - его троюродные внучатые племянники. Или Нины?..
      Все уже выразили Борису  и Маше своё участие в их печали и теперь смиренно дожидались окончания затянувшегося мероприятия.

       «Так будет дождь или не будет?..»

      Наконец, подъехала траурная повозка – трёхколёсная мотоциклетка с крытым прицепом.
      Облегченно выдохнув, дочь взяла Бориса  за руку:
      -  Пойдём, папа – надо опознать.
      -  Опознать?
      Он послушно поднялся и пошёл за Машей.

      Водитель, по совместительству рав, спрыгнул с сиденья и раздвинул полог с тыльной стороны прицепа. Внутри стояли носилки; на них лежало что-то, накрытое черным бархатным покрывалом с вышитым золотом семисвечником. Рав откинул покрывало, и это что-то оказалось спелёнутой в белое куклой без лица. Ловко распутав завязки, рав освободил куклино лицо и замер в ожидинии.
      Войдя в ступор, Борис стоял и всматривался, не узнавая: «Это – Нина? Вот эта маленькая, высохшая кукла – его пышечка Нина? Да нет. Это – не она. Или да?..» Стоял и всматривался. Стоял и всматривался.
       -  ...Ну же, па-па. Го-во-ри...
       -  Это мама?
       -  Да.
       И он, хотя и очень сомневался, покорно кивнул:
       -  Да.
       Споро приведя куклу в порядок, рав вскочил на сиденье, повозка, вздрогнув, стронулась с места и поехала. Все двинулись следом.

       -  Папа, не отставай.
       -  Как ты думаешь? Будет дождь?
       -  Какой ещё дождь, папа? Не отставай! Даже если и будет? У тебя есть зонт.
       -  Есть зонт? Верно. Я забыл.

 Повозка остановилась в конце кладбища, на последней террасе с широкой панорамой в долину. Племянники и два служки, уже ждавшие процессию, достали носилки и понесли к одной из аккуратных, готовых к заселению, могил.

 «Какой прекрасный отсюда вид. Так будет таки дождь или не будет?..»

 Рав спрыгнул на землю, достал из кармана пиджака потрепанную книжицу и, кивая в такт головой, сходу запел-забормотал поминальную молитву.

       Опершись на зонт,  Борис стоял и рассматривал рава. Там, где он жил раньше, никто никого никогда не отпевал: всех хоронили по одним и тем же советским правилам на общем кладбище. Может поэтому молодой, румяный рав в мятом пиджаке на футболку, джинсах и кроссовках казался ему не настоящим? Да и не только рав. И само кладбище. И носилки. И маленький венок в руках дочери. Стало беспокойно; он дёрнулся спросить Нину, что она думает обо всём этом? Оглянулся. Раз. Другой. Не нашёл и вспомнил: Нина там, под чёрным.

      Отчитав положенное, рав захлопнул книжицу, сунул её обратно в карман, снял с носилок покрывало и дал отмашку служкам.

      Служки, два здоровенных мужика явно похмельного вида, похоже из наших, «русских», деловито подхватили носилки и спустились в бетонную могилу на боковые приступки, чтобы сгрузить тело. В той стране, где когда-то жил Борис, всегда хоронили в гробах. И, поначалу, ему было немного не по себе, когда человека клали на голую землю. Потом – привык. И даже стало казаться, что так – правильней.

      Последней, с глухим звуком, с носилок съехала круглая куклина голова: стук.

      Закрыли тело бетонными плитами и начали бросать землю. Он тоже бросил горсть сухой, пылящей почвы. «Землю – не бросай! – сказала ему дочь, - по еврейским традициям близкие родственники – не бросают». А он бросил. Забыл и – бросил.

       Дальше всё было быстро: засыпали, выровняли, воткнули табличку с номером.

       Пересчитали присутствующих мужчин: сам Борис, рав, племянники, служки и двое соседей. Итого – восемь. Чтобы прочитать кадиш не получалось миньяна - не хватало ещё двоих. Позвали  рабочих, арабов, что устанавливали памятник  террасой выше.

       Рав опять достал из кармана книжечку и забубнил кадиш, время от времени прерывая скороговорку из непонятных слов итоговым: - Амэн. И паузой. Чтобы все присутствущие успели повторить вслед за ним:

       -  Амэээн...

       Налетел сильный порыв  ветра и, переместив облака, стёр декорации в долине, заменив их на новые. Вот точно так же жизнь сменила декорации, одним махом стерев страну, в которой Борис когда-то жил. И люди, лишенные привычного настоящего, в тревоге и неуютстве побежали в погоню за будущим. И он побежал со всеми. Твёрдо зная, что всё самое главное там, впереди. Просто надо напрячься, совсем немного и – вот оно! Ну же! Ещё чуть- чуть…

       -  Амэээн...

       И вдруг, в какой-то момент, внезапно понял: не догнать. И остановился. Огляделся и подумал: нет, всё, самое главное, самое важное и нужное осталось там – в прошлом! И заныла, заболела душа, затосковала. Не выдержал. Собрал деньги и поехал. Не успел. Пока он гнался за будущим – жизнь стёрла прошлое. Стёрла маленький родительский дом. Вместе с мамиными астрами, солнечными пискучими цыплятами в картонной коробке на кухне, у печки, которых бабушка кормила запаренным пшеном. С зарослями колючей малины у забора, откуда он, пацаном, подглядывал за соседкой Леркой, студенткой, когда та загорала без лифчика. Стёрла его первую школу. И магазин «Спутник», куда он бегал за молоком и хлебом. Стёрла, не оставив ни малейшего следа, заменив всё это на гудящую, похожую на осиный рой, гигантскую транспортную развязку. Квартиру, где они жили с Ниной и Машей, жизнь заменила на косметический салон. Институт, в котором он работал до самого отъезда – на банк. А Машин детский садик – на мечеть.

        -  Амэээн…

        И тогда, в последней надежде зацепиться хотя бы за что-то, Борис метнулся на кладбище. К родителям. На хорошо знакомое, центральное кладбище. Но жизнь и тут успела первой: в могилах его родителей  лежали посторонние люди. «Не шуми, дядя, иди...» – сказали ему. Мир дрогнул и поплыл, размываясь в очертаниях. Внезапно оказавшись человеком без прошлого, он тогда впервые усомнился в реальности - нет, не мира – усомнился в реальности собственного существования. Ушёл; и долго потеряно бродил по незнакомо-знакомым улицам с новыми именами, узнавая и не узнавая.

        -  Амэээн...

        А когда, смятенный и пустой, вернулся домой, в страну, где зимы не бывает, обнаружил: пока он гнался за будущим и любовно нянчил прошлое, жизнь в настоящем стёрла его дочь Машу. Каким-то непонятным образом выдав её замуж за местного, живущего по строгим еврейским традициям. И они с Ниной, мешающие мясное с молочным, в одночасье сделались для неё чужими некошерными стариками.

       -  Амэээн…

       Нина плакала, а он – нет. Потому что сразу увидел подмену: эта новая женщина, Мирьям – не их дочь, она только внешне похожа на Машу. Разве могла его Маша, его маленькая девочка, для которой всегда было всё самое лучшее?.. Для которой он варил манную кашу без комков – у Нины никак не получалось?.. Которую ночами носил на руках, когда она болела?.. Разве могла она лишить их внуков, не научив не единому слову по-русски? Разве могла бы их родная дочь побрезговать едой из материнских рук?..

       -  Амэээн...

       Нет! Конечно, нет! Разве могло всё это быть взаправду?.. Нет! Мир плыл, и в этом нереальном, плывущем мире настоящей, реальной оставалась только Нина. И вот теперь жизнь стёрла Нину, превратив в тряпичную куклу без лица...


       -  ...Амэн.
       -  Амэн.      

       Все с облегчением задвигались, ещё раз выразили, положили на могилу по камешку, подняв тут же, с земли, и быстрым шагом направились на выход. Рав сунул в карман пожертвование, полученное от Мирьям, закинул в прицеп траурные носилки, прыгнул в седло и мотоциклетка, рванув с места, умчалась.

       Начался дождь. Опершись на зонт, Борис стоял и смотрел на едва заметный, голый, каменисто-песчаный холмик с одиноким венком. Там, в исчезнувшем прошлом, на могилы всегда клали цветы. Здесь – камни.

        Крупные круглые капли громко барабанили по соседним мраморным и гранитным надгробиям: стук-стук-стук-стук. И, стекая, без следа уходили в землю. В землю... Всё – в землю.

       -  Пойдём, папа, некогда. Ну же! И открой, наконец, зонт – ты что, не видишь, что пошёл дождь?
       -  Да. Верно. Дождь…      


Рецензии
Прочитал внимательно десяток Ваших текстов, включая Асю Брянскую. Выполнены они технически почти безупречно. Удивляет диапазон. От сражения блинами с тещей до еврейской Лолиты в пещере близ Мертвого моря и чудовищного старшего брата, скрытого мозгу фрейдисткого толстого уродистого персонажа, похоже мечтаюшего о собственной матери. Ну я Вам скажу, что такой диапазон, конечно, впечатляет- Вы как бы показываете, а я и так могу, и так, и так. Что мол вам еще надо? С другой стороны это и недостаток. Я настроился на одну волну, и тут Вы мне подсовываете нечто совершенно другое и по стилю и по диалогам и по сюжету. Приходится перестраиваться. Может все как то разделить по темам? Не знаю. Вам решать.
Тема Израиля- хороша. Я сам не раз возвращался к ней. На мой взгляд Израиль - очень удачная страна для описания, жесткая красота, красно-коричневые холмы, песочного цвета стены и вдруг ослепительное море, брызги залетающие в чашку кофе в Яффе, высохшие бедуины, церковь, синагога и мечеть в километре друг от друга, где еще такое увидишь? и совсем русские пенсионеры на лавочке в сквере рядом с магазином, где продают вафельное мороженное, то самое за 19 копеек. Напишите об этом.

Николай Дали   05.12.2021 12:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай) Спасибо! Я отвечу Вам вечером, вернусь с работы и отвечу. Спасибо!)

Душкина Людмила   06.12.2021 06:04   Заявить о нарушении
Ну всё, выпросталась) Диапазон, он не для того, чтобы кого-то впечатлить, выпендриться или соригинальничать. Или потому, что я не могу определиться с выбором направления и мечусь в поисках. Мне (!) этот диапазон необходим для решения поставленной перед собой задачи. По сути, все эти рассказы - иллюстрации для раскрытия единой темы, которая, опять же, лично мне интересна: "Кто мы? Смотрящие, но не видящие. Задающие вопросы; и не слышащие на них ответов. Ищущие себя во вне; и не узнающие в случайных отражениях. Кто? Мы?" Мне интересен_человек_ во всех проявлениях. Вот я его и изучаю, помещая своих героев в самые разные ситуации) Так что все они в единой теме, их не разделить, потому что это не жанровая проза. Ну, а как всё это воспринимается читателем?.. Тут уж как воспринимается. И вот знаете, Николай, я убеждена: как только творец начинает задумываться о конкретном приложении результатов своего творчества, то оно, творчество, очень быстро трансформируется в ремесло. Я, слава Создателю, никому ничего не должна и ни с кем ничем не повязана. Да и потом, мне просто тупо скучно писать одно и то же))) Вполне возможно, что скоро мне надоест играть в писательство и я, свободная от привязок, найду себе другую игрушку)))
А Израиль, да...)
Спасибо, Николай, что вникли и написали. И за искреннее желание помочь спасибо)
Ваша,

Душкина Людмила   06.12.2021 20:04   Заявить о нарушении
Я прекрасно понимаю о чем Вы. Я ведь занимаю точно такую же позицию.Если сориентироваться на вкус среднего читателя, да и да и на какого угодно, пусть даже и на суперяицеголового, ничего не удасться написать вообще. У меня даже по поволу того, что мной написано, противоположные мнения. В отзывах хвалят одно, а мне нравится(устойчиво) другое. Так что конечно! Летите туда, куда хочется и можется!

Николай Дали   07.12.2021 07:56   Заявить о нарушении
Что касается "помощи"- ни в коем случае я не пытался Вам помочь, Вы- совершенно независимый писатель, помогать и править что-то (во всяком случае в том что я прочел) нет никакой необходимости. Я тут выступал исключительно как читатель.
У Вас там все точка в точку. Не знаю с ходу Вы пишете или долго думаете и правите. У меня и так и так бывает.

Николай Дали   07.12.2021 12:50   Заявить о нарушении
О помочь: разделить и рассортировать - это очень правильный совет автору, который ищет своего читателя. Я - не ищу, но если, вдруг, он находится - скрывать не буду, рада ему) Пишу я так же, как и Вы, с холодной головой. Что с ней, с головой, твориться до написания, мне неведомо: как говорил гениальный (для меня) классик (для меня): "голова, предмет тёмный и исследованию не подлежит" (за точность цитаты не ручаюсь))) Пишу сразу начисто, потом могу поправить пару слов. Никогда не возвращаюсь с правками к написанному по двум причинам: 1. Из уважения к себе той, прошлой, которая на тот момент воспринимала жизнь так, как воспринимала. 2. Перечитывая старое, мне интересно наблюдать себя прошлую))) Эгоистично?.. Эгоистично. Но как познавать жизнь, если не не собственном опыте?)))

Знаете, Николай, я думала, думала, думала... над загадкой магического воздействия Вашей прозы) и, как мне кажется, что я её разгадала. Ваша проза - алогична. И, именно это, вызывает смещение "точки сборки" в сознании читателя: как ни крути, а наше сознание настроено на стереотипное мышление. А тут... бац! ну... и... да...)))
Короче, Николай, я рада, что мы каким-то (уж и не помню каким) образом пересеклись. Спасибо за общение!)

Душкина Людмила   07.12.2021 20:51   Заявить о нарушении
Возможно Вы правы. Я пожалуй здесь покритикую сам себя. Как и любой плюс, он имеет свой минус. Я не могу построить складный сюжет. Я понимаю приблизительно, как это делается, но строить завязку, второе действие и развязку, заключающуюся в победе добра над злом или наоборот- депрессивно победы бабла над всем остальным у меня просто не поднимается рука. Вы тут задали вопрос как выбираются рекомендованные редакцией произведения. Я почти уверен, что это просто датчик случайных чисел и ничего более. Как иначе об"яснить рекомендованные там и здесь девичьи и мальчишечьи дневники о страданиях- "она меня -нет, а я все равно", там же дамские размышления о сайтах знакомств- о лысых и пузатых соискателях, приглашающих даму отнюдь не в ресторан Метрополь. Я уже вижу, как очередной ухажер приносит на свидание пол батона колбасы и начатую бутылку портвейна, а потом просит взаймы. Вот это сюжет! Ну и, конечно, рассказ о собаке-кошке-мышке-птичке со сломаной лапой. Тут может быть разное окончание. Либо животное вылечивают, либо оно пропадает (его убивают хулиганы), а дядя Петя (алкоголик, но добрый) безнадежно ищет животное на свалке и его тоже убивают или он спивается сам окончательно. А один из хулиганов вдруг прозревает и говорит "Какие же вы все сволочи", за что, естественно, получает по мордам. Тут же и баба Зина. Она живет в деревне. Сын ее - большой бизнесмен, но ее забыл, не навещеает....не буду Вас долее утомлять, Вы знаете как и что далее по этим схемам.

Николай Дали   08.12.2021 17:29   Заявить о нарушении
Не можете построить сюжет?.. И не надо. Нас тут, сюжетопостроителей, завались))) Николай, я же не назвала Вашу прозу бессюжетной, я назвала её алогичной. А так она вполне себе сюжетная, просто ваши сюжеты другого порядка, это как с симметрией: первого уровня, второго и т.д. Что касается лично меня, то я люблю нестандарт, качественный нестандарт, так что с Вашей прозой всё окей)

Душкина Людмила   09.12.2021 05:55   Заявить о нарушении
Ещё раз перечитала предложенные Вами сюжеты - опять смеюсь))) Хотя, при определенной обработке из каждого можно сделать что-то вполне достойное, а может даже и забойное)))

Душкина Людмила   09.12.2021 05:59   Заявить о нарушении
Я согласен. Конечно, важно не "что" а "как". В конце-концов, вспомним Льва Николаевича. Более жалистной истории чем "Холстомер" наверное трудно придумать.

Николай Дали   09.12.2021 10:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.