Можно ли найти выход из любовного треугольника?

Немного о фильме «Офицер с розой».
+++++++++++++

Вообще-то, название у фильма – не совсем точное. Роза у офицера – поручика Петера Хорвата - была не одна. Две. Одна для товарища по борьбе, хорошей девчонки и почти невесты. Лиляны. Другая – для Матильды. Женщины, в квартиру которой Лиляну подселили. Потому что общежитие отдали под госпиталь. Вообще-то площадь позволяла подселить значительно большее количество людей. Но муж Матильды был из «наших». Одним из тех подпольщиков, что оставались в оккупированном Загребе. Он погиб в гестаповских застенках. 

Невен Иванчич был одним из «наших». И среди буржуев иногда встречаются приличные люди. Но – редко. Поэтому, пока неясно с кем же его вдова, товарищ Иванчич.

Именно так, «товарищ Иванчич». Потому что Петер ненавидит её имя. Матильда. Так они, между собой называли восемь фашистских бункеров. «Матильда1», Матильда 2»…
«Они выпили нам столько крови, эти «Матильды»! Сколько ребят погибло там. Почти половина моего батальона».

Они совсем разные. Она – не ест с пола. А он, бывало, ел даже с земли. Она понимает, что старый коньяк принято пить маленькими глотками. Он этого не знает. Да и когда узнает, всё равно, пьет залпом. У «них» нет времени пить маленькими глотками!

Даже Загреб, в котором они выросли, у каждого из них – свой. Он жил у канала, возле бывшего кожевенного завода. Она – совсем в другом, респектабельном районе. В который товарищи Петера если и попадают, то - случайно. Когда заплутав, потеряют ориентировку среди переплетения улочек городского центра.

Он не привык носить цветы открыто. Стыдно. Товарищи могут засмеять. Как так? Офицер и… С цветами?! Поэтому он приносит розы тайком. За пазухой под гимнастеркой.
Не самое лучшее место для цветов. И стебелек одной из роз ломается. Надо выбирать. Кому? Кому подарить уцелевшую розу? Лиляне? Матильде?

И Петер делает свой выбор. Дарит розу женщине с ненавистным для него именем. Хотя, нельзя… Нельзя ему её любить. Ведь она – враг. Конечно, так-то, по-человечески – нет. Но по происхождению… По происхождению – да. Враг.

Но он дарит розу Матильде. Несмотря на то, что нельзя. Нельзя ему любить Матильду. Уже она, от имени Петера, одаривает этим цветком Лиляну. У той – праздник. Сегодня её приняли в партию. Единогласно. И так хвалили, хвалили… Да и вообще, это первые… Первые цветы в её коротенькой восемнадцатилетней жизни.

К тому же, Матильда прекрасно понимает, что ей тоже… Нельзя. Нельзя его любить. Потому что это опасно для него. Любимого.

Им нельзя. Но они - любят. И наступает момент, когда оба понимают, что не могут жить друг без друга. И всё, что помимо этого – ерунда. Не бывает музыки «нашей» и «вашей». Музыка, она общая. Для всех. Как воздух, которым дышат и товарищи, и буржуи. Как земля, по которой ходят все.

И даже Вагнер, под музыку которого, возможно, Гитлер вынашивал, свои бесчеловечные замыслы, может быть самым настоящим душевным лекарством, если его слушать одному в тихой комнате. С закрытыми глазами. Отодвинув от себя тот бой с ещё скрывающимися по лесам недобитыми бандами усташей и чётников, что был всего несколько часов назад. И одна из вражеских пуль нашла-таки тебя. Задела по касательной.

«Что это? Да так, ерунда. Собака укусила».

Они – не могут быть друг без друга. А потому – кто может им помешать сыграть свадьбу? Вот и обручальное кольцо, которое Петер купил на том самом черном рынке, которого скоро не будет. Потому что они уже открыли общественные столовые. Это кольцо – Матильде, а то, что он купил себе, оказалось маловато для пролетарской руки. Но ничего. Растянут. Он уже отдал мастеру. И тот – успеет. Ведь свадьба завтра. В 11. Он уже и свидетелей нашел. Вот только попа не будет. Но это и ничего. Попы, и Матильда это хорошо знает, не приносят счастья.

Но ведь и Лиляна… Любит. И знает, что Петер любит её. Ведь Матильду нельзя любить. Она же старая. Ей уже 29. Поздно иметь детей. А у неё будет ребенок. От Петера. Так что, неужели, ребенок так и останется безотцовщиной?

И она пишет. В Комитет партии. И рано утром, когда день будущей свадьбы только начинался, за Петером заезжает капитан Бркич. Мате. Начальник и боевой товарищ Петера. Он увозит его с собой. Чтобы по товарищески… Не, не по директиве. Была бы директива, с ним бы разговаривали в другом месте, другие люди и совсем по-другому. По товарищески объяснить Петеру, что женитьба на буржуйке будет рассматриваться Партией, как предательство по отношению к ней. Особенно сейчас, когда «эти» так ждут демократических выборов. Вот им, вот! А не демократические выборы…

И если Петер не может без Матильды, то без Партии – как? Он сможет?

Нет, и без Партии Петер не сможет. Поэтому он уезжает. Забежав… Буквально на минутку забежав попрощаться с Матильдой.

Вот, надо уезжать. Добивать остатки банд усташей и четников. Но пусть Матильда не волнуется. И ничего не боится. Он будет ей писать. Каждый день. И вернется. Обязательно вернется.

Но писем нет и нет. Месяц, другой…

Только через полгода к Матильде зайдет Лиляна, которую комитет командировал из провинции в Загреб. На празднование победы Народного фронта и провозглашение Декларации Федеративной народной республики Югославия:

«Как, Вы ничего не знаете? Он мне не писал. Но я нашла его. Через Комитет. И приехала к Петеру. Мы сыграли свадьбу. Теперь никто не назовет его будущего ребенка безотцовщиной. Петер погиб. На следующий день после свадьбы. Два месяца тому назад. Вот, это было в его вещах. Он написал вам. Я не читала. Петер любил только вас».

То, что Петер любил другую женщину, Лиляна наконец-то поняла. А то, что не пуля усташа или четника, а она убила его, как мне показалось, - нет.

Ведь до свадьбы у Петера ещё была надежда, что он отвоюет. Храбро и честно. И партия поймет, что он – не предатель. И тогда он сможет вернуться. К любимой женщине.

А если вернуться невозможно, то тогда - зачем? Он ведь не может без неё. Без Матильды. Не может жить без неё.

Он погиб в день свадьбы. На следующий день он просто нашел выход. Выход из любовного треугольника.

Так что выход – всегда есть. Но не приведи Господь, чтобы кто-то отдал за него такую же дорогую цену, как та, которую в свои неполные 26 лет заплатил поручик Петер Хорват. 

На снимке: Кадр из фильма. Петер Хорват (Жарко Лаушевич) и Матильда Иванчич (Ксения Паич)


Рецензии
Здравствуйте, Константин!
Читал ранее здесь http://shkolazhizni.ru/culture/articles/59386/ вашу дискуссию с Алиной Еремеевой по поводу этого фильма, а днях снова посмотрел “Офицера с розой” (вообще обожаю югославский кинематограф, начиная от “чёрных” трагикомедий “Чуда невиданного” и “Красоты порока” серба Живко Николича до искромётно-фарсового “Бал-кан-кана” македонского режиссёра Дарко Митревски и мелодраматического “Цирка Колумбия” боснийца Даниса Тановича, которые также часто всегда с удовольствием пересматриваю) и невольно поймал себя на мысли, что режиссёру Деяну Шораку всё-таки не удался финал кинокартины. Вот действительно любовная драма была если бы Петар по настоящему любил Матильду, сделал бы ребёнка Лиляне (как и по сюжету фильма), а женился бы на третьей героине (например, какой-нибудь сестре своего друга-командира, пусть даже безымянной для действа фильма). И тогда его последующая гибель была бы логическим завершением этой драмы жизни. Вы так не думаете?

Роман Ники   27.12.2018 07:54     Заявить о нарушении
Нет, Роман. На мой взгляд, картина логически завершена. Почему Петар ушел на войну с четниками? Он надеялся, что проявит себя в боях с ними, докажет свою преданность партии и партия скажет ему: "Ну, черт с тобой, Петар. Женись на ком хочешь".
Но тут приезжает Лиляна, он узнает, что она беременна и, как у мужчины (если он считает себя мужчиной, а Петар считает себя мужчиной), у него не остается другого выхода, как жениться на Лиляне. Наши сыновья не должны быть безотцовщиной. Но, сыграв свадьбу, Петар отчетливо понимает, что теперь ему никогда не быть вместе с любимой женщиной. А если ему не быть с Матильдой вместе, то зачем тогда жить? И он идет под пули. Петар не погибает. Он, пусть и чужими руками, но убивает себя сам. Осознанно и намеренно. По сути, это не гибель. Это самоубийство.
Помните, как в "Рожденной революцией" Ленька Пантелеев, показывая наколку на руке, говорит оперативнику: "А я сяду в эту лодочку и уплыву". Типа, не радуйся, красноперый, выход есть всегда. И даже если ты поймал меня, всё равно, я - не в твоей власти. И прыгает с высокого этажа в лестничный пролет. Естественно, погибает. Но таким образом, он уходит от оперативников, допросов, суда.
Так же и Петар. Он находит выход из любовного треугольника. И уходит из жизни. Всё, финал. По экрану идут титры. Больше ничего и никому говорить не надо. Потому что всё, что будет сказано в дополнение, уже лишнее.
Большое спасибо Вам, Роман, за такой большой, обстоятельный и очень интересный отзыв.

Константин Кучер   27.12.2018 09:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.