Киношники. действие третье

                Действие  третье

     Небольшая галечно-каменистая площадка на берегу моря. Умеренно-ветреный вечер. Слышен шум набегающих на сушу волн. Диана с распущенными волосами, в расклешённых матросских брюках и тельняшке, сидит у сооружённого наспех шалаша. Рядом в беспорядке валяются многочисленные предметы – пустые разнокалиберные канистры, коробки, ящики, брезентовые тюки, тряпки. На верёвке, болтающейся между двух врытых жердин, сушится не первой свежести бельё (в основном, атрибуты одежды). У ног Дианы сложены  сухие веточки, рядом лежат поленья и коряги побольше. Она пытается разжечь костёр.

Диана (раздувая слабый огонёк, в сердцах). Ч-чёрт! Ну никак! Фу-у… То ли спички отсырели? То ли солярка не хочет схватываться?.. Да ещё этот ветер, как назло! Всё время пламя задувает… Эх! Скорей бы Иван Семёнович возвращался! У него-то быстро получится. Мигом костёр вспыхнет… А то… Без огня здесь совсем задубеешь… (пытается ещё раз раздуть искорки) Фу-фу-фу-фу… Тьфу!.. Да пропади ты пропадом!..

     Диана зябко ёжится, встаёт с колен и делает несколько согревающих движений. С беспокойством смотрит вдаль, внимательно осматривая горизонт.

Диана (вздыхая). Ой, боженьки мои!.. И как нас угораздило залететь на этот остров? Ведь материк где-то близко. И чайки, как говорит дядя Ваня, иногда здесь появляются. Значит, большая земля рядом… Только вот в какую сторону плыть? Ни компаса, ни других приборов не осталось. Всё затонуло той ночью, при крушении судна… Да и по солнцу сразу не определишь точные координаты этого острова… Эх, хотя бы рацию сохранить! Нет, как назло, тоже утопла… (после паузы) Но главное – и шхуна, и шлюпка разбиты. На бревне много не поплаваешь. Да его ещё и найти надо, это бревно. Вон, кругом одни лишь коряги и доски гнилые. Что с них толку?.. (тяжело вздыхает) Ох, Бог ты мой! Сколько нам ещё здесь робинзонить? Останемся ли в живых?..

     Издали доносятся редкие тяжёлые шаги. Из-за кручи показывается грузный мужчина в возрасте около 60-ти лет. Он тоже одет в матросские штаны и тельняшку. На голове у него – капитанская фуражка, а поверх "тельника" накинут морской китель. Мужчина держит под мышкой вязанку хвороста, а в другой руке несёт небольшую пластмассовую канистру. Подходит к ратерянной Диане. Невесело усмехается.

Мужчина. Ну как, заждалась?.. А костёр так и не запалила? Опять не получилось?.. Эх, Динка! И чему тебя только в школе учили? Вернее, в институте… К тому ж я, наверное, уже три раза показывал, как можно быстро разжечь костёр. Но до тебя моя наука почему-то никак не доходит…    
Диана (обрадованно). Ой, Иван Семёнович! Как хорошо, что вы пришли! Я уже начала беспокоиться… (сокрушённо) А костёр этот… Да ну его! Ничего у меня не выходит! Вы уж сами попробуйте. Пожалуйста! У вас здорово получается… А я лучше давайте что-нибудь вам заштопаю. Или постираю. Пока совсем не стемнело…
Иван Семёнович. И на том, как говорится, спасибо. Хоть с этим ты справляешься. И то ладно… (подозрительно смотрит на Диану) Ты никуда отсюда не уходила?..
Диана. Нет-нет… Как вы сказали, так я и делаю – сижу у шалаша. Костёр вот пытаюсь разжечь…
Иван Семёнович (успокоенно). Добро!.. Молодец, что слушаешься старого кэпа. Место-то здесь дикое, необследованное. Мало ли что? Отойдёшь подальше от стоянки и… Не дай Бог, беда может приключиться…
Диана. Я понимаю, Иван Семёнович. Поэтому… далеко никуда не ухожу. Сама боюсь!.. Вот, сижу у нашего домика и вас дожидаюсь. Как вы и наказывали…

     Иван Семёнович кивает головой и бросает на землю вязанку сухого валежника. Рядом ставит канистру.

Иван Семёнович. Однако нам опять повезло, дочка. Я ещё одну баночку с нашей "Лазури" подобрал. (кивает на канистру) К южной косе прибило…
Диана. В ней вода?
Иван Семёнович (устало присаживаясь возле незажжённого костра). Да-а… Видно, сам Господь пока помогает нам. Хоть вода пресная есть. Да кое-какие концентраты со шхуны…
Диана (вкрадчиво). Так вы уверены, что это остров? Необитаемый? И что ваша шхуна затонула?..
Иван Семёнович (поморщившись). Насчёт "Лазури" не знаю. Если честно, то не уверен, что она к моллюскам на дно отправилась. Может, и на плаву осталась. Болтается где-то на отмели… Эх, зря мы драпанули с неё на шлюпках! Могли бы подождать ещё чуток… Тьфу! До сих пор себе простить не могу… (после паузы) Но то, что мы на острове – верняк! Никаких сомнений… Сегодня опять всё вокруг обошёл. Замкнутый круг получился. И никакого жилья. Ни одного живого следа. Одно море по горизонту…
Диана. Интересно, ещё кто-нибудь спасся из нашей команды?.. (поправляясь) Ой! То есть – из вашей… Ведь пять человек на борту было. Не считая меня…
Иван Семёнович. Возможно… Хотя… Нет, я почти уверен – мои пацаны не булькнули, как слепые котята. Не те люди, чтобы за просто так медуз идти кормить… (задумывается) А вообще… Подозрительно всё как-то… От берега в тот вечер мы далеко не отклонялись. Я сам на мостике стоял, за курсом следил. Даже когда совсем стемнело, мы продолжали идти правильно… Только вот что за предмет мы брюхом поймали? Не понимаю… Здесь глубина вполне приличная, никаких отмелей и рифов. Тем более – островов необитаемых. Ни в одних лоциях ничего подобного никогда не значилось! (пожимает плечами) Наваждение какое-то! Странно – чего это мы днищем могли зацепить? На что напоролись?..
Диана (как бы оправдываясь). Штормило довольно основательно. Могли и отклониться от курса… А когда течь в трюме образовалась, экипаж поневоле растерялся. Поэтому матросы в панике начали в шлюпку прыгать…
Иван Семёнович (кисло усмехаясь). Эх, дочка… Не надо бывалого моремана баснями учить. (недовольно смотрит на Диану) Ладно?.. Я на море родился. Тридцать лет в капитанах хожу. И знаю эти места так, что с закрытыми глазами шхуну вдоль всего побережья проведу… Конечно, может, мои ребята и трухнули немного… Когда мы пробоину получили… Но они держались до последнего. Я сам тому свидетель! Ясно?.. И, скорее всего, команда "Лазури" тоже где-то к берегу прибилась. Только не к этому острову. Будь он неладен!..
Диана. Да я что?.. Я наоборот – лишь добра всем желаю… Конечно, хотелось бы, чтоб все живы остались… Только… где они? И корабль ваш, и команда?..
Иван Семёнович (раздражённо). Ну, ё-ё!.. Не зря мне тыщу раз умные люди говорили… Первая заповедь на море –  не сажай незнакомую бабу на борт! В общем-то, любая случайная женщина на рыболовном судне – всегда к несчастью… Вот оно! Пожалуйста! Всё как нельзя лучше подтверждается…
Диана (втянув голову в плечи). Да… Но ведь я…
Иван Семёнович (не слушая Диану). Что, разве не так?.. И не корабль у меня, а шхуна! Неужели так трудно запомнить? Рыболовная шхуна "Лазурь"… (после паузы) Сейчас я уже на все сто уверен, что матросы мои живы. Все до единого!.. Может, скоро свидимся. Вот только бы с этого долбанного острова побыстрее отчалить!..    

     Некоторое время в воздухе висит гнетущая тишина. Слышен только шум набегающих волн.

Диана (неловко). Простите, Иван Семёнович!.. Но… Постарайтесь и меня понять тоже. Я ведь совсем не желала вашему… Вашей шхуне крушения. А команде – беды… Думаю, что в нашем случае произошла лишь нелепая случайность. Трагическое стечение обстоятельств…
Иван Семёнович. Нет, милая. Вряд ли ты переубедишь меня… Одно лишь появление на сугубо мужском судне женщины – уже беда. Веками проверено… И вина здесь только моя. Зря я послушался этой соплячки, Стрелки. Только из уважения к Лукичу, отцу её, согласился взять тебя в тот рейс. Да ещё пообещал особо не трепаться… Ха!.. (сокрушённо мотает головой) И как складно она мне напела!.. (передразнивает) "Пожалуйста! Я вас очень прошу – возьмите Диану в рейс! Её только до ближайшей гавани нужно подкинуть. Вы как раз к утру туда прибудете. Ведь она на настоящей рыболовной шхуне никогда в море не выходила. Для неё это будет таким подарком! Возьмите её, дядя Ваня! Я вас умоляю!" (после паузы) Хэх! Осьминог мне в селезёнку! Расчувствовался, старый краб!.. Да-а… Дал дядя Ваня слабинку. Решил уважить гостью из Подмосковья, будущую кинозвезду. Взял к себе на борт. Под свою ответственность… И вот на тебе! (разводит руками в стороны) Вот чем ночная прогулочка по морю закончилась… Сиди теперь, костры разводи. Жди у моря погоды. Может, кто и подберёт…

     Иван Семёнович устало копошится около вязанки дров и принимается разжигать костёр. Диана виновато стоит рядом и смотрит, как разгорается огонь. Поёжившись, садится рядом.

Диана. Не обижайтесь на меня, Иван Семёнович. Всякое в жизни случается. И… Раз уж так получилось, то давайте вместе думать – как выбираться нам из сложившейся ситуации…
Иван Семёнович (остывая). Ладно, дочка. И ты на меня не дуйся. Словами теперь не поможешь… (показывает рукой в сторону) Я там две рыбины изловил. В ведёрке оставил у берега… Сходи, Дин, принеси их. Почисти и выпотроши как следует… Сейчас костёр разгорится – запечём на ужин. А хочешь – ушицу сварим…
Диана (с готовностью). Ой! Я мигом, дядя Вань!.. (встаёт) Какой вы молодец, а! Настоящий мужик! Не даёте с голоду помереть… Я сейчас!..

     Диана убегает в сторону моря и исчезает за кромкой прибрежной суши. Иван Семёнович провожает её взглядом, а затем быстро озирается по сторонам. Проворно достаёт из-под ближайшего камня пачку хороших сигарет и зажигалку. Закуривает и делает несколько продолжительно-жадных затяжек. Однако, услышав шаги возвращающейся Дианы, резко тушит сигарету и вновь убирает всё под камень. При этом незаметно машет рукой,  подавая кому-то таинственные знаки, но изображая, будто отмахивается от дыма костра.

Иван Семёнович (вполголоса). Фу ты! И покурить толком не даст… Вот нужда! Как быстро обернулась-то. Ну, беспокойная душа!..
Диана (вернувшись с рыбой). Порядок! Принесла вашу добычу… А вы что-то сказали, Иван Семёнович? Или мне показалось?..
Иван Семёнович (с досадой). Да так я… Сам с собою болтаю… Вот уж третий день мы здесь, на острове, загораем. Без хлеба и соли ещё как-то можно прожить. Но вот без курева… Терпежу уже никакого нету… Эх-х! Сейчас хоть бы пару затяжек! Самого дрянного табака. Даже от махры не отказался бы…
Диана (улыбаясь). Ой, как я с вами солидарна! Кажется, многое бы отдала, чтобы накуриться  вволю. И "Беломор" бы за милую душу пошёл!..
Иван Семёнович (с осуждением глядя на Диану). А не рановато ли? В таком возрасте? Да ещё девке?.. Дым из ушей не пойдёт? Или из какого другого места?..
Диана (фыркая). Ну вы скажете!.. Мы в институте на переменах знаете как смолим? Хоть топор вешай! И никто нам ничего не говорит… Травиться табаком, знаете ли, дело добровольное. Тем более – в двадцать лет…
Иван Семёнович. Пороть вас некому. Пусть даже и в двадцать пять… Неужели не понимаете, что в таком возрасте организму развиваться нужно, а не в дыму никотиновом захлёбываться? Если уж сейчас вы все какие-то дохлые и аллергичные, то что после тридцати с вами будет?..
Диана (подсаживаясь к костру). Это точно – пороть нас некому. Ведь старшеее поколение само не прочь оттянуться на стороне. Водочки попить, с женщинами позабавиться. До детей ли им?.. Оттого в институте… Да и дома… Мы сами себе – и господа, и бакалавры, и хозяева жизни…
Иван Семёнович (кивая головой). Вот-вот… Совсем молодёжь распустилась. Шальные вы все какие-то. Блаженные. С придурью. Без царя в голове… Дети праздников, что ли?..
Диана (удивлённо). Это как понять?
Иван Семёнович. Да очень просто!.. Сейчас, как я посмотрю, мода такая пошла – детишек по пьяной лавочке строгать. Видно, после пива или вина веселее это дело идёт… Зато потом врачи за голову хватаются. Если раньше в классах было не больше двух-трёх умственно отсталых учеников, то теперь столько же отличников и хорошистов. Остальные – с отклонениями в общем развитии. Короче – дебилы. То есть, пьяным хреном заделанные…    
Диана. Зачем же так категорично? Да ещё огульно?.. По-вашему, вся молодёжь сегодня подвыпившими мамками и папками сделанная?..
Иван Семёнович. Ты уж не обижайся на меня, Дин… Может, я чего и не понимаю? Из другого поколения вышел. Другими идеалами воспитанный… Но вот скажи – какого лешия тебя здесь одну носит? По этим местам?.. Я понимаю – море, солнце, горы. Можно сказать – курорт. Но… Не страшно одной-то? Ты бы хоть подругу с собой какую прихватила. Или любов… Ну… Ухажёра своего, мальчика-студента…

     Диана загадочно улыбается, ставит рядом маленькое ведёрко с водой и начинает чистить и разделывать  принесённую рыбу.

Диана. А мне и так, Иван Семёнович, хорошо. Мальчишки-то, знаете, как за учебный год примелькались? О-ёй!.. (отмахивается рукой) Не видеть бы их всех сто лет! (кашляет от дыма) Кха-кха!.. Я сюда как раз и приехала отдохнуть. От шума, как говорится, городского. От всей чумной цивилизации…
Иван Семёнович (болезненно потирая колени). А что же на месте-то не сидится? У Барсовых не приглянулось, что ли? Потянуло на остренькое? Новых впечатлений захотелось?..
Диана (как бы не замечая язвительного тона). А как это вы догадались? И впрямь – потянуло меня, поскитаться решила, надоело на одном месте торчать… Анька вот, однокурсница, племянница тёти Гали, обещала приехать в Скалистую Бухту. Да так и не соизволила… Я уж в одиночку надумала немного постранствовать. Развеять грусть-печаль свою…
Иван Семёнович (недовольно). И откуда у вас, таких молодых, грусть-печаль какая-то? А-а? Поработали бы с наше… Тогда…
Диана (перебивая). Ой, Иван Семёнович… Простите, но мне эти ваши занудные нотации вот уже где! (проводит ладонью под горлом) Давайте не будем. Всё равно в этом плане мы друг друга не поймём…         
Иван Семёнович (иронизируя). Как же! Знамо дело! Понима-аю… Вы все теперь дюже грамотные стали. Кого угодно за пояс заткнёте. Правда, только на словах. А на деле…
Диана (решительно). Иван Семёнович! Давайте лучше переведём разговор в другое русло. А то беспредметная болтовня получается. Зачем она нам?.. (после паузы) Я вот давно у вас спросить хотела… Сначала как-то побаивалась, а теперь… Вы, наверное, знаете…
Иван Семёнович (недоверчиво). Да-а? И чего же это я должен знать?..
Диана. Про Факела когда-нибудь слышали? Герой тут у вас такой былинный объявился. Легенды о нём ходят… Живёт где-то в горах, в заброшенной пещере. Всех женщин презирает, даже ненавидит. И вроде бы убивает их поголовно, без разбору. Ну… Тех, которые на глаза ему попадаются… Только вот найти этого Факела никто не может. Слухов много, а наяву… У кого ни спросишь – воочию никто не встречал, не видел…
Иван Семёнович (присвистнув). Фью-ю… Эва куда тебя понесло! Вот, оказывается, какая хрень в голове твоей копошится… Ха! Фа-акел… Ещё один придурок недоношенный. Такой же дебил… Было бы о ком говорить. Тьфу!..
Диана. Зачем же вы так? Вы хоть слышали о нём? Или лично знакомы?..
Иван Семёнович (пытаясь ответить деликатно). Вот что, девочка… Ты мне брось здесь мозги… того… засорять! Шелухой всякой… Не знаю я никакого вашего Факела-дракела! И знать не желаю!.. Выдумки всё это. Ребятня от скуки сочинила. А дураки подхватили, растрезвонили по всей округе. Детишек стали этим уродом пугать. Чтоб послушнее были… (после паузы) А ты… Ты что, в самом деле поверила бабьим сплетням? (смеётся) Хе-хе-хе!.. Всерьёз наживку заглотила про Факела? Ну, даёшь! Хе-хе…
Диана (пожав плечами). Не знаю… Я так просто спросила… Интересно всё-таки…
Иван Семёнович. А мне вот интересно, когда ваше поколение за ум возьмётся? Всё ветер в голове. Вам бы только танцы, шманцы, обниманцы. Выпивка, наркота, блуд. Побольше иметь, ничего не делая… Ты уж извини, что опять завожусь. Но хоть убей – просто не могу спокойно на это смотреть. И слушать всякую х-х… хреновину. Типа вашего надуманного Факела, будь он неладен!..
Диана. А вы уверены, что всё это выдумки?
Иван Семёнович. Даже не сомневаюсь!.. Молодняк ведь на что падок? На всякие там боевики и триллеры, что по телеку все глаза промозолили. Где обязательно – убийства, перестрелки, взрывы, догонялки друг за другом. А ещё – вампиры, скелеты, мумии, привидения, покойники… Тьфу! Прости меня, Пресвятая Богородица!.. (крестится) Вот разная бесовщина в башку вам и лезет. Начинаете фантазировать, придумывать своих идолов. Всяких там Факелов трахнутых…  Нет, чтобы полезным делом заняться…
Диана. А каким, например?..

     Иван Семёнович изучающе смотрит на собеседницу и некоторое время молчит, раздумывая о чём-то.

Иван Семёнович (невесело вздохнув). Эх-хе-хе… В твои годы, дочка, я уже твёрдо знал, чем мне в жизни заниматься. Поставил себе цель – закончить мореходку. Хоть и трудно было – послесталинские реформы, дефицит, бедность – но я всё же её окончил. И не хуже других…
Диана (немного удивлённо). Так и я учусь. На кинорежиссёра… И тоже очень стараюсь. Хочу всю жизнь этому занятию посвятить…
Иван Семёнович. Гм-м… Учиться – оно, конечно, хорошо. Только… Я бы вот вам, молодым барышням, посоветовал лучше в медицину податься. Помогать людям с недугами справляться… Или там детишек воспитывать. После пединститута. Обучать их уму-разуму… Вот это, я считаю, женское дело…   
Диана (задумчиво). Да-а… По-видимому, мы говорим с разных точек зрения. И взгляды у вас, простите, какие-то старомодные. Архаичные. Домостроевские… Загнать женщину на кухню, к кастрюлям. А потом в детскую, к пелёнкам… И чтобы носу в обществе не показывала! Сидела бы за бетонным забором и не высовывалась. Так вам нравится?..
Иван Семёнович (заметно нервничая). А что в этом плохого?.. Испокон веков на Руси женщины хозяйством занимались. Детьми… Уют в доме создавали, кашеварили… А мужики вкалывали. Деньгу зарабатывали. Семью кормили. Да ещё и стариков своих…
Диана (поморщившись). Эх, Иван Семёнович… Прошли те времена. Сейчас уже давно всё по-другому. Слабому полу зачастую приходится рассчитывать только на свои силы. Поэтому современные женщины…
Иван Семёнович (перебивая). Понимаю!.. Женщины хотят равноправия. Даже больше – стать выше мужчин! Чтобы хвостом везде повилять. Во все дела нос свой сунуть… А при случае не забыть и партнёра сменить, если предыдущий стал мало зарабатывать. Или перестал в кровати удовлетворять… А ещё – хорошо бы покомандовать, власть свою бабью показать. И на производстве, и дома. Так?..
Диана (фыркая сквозь улыбку). Ну и понятия у вас! По меньшей мере – странные…
Иван Семёнович. Странные, говоришь? Ладно! А вот тебе пример… (прокашливается) Кха! Кха!.. Числился у нас на "Лазури" года полтора назад один малый. Армию отслужил. Закончил курсы мотористов водного транспорта. К нам на судно попросился… Ну, взяли мы его. И надо сказать, не прогадали. Хороший специалист был…
Диана. Почему – был?..
Иван Семёнович (махнув рукой). Ну ты слушай!..

     Диана послушно кивает головой.

Иван Семёнович. Так вот… Однажды, язви её, случилась в машинном отделении авария. Маслопровод пробило. И раскалённой смесью ошпарило парня. Слава Богу, жив остался! В больнице только долго пролежал, лицо ему сильно изуродовало… (повышая голос) А жёнушка-то его, не долго думая, отреклась от мужа. Не нужен ей такой, стало быть. К мамке-папке на родину сбежала… Говорят, по дороге ещё и любовника пригуляла. Вот так! Бросила больного мужа и – до свидания! Скорей подолом трясти… Хорошо, от этой стервы у парня детишек не осталось, не успели обзавестись… Да-а… Интересная всё-таки метаморфоза получается. Когда муж здоровый был, прилично зарабатывал, не пил, жене каждый месяц новые обряды справлял – тогда, выходит, ещё нужен. А как не по своей вине инвалидом стал, так – извините, мы с вами не знакомы!.. Это как? Не подлость разве?.. А всё от стремления хорошо пожить, потеплее в жизни пристроиться. И послаще… Вот тебе – современные женщины. Им не человек нужен, не его душа. А лишь то, что он может дать. Не можешь дать – прости, прощай! Катись к лешему…
Диана (вздохнув). Ох-хо-хо… Сказать по правде, здесь я с вами полностью согласна. Присоска она последняя, дойный аппарат, а не жена! Такие, как правило, плохо кончают… Похоже, она вовсе не любила своего мужа. Да и чужие они были друг другу с самого начала. Вот и результат, что называется, налицо… (после паузы) Однако не надо ко всем женщинам с одной меркой подходить. Ведь люди по своей сути абсолютно разные… Если хотите, я вам тоже могу пример привести. Только явно противоположный…
Иван Семёнович (крякнув). Ну что ж… Валяй!..
Диана. На нашем курсе девчонка одна парня в армию проводила. Влюблена была в него по уши. Письма писала в часть каждый день. Ждала его… Всем женихам – от ворот поворот. Даже на дискотеки не ходила. Только о своём мальчике и мечтала… Дождалась-таки его. Пришёл этот парень из армии. Они начали уже о свадьбе договариваться. Кольца обручальные купили…       
Иван Семёнович. Рановато, я считаю… Надо бы парню-то сначала в жизни определиться. Работу подходящую найти, о жилье подумать…
Диана. Вот так и его родители, наверное, решили. Заставили сына в институт поступать, на очное отделение. О свадьбе – ни гу-гу. Мол, подождёте пока… Тот с грехом пополам сдал вступительные экзамены, зачислили его на первый курс. А потом…
Иван Семёнович. Никак другую нашёл?
Диана (кивая головой). Точно!.. Приглянулась ему одна. Тоже студенточка, однокурсница. Но… Всё это было бы полбеды. Подобное случается часто… Проблема в том, что девчонка, которая из армии его ждала, к тому времени была уже на пятом месяце. Представляете? Это как, честно со стороны парня?..
Иван Семёнович (покачав головой). Да, дела-а… Мать их в душу! Гулёны подзаборные!.. (спохватившись) Ой, извини! Забылся… Вот дурни-то, а? Не живётся им по-хорошему. Одному неймётся скорее к бабе под юбку залезть. А другая и рада – хоть пузом мужика к загсу припереть, если сам не мычит, не телится… Ох, бестолочи!.. (после паузы) И что? Что дальше-то было? Не помирились, не сошлись они?..
Диана (махнув рукой). Куда там!.. Скандал, конечно, грандиозный был. Когда родители с обеих сторон обо всём узнали… Да что толку? Пошумели, покричали и разбежались в разные стороны. Девчонка в одиночку так и родила. Сейчас ребёнку почти уже годик. Под мамкиной фамилией записан… А тот кобель и новую подружку – студенточку – тоже успел бросить. Другую теперь охмуряет…
Иван Семёнович (сокрушённо). Эх, меня там не было!.. Я бы этого поганца за шиворот да носом в пелёнки! Сумел ребёнка заделать – так стань ему приличным отцом! А наперёд башкой сначала думай, а не тем местом, каким детей строгают… Фу ты! Молодость…
Диана (смущаясь). Девчонка та алименты с него сейчас получает. Только какие со студента дивиденды? Так – смех один, копейки… А этой маме-одиночке ещё учиться после академического отпуска почти четыре года. Вот вам и любовь! Верность, романтика… Вся жизнь теперь исковеркана. Как этой девушке другому ещё раз поверить? Как вернуть растоптанное счастье?..
Иван Семёнович (тяжело вздохнув). Понимаю, Дина… И такое, к сожалению, случается… Жизнь прожить, как говорится… (после паузы) И чего молодым нынче не хватает? Всё чего-то доказывают друг другу, кобенятся, гордыню-матушку никак смирить не могут. Никто не хочет ни в чём уступать, все стремятся в семье главенствовать… Мужики становятся себе на уме. От домашних дел увиливают, детей воспитывать им некогда. Часть зарплаты жене сунут – и скорей из квартиры бежать. Дела у них, видите ли!.. Знаем мы эти дела – с дружками по гаражам да по кабакам водку трескать. А потом с девицами в кустах любовью заниматься. Жену после этого заразой награждать… Да и бабы тоже как с ума посходили. Брюки носят, вино вёдрами хлещут, курят как удавы. Стараются ни в чём не уступать мужикам. И машины научились водить, и в футбол играть, и в армии стали служить… А ещё в разных там компаниях и фирмах президентствуют. (с иронией) Деловые они, видишь ли!.. Эх-х! Слишком уж всем воли много дали, вот что я скажу. И никто ни за что не отвечает, не несёт никакой ответственности… Мужики толком заработать не могут. Да и трудно им приличную деньгу зашибить – если только воровать идти… А бабы, как сговорились, стремятся только к халявной наживе – тряпки, золото, мебель, валюта, заграница. Ведут бесконтрольную жизнь – по ночным барам и ресторанам шастают. Спидами разными заражаются… Тьфу! Совсем сегодня разваливается семейная мораль. Тогда какого нам ждать потомства? От таких вот горе-родителей?..

     Диана пытается что-то добавить, но потом, лишь покивав головой, надолго замолкает. Молчит и Иван Семёнович. Вокруг становится совсем темно, наступает прохладная ночь. Костёр начинает разгораться сильнее. Вдруг Диана настораживается и с опаской осматривается по сторонам. Внимательно прислушивается к окружающим звукам. Откладывает в сторону нож и очищенную рыбу.

Диана (обеспокоенно). Иван Семёнович, а у вас не возникает иногда ощущение, что за нами следят? Будто кто-то поблизости копошится?..
Иван Семёнович (поднимая голову, встревоженно). Нет, не возникает… Кому тут быть-то? Я уже этот остров за три дня вдоль и поперёк обошёл. Никого здесь нет. Разве что только крабы под камнями шевелятся… А что, ты чего-то подозрительное заметила?..
Диана. Заметить не заметила, но у меня странное ощущение. Словно за нами кто-то внимательно наблюдает…
Иван Семёнович (усмехаясь). Чудится тебе, дочка… Наслушалась брехни про своего Факела, вот и мерещится разная нечисть… Эх-х! Мне бы твои заботы… Вот пресная вода у нас кончается. И дрова тоже. А на острове в основном одни камни. Спасибо прибою – иногда подбрасывает гнилые доски да коряги разные. Вместе с водорослями… Жаль – ни ручья, ни ключика пресного я так и не нашёл. И пожрать, в общем-то, практически нечего. Вот о чём думать надо в первую очередь! Если ни с чем останемся, что тогда запоём?..
Диана (уверенно). Ну… Я полагаю, что нас всё-таки скоро отыщут. Ведь и вас, и меня уже давно, наверное, хватились на материке. В вашем мореходстве, пожалуй, всё руководство о пропаже "Лазури" знает. Да и Стрелка, тётя Галя, дядя Витя тоже с ног уже, поди, все сбились. Ищут нас… Не зря мы костёр каждую ночь разжигаем. Может, кто-то и увидит с корабля?.. Не в океане всё-таки. На Чёрном море достаточно пароходов. Должны нас заметить…

     Неожиданно Иван Семёнович чутко настораживается и встаёт с места. Смотрит в чёрную морскую даль.

Иван Семёнович. Динка!.. Ты ничего не слышишь? Вон в той стороне… (показывает рукой) С юго-востока…
Диана (тоже встав с ящика, неуверенно). Не-ет… Пока ничего не слышу… А что?..
Иван Семёнович. Мне показалось, будто катер двухмоторный протарахтел. Есть в нашем хозяйстве такой. К береговой охране приписан… (снова прислушивается) Вот!.. Опять!.. Как будто приближается… Неужели не слышишь?..

     Диана напрягает слух и несколько секунд молчит. Затем лицо её постепенно проясняется и на нём возникает счастливая улыбка.

Диана. Вот теперь, кажется, слышу. Действительно, что-то гудит. Какой-то мотор… (после паузы) Точно! Сюда едет!.. Вон, Иван Семёнович, видите? Огоньки показались… Это катер! Нас заметили!.. Ур-ра! Мы спасены!..

     Диана подхватывает с земли попавшую под руки тряпку и начинает яростно размахивать ею. Иван Семёнович медленно подходит к краю берега и пристально смотрит в море. Оттуда, теперь уже отчётливо, доносится шум приближающегося катера.

Иван Семёнович (разглядывая подходящее судно). Какая странная посудина… Этот катер не местный. Да и опознавательные знаки не нашего пароходства… На пограничную службу тоже вроде бы не похоже. Однако… Кто ж это может быть?..
Диана (радостно). Да какая теперь разница?! Нас нашли!.. Понимаете? Мы живы! Мы уже спасены!.. (в сторону моря) Эй-й! Эге-гей!.. Кто там? Мы здесь!.. Сюда! Сюда!..

     Диана продолжает размахивать руками, а Иван Семёнович с подозрением смотрит на причаливший катер (зрителям он не виден). С борта подошедшего судна доносятся мужские голоса. Через несколько секунд с катера на берег спускаются трое молодых мужчин в тёмных кожаных куртках, чёрных джинсах и таких же чёрных ботинках. На плечах у парней наперевес висят короткоствольные бесприкладные автоматы наподобие милицейских. Парни подходят к удивлённым Ивану Семёновичу и Диане, с интересом разглядывая последних. Затем с борта судна спускается четвёртый, коротко стриженый, атлетического сложения парень. По всему видно, что он безоговорочный лидер в этой компании. За поясом у него виднеется боевой пистолет современной модели. Лидер приближается к костру и к потерпевшим кораблекрушение.

Парень-лидер (развязно). Ба-а! Какая встреча! Какие люди! Вы только посмотрите – Иван Семёнович Широков собственной персоной!.. (оборачивается к дружкам) Вот! Прошу любить и жаловать!.. Бывалый капитан из Скалистой Бухты. Потомственный рыбак. Профессионал своего дела. Гроза трески, кефали и тюльки… Как же, как же, наслышаны… (с интересом смотрит на Диану) А это кто с вами, уважаемый? Никак, дочка? Внучка? Или просто заблудшая туристочка?.. А-а! Я, кажется, понимаю… Пардон-пардон! Похоже, мы нечаянно нарушили ваше пикантное уединение. Вы здесь, так сказать, решили, наверное, от трудов праведных слегка отдонуть, развлечься. Понима-аю… Ну что ж, простите нас великодушно за вынужденное вторжение. Гм-м… Надеюсь, мы не слишком помешали вашему милому альянсу?..
Иван Семёнович (решительно, с раздражением). А ты кто такой? Что за птица? Какого роду-племени?.. Среди наших, местных, я всех знаю. А тебя, выпендрёжника… (смотрит на других парней) И всю твою кодлу… Впервые вижу…
Парень-лидер (рисуясь). Вот как? Обижаете, маэстро!.. Неужели мы так опустились, что даже прославленным морякам не знакомы наши личности? Хм-м… Да-а… Подобный казус необходимо срочно исправить. Придётся реабилитироваться…

     Парень-лидер подзывает к себе одного из дружков.

Парень-лидер. Дятел! Кам хиа!.. Будь добр, отрекомендуй кэпу меня и весь наш доблестный коллектив. Пусть и его очаровательная спутница тоже познакомится с нами. (натужно улыбается Диане) А то в самом деле как-то неловко становится. Мы – с открытой душой, а на нас филинами смотрят. Будто мы здесь гости, а не они…
Дятел (с ухмылкой). С превеликим удовольствием, сэр! Итак… Позвольте представить… (указывает рукой на лидера) Один из самых влиятельных местных авторитетов, неутомимый борец с незаконно процветающим бизнесом, гроза олигархов и теневого жулья – господин Лимон!..
Лимон (галантно кланяясь). Честь имею!
Иван Семёнович и Диана (в один голос, поражённо). Лимо-он?!..
Лимон. Совершенно верно! К вашим услугам, господа… (опять кланяется) А это… (смотрит на своё окружение) Небезысвестная группировка, о которой вы наверняка наслышаны. Правда, перед вами лишь часть нашего славного союза. Но и она достойно представляет титулованную компанию под нашумевшим названием "Лимонадный газ". Не приходилось встречаться?..
Диана (растерянно). Не-ет… Не приходилось… Я думала – сплетни…   
Лимон (удовлетворённо). Ну вот… Уже хорошо! Теперь можете считать, что знакомы с нами лично… (после паузы) О том, как вы сюда попали, спецразведка нас уже оповестила. Шхуна "Лазурь" приказала долго жить. Все члены экипажа к настоящему моменту считаются без вести пропавшими. Кроме вас двоих, естественно… Поэтому нам вдвойне приятно, что мы вовремя пришли на помощь. Так что… Сочтём за честь стать вашими покровителями. (смотрит на Диану) Однако прежде позвольте узнать ваше имя, прелестная незнакомка…
Диана (приходя в себя). Меня зовут Диана… Только разрешите, сэр, предупредить, что я не склонна общаться с вами на столь изысканном, светском языке. Будьте любезны немного сбавить обороты и без расшаркиваний объяснить цель вашего визита на остров… Если вам вздумалось просто покуражиться, то ошиблись адресом. А если хотите оказать нам помощь и увезти отсюда, то так и скажите. Мы с Иваном Семёновичем обдумаем ваше предложение…
Лимон. О-о!.. Вот такие речи мне по душе… Чёрт возьми, как всё-таки приятно общаться с интеллигентными людьми! Да ещё обладающими завидным хладнокровием. Похвально, милая Диана!..
Диана. Для кого-то, может, и милая… А для вас – Диана Витальевна…
Лимон (обескураженно). Да?.. Хэм-м…
Диана (нетерпеливо). Скажите наконец, чего вам здесь надо? Чё вы к нам прискреблись?..
Иван Семёнович (поддакивая). Вот именно!.. Так их, Дин! Молодец!..
Диана. Короче – вы доставите нас на материк?..
Дятел (удивлённо). Куда? На материк?.. А мы разве не на…
Лимон (перебивая). Дятел! Твоё место знаешь где?..
Дятел. Догадываюсь, шеф…
Лимон. Ну так и помалкивай!.. (к Диане) А вам, уважаемая Диана, следовало бы соблюдать хотя бы элементарные правила приличия. Поскольку сия территория, то бишь этот остров – наша частная собственность. И вопросы задаём здесь мы…
Диана (негодуя). Вот как?.. Интересно…
Иван Семёнович (нетерпеливо). Так, мужики… Почесали языками? Повыкобенивались? А теперь – ша! Баста! Все шутки в сторону!.. Я вас серьёзно и официально спрашиваю… Как капитан рыболовной шхуны и представитель прибрежной морской компании… Вы приехали сюда спектакль дармовой устраивать? Поупражняться в словоблудии? Поглазеть на попавших в беду?.. Или с решением помочь нам?..
Лимон. Хорошо, мы ответим. Только… Для начала нам необходимо провести экстренное совещание. Небольшой междусобойчик, так сказать. Чтобы прийти к общему мнению. Так что… С вашего позволения…

     Участники группировки (втроём) сходятся в тесный кружок и начинают вполголоса о чём-то договариваться. Четвёртый парень (охранник), держа наготове автомат, внимательно следит за Иваном Семёновичем и Дианой. Иван Семёнович с презрением смотрит на последнего.

Иван Семёнович. Ты бы хоть пушку-то убрал, парень. Чего зазря-то ей бреньчать?.. Боишься нас, что ли? Старика и девчонку?.. (в сердцах сплёвывает) Тьфу! Срамота… Вояки, мать вашу!..
Охранник (небрежно). Ладно, дядя… Если жить хочешь, то лучше язык свой убери… В одно место…
Иван Семёнович. Вот-вот… И весь разговор… Культура!.. Вы разве по-человечески-то умеете?.. Э-эх! Молодчики! Думают, напугали…

     "Совещание" между тем заканчивается. Лимон вновь подходит к капитану и Диане.

Лимон (нагло ухмыляясь). Несмотря на откровенную грубость с вашей стороны, мы всё-таки проявим гуманизм и великодушие. Поэтому… Пять минут на сборы и – милости просим на борт нашего фрегата. Ждать никого не будем…
Диана (с подозрением). Вы нас в Скалистую Бухту доставите?..
Лимон. Прежде всего мы доставим вас на материк. По законам морского братства мы, как истинные поборники справедливости, обязаны оказать помощь потерпевшим кораблекрушение… Персонально подкинуть к родному подъезду не обещаю. Но могу с уверенностью констатировать, что ваш курортно-островной роман с кэпом благополучно подошёл к финальной развязке… Можете быть уверенными – тайну ваших отношений мы сохраним в полной конфидециальности. А теперь… Прошу! Наша бригантина к вашим услугам!..

     Лимон указывает рукой на стоящий у берега катер. Диана хочет возразить Лимону относительно его последних реплик, но Иван Семёнович одёргивает её за рукав и что-то шепчет девушке на ухо. Через несколько мгновений, быстро собрав свой незамысловатый скарб, Иван Семёнович и Диана решительно следуют в направлении катера. Группировка сопровождает их.

Диана (обращаясь к капитану "Лазури"). И всё же… Вы не находите здесь никакого подвоха, Иван Семёнович? Что-то мне совсем не нравится эта словоохотливая публика. С автоматами… Можно ли им доверять?..
Иван Семёнович (на ходу). Не бойся, дочка! Я рядом!.. Ничего они нам не сделают. Пусть только попробуют!.. (после паузы) А вообще… Выбирать, как видишь, не приходится. Не сидеть же до белых мух на этом проклятом острове?..
Лимон (шагая в сопровождении). Золотые слова, господин кэп! Сейчас мы вас с ветерком домчим. Скучно не будет. Обещаю!..

     Фигуры действующих лиц растворяются на заднем плане сцены. Доносятся шаги взбирающихся по трапу людей.               

Голос Лимона. По местам стоять!.. Отдать носовой!.. Малый задний!.. Теперь ходу!.. Полный вперёд!.. Гони!..

     Слышен звук работающего двигателя и отплывающего катера. Где-то вдали мелькают габаритные огни судна, которые постепенно исчезают во мраке ночного моря. Костёр слабо догорает. Шум отъехавшего катера медленно затихает. Слышен только тихий шелест набегающих волн.

                Конец  3-его  действия 
             


Рецензии