13. Альма-матер Гипербореи

Гизы зачислены в Падуанский Университет. Лоренсо приезжает первым и селится в квартале проституток. По Падуе гуляет сифилис, Лоренсо рисует обнаженную натуру. Луиза и Франсуа приезжают в Падуанский университет. Джиакомо вместе с Лоренсо вступают в близость с сестрой. Гизов со скандалом, который удается замять только Фердинанду де Гизу - двойнику-любовнику короля Людовика, выгоняют из Падуанского университета.
Пион рисует портрет Луизы, она не узнает себя на картине. Холст "Джоконда" похищен.
.............


АЛЬМА-МАТЕР ГИПЕРБОРЕИ

Сутолока и многолюдье даже в темноте надвигающейся ночи, скользкая плитка набережной, ветхие ограды, холод морской воды, - это зима на побережье Северной Италии, Падуя, Университет. Оно же самое жаркое время для учебы. В огромных холодных классах так много народу, что для слушателя трудно найти свободные места за кафедрами и оттого становится тепло, словно летом. Ученики укутаны в длинные шерстяные тоги, под которыми тоже много теплой одежды. На кафедрах шумно, ставятся, обсуждаются опыты, ведутся беседы с преподавателем. Если представить себе голод до знаний - это его картина. Ученики всегда голодные, очень дороги обеды местных кухонь, безумно дорого жилье. Но как же счастливо себя чувствует студент после очередного класса по биологии, математике или химии, архитектуре или живописи, музыке или горному делу с мягкой горячей булкой в руке на городской улочке, будто уходящей к альпийским снежными пикам. Как сладок воздух Северной Италии. Воздух науки, искусства, просвещения. Воздух свободы.
Разумеется, о свободе студенческих нравов слухи идут не зря. Целые кварталы лучших итальянских сеньор поджидают богатых и красивых иностранных юношей у себя для любви, музыки и неги. Хочешь, развлечение после целого дня в учебе, хочешь, просто сон, ведь жилье не сдается даже за немыслимые деньги, хочешь, модель для рисунка с натуры. А еще чума, лихорадка или хуже того... Но это там, внизу, среди простого люда. А здесь, здесь храм науки.
"Боттичелли, Сандро. Моя мансарда высоко в небе, но я там не был. Коридоры, знати, праздничные платья... Это херувимы. Ими мы любимы, празднуем, счастливы. Берега, разливы...", - написал Лоренсо Луизе де Гиз. Живопись - в основном, пейзажи, в которых люди - всего лишь часть природной гармонии. Тонкая образность выдает знатное происхождение и хорошее образование автора. Мягкая палитра флорентийского и французского художника-католика - только дань сложившейся моде и традиции, в том же ряду и чертежный схематизм архитектурных композиций. Но это не Средневековье, правда, очень близко еще со своими корнями: люди лишённы жизни. Это хорошо заметно в портретной галерее живописца, яркий пример - знаменитый Козимо Медичи с его мертвенной бледностью и опущенным взором, Данте... Так называемые, мансардные, женские портреты исполнены в той же манере. Дамы, которых невозможно под страхом смерти писать достоверно и в мастерской, знатного происхождения и замужем, их лица холодны и надменны. Чего не скажешь о природе, она свидетель, выдающий любвеобильность и сладострастие своих детей. Религиозный эпос главенствует в тематике картин, но подача его житейская и чувственная, выражается в свободных позах героев, обилии элементов, прорисовке фигур.
Это работы, скорее, поэта, чем мастера. В ряду художников раннего Ренессанса Сандро Боттичелли едва ли заметная фигура, но о его стиле можно сказать, что он необычайно свеж и привлекателен. Таков пока еще молодой студент в Падуанском университете науки и искусств. Зима. Северная Италия. Новая глава жизни.
Спектральная живопись проста по манере своего исполнения. После нанесения композиции на лист и распределения основных цветов, теней и бликов, на полотно, грунтованное или нет, накладывается слой за слоем цветовой спектр, отдавая предпочтение синим оттенкам. Это создает в картине воздушное пространство, доступное обыденному зрению. Данная техника относится к прозрачным растительным красителям. Техника работы маслом иная. После нанесения грунтовки на полотно и определения основных цветовых пятен, фиксируются точки бликов и тени, между которыми раскладывается спектр. Процедура повторяется "но финале". Что означает, что количество таких подходов ограничивается только сроками заказа или временем жизни автора. Существует ещё  фресковая живопись и мозаичная, но этими вопросами занимался Джотто ди Бодоне, которого Луиза называла Пион. 1228 год, Падуя, Лоренсо и Франсуа поступают в знаменитый Падуанский университет, точнее, покупают там себе места. Скоро приедут остальные братья и сестра. Луиза мечтала учиться, разумеется, надев мужскую одежду.


Рецензии