Начало. Конфликт интересов

Конфликт интересов.  (Начало)
Апис озаботился той частью денег из пульмана, которые  Николай Валерианович и Арье, без признаков внешнего неприятия, отдали ему в ту ночь, когда он явился в клуб «Пурга», с табличкой на шее, в чёрной одежде и с лицом покрытым белилами. Легализацией денег полученных от операции «Порча», так он стал называть её в своём отчёте, где досконально описал пресечение акции с массовым смывом рисунка с банкнот по всей стране.
 Половина кузова машины Урал, наличными, даже видавшие виды, чиновники были в шоке.  Но закон о легализации доходов уже действовал, а недоверие к такой массе наличности погасил один звонок от министра. Пройдя все процедуры, выйдя из государственного учреждения, Апис, похлопал ладонями, отряхивая их  от воображаемой пыли и вздохнул. Предстояло самое трудное, выбрать фонды и перевести им  деньги.
С некоторых пор, проблемы теории чисел незаметно отошли на второй план и там покрылись пылью. От бытовых проблем, которые у большинства забивают всю жизнь, он избавился. С поставленной задачей о комфортной жизни, давно справился. Тем более в понятие, комфортная жизнь, у него входило нечто иное, что под этим подразумевают современные нувориши. Закрытая от внешнего мира жизнь, не требует больших затрат.
 Апис очень скучал по своим внеземным друзьям.  Спасала отдушина самосовершенствования, поддерживал в отличной форме тело, и лелеял непреходящее любопытство к неизвестному, таинственному.  И ещё он каждый день ждал звонка от министра и начала нового приключения. Есть в таинственности мистических событий, нечто такое, что поднимает душу из каждодневной трясины  бытия.
Но, ожидаемый, звонок в дверь, почему то вызвал неприятное чувство,  Апис никого не ждал. Размеренность и предсказуемость событий на вечер бала прервана. Подошёл к компьютеру, включил круговой обзор,  перед домом было столпотворение. Две машины въезжали во двор, а перед домом человек пять смотрели в разные стороны. Код на въездных воротах знали единицы. Из машины выскочили ещё люди. Затем вышел и оглядел  дом,  министр.  Постоял, поводя плавно плечами,  разминаясь, по этому движению, можно догадаться о ежедневных занятиях гимнастикой, у себя на родине, в короткие наезды, он больше любил верховую езду.  Апис  открыл входную дверь, отступил назад, через порог переступил Сергей. Они крепко пожали друг другу руки. Ну что тёзка, принимай гостя.
На жизненном пути Аписа редко встречались люди, с именем Сергей. Но если встречались, то становились  близкими по духу, В этом Апис усматривал некий знак правильности течения жизни.

Знакомство с министром произошло в то время, когда он ещё только начинал ставить на ноги службу России. Дело было на родине у министра, Апис приехал туда по приглашению шамана.  Дело было необычайное,  узнать у подземных духов аржаана почему они обиделись. Аржаан, чистейшая питьевая вода приоритетной и высшей категорий, богатая микроэлементами и минеральными веществами.  Но в последнее время вода стала иметь  странный запах. Как они узнали, что Апис может оставить своё тело и спуститься в мир подземных духов, неведомо. Поползли слухи, подземные духи, обиделись и портят воду. Слухи для народа угрожающие, страшные, забирающие желание жить и смотреть в будущее.  И, обвинили русских.
 Первое время пришлось заниматься местными, доморощенными националистами, которые подняли волну русофобства. К  тому времени, почти все русские выехали от греха подальше. Узнав, что на берегу обосновался русский, да ещё с непонятными целями, местные решили его выгнать. И слова шамана не помогли, водка застит разум. Мало того, они решили проучить русского, что бы он никогда сюда не возвращался. Апис принял вызов.
 К тому времени Апис умел делать себя невидимым. Всё началось с прикрытия близких людей при выходе их из дома от злой случайности. Апис научился  создавать вокруг них сферу  защиты. Создавал  для начала в стороне, некое завихрение, которое захватывало в своё движение всё от пространства до времени. И при остановке кругового движения создавалась сфера без движения, которая защищала не хуже невидимой, избирательной брони. Эта сфера была подвижна по размеру, так что в её действие легко можно было заключить всё окружающее, потом уменьшая её размеры оставить в ней того, кого вам нужно.  Всё это создавалось с целью не только защитить домашних, но и избавиться от чувства тревожности самому. Так как мысли имеют свойство материализоваться и негативные мысли в первую очередь.  Дальше больше, Апис попробовал создать такую концентрацию сферы, которая делала невидимым всё, что находилось внутри. И это получилось сначала для мелких предметов. Но возникла очень трудная задача,  оказалась снять эту концентрированную сферу,  почти невозможно. Апис потерял массу мелких предметов, которые исчезали неизвестно куда,  в конце концов, проблема была решена. Правда, это сопровождалось довольно ощутимым звуковым эффектом. А попросту говоря взрывом, который после долговременных усилий Апис научился выводить взрыв вверх, но не настолько что бы его было не слышно. Так что окончание таких забав, всегда сопровождались взрывом в вышине, а это в большинстве случаев было неприемлемо. Так что обращаться к невидимости Апис предпочитал редко, только в запредельных случаях. Он показал несколько раз министру, как это происходит, впечатление было ещё то, особенно когда над головой по окончании разверзаются небеса.
Более того Апис научился выделять сферой, сущности, наиболее злобных индивидуумов на больших территориях в больших количествах. И опускать их в мир подземных духов. Что бы почувствовали на себе, что значит неопределённость, неустроенность, дискомфорт необъяснимый и потому страшный в своей таинственности.   
Поговорив с шаманом, договорились о совместных действиях. Шаман обратился, во время камланием, к духам, и предупредил своих, кто будет мешать русскому, того подземные духи лишат бровей и каждую ночь будут приходить и трогать лицо, проверяя, что ещё можно забрать. Разумеется, нашлось несколько смельчаков, под алкогольными парами,  решившие ослушаться шамана. Апис поступил просто и эффективно, оставив своё тело, выходил навстречу смельчакам, шокером  лишал сознания, и при помощи скотча лишал их и бровей. Несколько ночей после этого, приходил, к кому мог проникнуть, и холодными руками водил по лицу, пока смельчак не просыпался с диким криком.  Через несколько дней, его не только не трогали, но  когда он приходил в  магазин за покупками. Местные уходили. Продавщица бледнела, но обслуживала.  Подземные духи не любят  когда их не слушают. Что бы больше  не смущать местных, Апис нанял, кажется последнего русского, который остался в селе, для помощи по хозяйству. Старичок всю жизнь проработал недалеко на рудном комбинате и в свои семьдесят девять лет был шустрым, улыбчивым жизнелюбом. Он знал местный язык и обычаи, что оказалось очень кстати.   
Апис к тому времени уже несколько раз спускался на дно, оставив тело на берегу в палатке, осмотр и пробы показали отсутствие вмешательства злых духов, через трещину в донном грунте просачивался сероводород. Хотя гарантию невмешательства злых духов, он бы не рискнул давать, как то же образовалась каверна на дне озера. Промерял самодельным лагом глубину разлома. Больше пятидесяти метров, дальше неизвестно.
Старичок начал подозрительно поглядывать на Аписа, долгая жизнь среди аборигенов, наложила свой отпечаток на его восприятие  мира. Вот тут как раз и приехал министр.  Верхом покататься, воздухом чистейшим подышать. Конечно же, он не мог, не обратить внимания на  человека, жившего на берегу. А те слухи, которые о нём ходили, только подзадорили министра, человек он был просвещённый, любопытный и здравомыслящий. Рассказ о разломе, появившимся ниоткуда и поступление газа сероводорода, он принял с пониманием, но вот методы исследования Аписа его смутили. Поначалу он подумал, что Апис его разыгрывает, но после нескольких явных демонстраций, возможностей Аписа, покачал недоверчиво  головой. Факты упрямая вещь, через некоторое время, свыкнувшись с мыслью, что такое возможно, министр согласился оказать помощь в устранении последствий разлома. Помог найти соответствующий тип взрывчатки и достаточное количество, для того что бы запечатать разлом на глубине. Они долго спорили о последствиях, а вдруг не получится, но сошлись во мнении, что хуже уже не будет, озеро пропадает. Последнее, как взрывать, то же привело к спору. Министр хотел  объяснить народу, Апис категорически был против. Он говорил министру, сама специфика вашего труда (чрезвычайные ситуации) не предполагает гласности, за которой немедленно следует паника и досужие домыслы. Апис не верил в здравомыслие толпы. Более того, он был уверен, когда речь идёт об опасности или о неизвестности, толпу лучше не посвящать в происходящее.  Говорить толпе нужно то, что делать, а не,  почему это следует делать. Спорили долго, министр согласился с доводами Аписа и стали ждать грозы. К тому времени Апис опустил в разлом взрывчатку насколько мог, получилось даже больше пятидесяти метров, это обнадёживало, что результат будет такой, как задумали. Вывел концы на поверхность, подключил к машинке. Стали ждать.  Погода не портилась, грозы не было. Министр нисколько не тяготился ожиданием, глядя за горизонт, напевая горлом мелодию похожую на заклинание, он время от времени просил показать ещё чего ни будь из необыкновенных способностей Аписа. Когда речь зашла о том, как это получается, и сколько времени он уже владеет таким даром. Разговор не получился. Зато разговор о русофобстве местного населения всплывал раз за разом. Причины так и не обнаружили, спорили до хрипоты, опускались в дебри подсознательного, шевелили факты реального мира, ни к чему не пришли. Казалось, что затмение народа, поднималось из подземелий, или из такой глубины тёмного подсознания, куда и заглядывать страшно. Никому из них,  даже в голову не пришло, что это могут быть происки недоброжелателей, так устроен человек,  о других судит, по себе. Если они не могли сами вредить другим, то мысль, что тебе специально вредят, приходит последней.
Апис первый опомнился. Хватит. Давай примем то, что есть, как данность, как наказание за прошлое, как предупреждение от ошибок в будущем.
Сергей задумался, и что делать, не лишать же всех бровей, он от души расхохотался. Это надо же додуматься,  с шаманом, пугать народ.  Что делать, говори уже, по тебе видно, подпирает.
 Нация, государство, люди. Почему одни чувствуют себя обиженными, другие ходят с высоко поднятой головой. Если сейчас опять начнём копаться в причинах, потонем в суесловии.  Всех не переделать, нужна элита, которая уважает себя, у которой достоинство будет врождённым. А это во все времена были люди воины. Защитники.
У вас есть возможность, в своей структуре, создать специальные войска из людей Южного Зауралья.  Создавать которые  лучше из людей, которые имеют предрасположенность быть человеком воином.
Например: Тувинские племена, кочевавшие на контролируемой маньчжурами территории от р. Хемчик до Монгольского Алтая, находились под властью хотогойтского князя Бубая. Эти племена, слывшие непокорными и воинственными, в то же время ценились как отменные воины, превосходящие по силе, ловкости и храбрости монголов. Слава о них, дошла, и до русских пределов С. В. Рагузинский отметил в своих записках, относящихся к 20-м годам  18 века, что князь Бубэй кочует близ русской границы и 5 тысяч вооружённых  конников, которые являются наилучшими монгольскими войсками и называются урянхи.  А урянхи предки тувинцев, (их край именовался в монголо- маньчжурских документах Урянхаем), представляли собой правое крыло армии Чингисхана под названием Урианхайнтумен из Урианхайн улуса.
Не в ущерб конечно уже существующим специальным подразделениям, наоборот, это будут совместные  тренировки и обучение. Дайте им  обеспечение,  выучку и вы получите настоящих воинов,  для решения задач защиты России.  И получите непобедимую гвардию. Которая сама в зародыше зажмёт все русофобские поползновения. У себя дома, в республике, в первую очередь. Потому что, это будут люди с достоинством защитника,  а не обиженные жизнью, выпивохи. Которые будут понимать, китайцы это евреи Азии. И в одиночку не выстоять, только с Россией.
В эпических произведениях тувинского фольклора недаром венцом богатырских подвигов героев является мирное благоденствие и процветание в стране, где живут счастливые люди, обладающие пастбищами с обильным травостоем и водопоем и тучными стадами, не знающие бедности и унижений. Алчности, захватническим вожделениям противопоставляются высокогуманные деяния любимых героев, несущих людям мир и благополучие, утверждающих справедливость, победу добра над злом. Это народная мечта об идеальных героях, могущих влиять на поведение и действия реальных правителей, на их мораль и нравственность.
Вдали грохнуло. Вечернее небо темнело, по верхушкам деревьев пробежал ветер. Началось. Становилось всё темнее, ещё можно было видеть, как огромная чёрная туча заходила со стороны запада, преждевременно пожирая последние отблески солнца. Ветер  не на шутку разошёлся и, качая деревья, поднял волну на озере.  Апис стал переживать за провода, идущие из глубины озера. Он приготовился, уже шёл дождь, но гром грохотал с большим интервалом после молнии, показывая, что гроза ещё впереди. И наконец-то засверкало над головой, молния и гром слились в одно действо. Министр, непроизвольно сдавив плечо Аписа, ждал, глядя в небо. Сверкнуло прямо над ними, молния изогнулась и ударила в дерево на берегу, Апис нажал на кнопку, взрыва никто не услышал, гром раскатами ахнул над головой. Одновременно на озере воде стала подниматься куполом и осела волной окатив берег. Всё.
Шаман каждый день наведывался на берег. Он первый почувствовал изменения к лучшему в воде, долго смотрел на Аписа, но ничего не сказав ушёл. Министр на следующий день после взрыва уехал в Кызыл, срочные дела. Попросил Аписа задержаться, через несколько дней обещал вернуться. Старичок помощник, который каждый день ходил за продуктами и водой в село, то же почувствовал изменения, набрал воды и долго нюхал, потом осторожно попробовал, вопросительно посмотрел на Аписа. Апис кивнул головой, можно. Видно взрыв не только закупорил разлом, но и перемешал слои воды произошло насыщение воды кислородом, что ускорило очищение. Остальное заслуга природы, озеро оживало на глазах.
Прошло ещё несколько дней, к Апису прибежал местный мальчик. Боясь подходить, прокричал, шаман просил сказать, вас ждут. Ну что ж так тому и быть, пора домой. Вещи собраны, взвалил на плечи объёмный рюкзак.  Рядом семенил старичок, грохоча сумками с посудой. Ещё на подходе услышали говор шамана перед камланием, старичок переводил, как мог. «Сила от духов воды священных Аржаанов, конца света не будет на нашем веку, от гнева природы многое зависит». Застучала колотушка о бубен. Апис остановился и сел на землю, ухватил за полу старичка, давай подождём.  Прикрыв глаза,  Апис, чуть заметно покачивался, в такт, ударам колотушки слушая древнее непонятное заклинание. Удары становились всё тише, что бы поймать затихающие звуки Апис поднялся, привстал на цыпочки и ловил утихающий звук  камлания шамана, который вытекал из юрты. Наконец всё затихло.
Апис очнулся, открыл глаза, перед ним стоял шаман, он потянулся к Апису и надел ему на шею плоский камешек, похожий на амулет.  Министра не будет, он попросил тебя приехать, где он будет тебя ждать. Апис  удивлённо посмотрел на уже готовую к походу лошадь. Маленькая, по виду с норовом, Апис тревожно оглянулся, я, наездник никакой. 
Шаман показал на двух безбровых мужчин, сидящих на лошадках, они поедут с тобой. Апис протянул руку для знакомства, те вдруг подхватили Аписа  подмышки и, держа его на весу,  повезли к его лошадке, он еле успел раздвинуть ноги, дабы не ударить ими, по крупу лошадки. Опустив мягко Аписа в седло,  они издали, какой то странный звук,  и лошадка понеслась. Уцепившись в холку, приготовившись подпрыгивать в такт езде на лошади, Апис с удивлением заметил, его лошадка неслась, как лодочка по волнам, быстро ровно без  встрясок. Нащупав ногами стремена, вдел в них ноги и с удовольствием выставил их, прямые, немного вперёд.  Выпрямил спину, принял удобную позу, ему начала нравиться езда на лошади.

(II в. до н.э. - I в. н.э.). Около 201 г. до н.э. территория Тувы была завоевана хунну и стала северной окраиной их государства. В китайских источниках сказано, что его основатель и первый шаньюй Модэ (206-174 гг. до н.э.) на севере от своих владений подчинил енисейских кыргызов, кыпчаков, а также динлинов. Под динлинами, видимо, подразумевались племена, «гаогюй» (они же «теле»). В их состав входили и предки уйгуров.
К периоду хунну относится первое упоминание о местных племенах чиков. В начале II в. до н.э. часть племен хунну проникает в Туву и смешивается с ее местными обитателями. Археологические данные убедительно показывают, что с этого времени меняется не только облик материальной культуры местных племен, но и их антропологический тип, который вплотную приближается к центрально-азиатскому типу большой монголоидной расы.
В середине I в до н.э. произошел раскол державы хуннов и население Тувы оказалось в составе северохуннского государства, которое в 93 г. распалось под ударами им подвластных и соседних хунну племен - динлинов, сяньби и других.
После этого гегемония в степи перешла к древнемонгольским племенам сяньби, создавшим свое государство. Их вождь Таншихай возглавил борьбу с хунну, сумел подчинить себе территорию современной Монголии, разгромить три китайских армии. В 157 г. он разбил динлинов. В исторических источниках говорится о том, что «в 411 г. жужани покорили саянских динлинов». В середине VI в. жужаней в свою очередь разгромили тюрки - тугю.
Во II - V в. н.э., судя по археологическим источникам этнический и культурный облик местных племен заметным изменениям не подвергался. Вместе с тем они стояли у истоков древней традиционной культуры и в сложении тувинского народа.
Произошел переход от полукочевого к более подвижному кочевому образу жизни. В связи с этим наибольший удельный вес в структуре скотоводства стало занимать овцеводство. Срубные жилища окончательно уступили место легким войлочным юртам. В это время были заложены многие основы кочевого быта тувинцев. Шире стала применяться кожаная и деревянная посуда, более удобная и практичная в кочевых условиях, чем глиняная. Многие предметы труда и быта, датируемые этим временем, сходны с тувинскими современными. Великолепные образцы орнаментального искусства дает керамика. По ним видно, что в каноническую форму арочно-лопастного орнамента местные мастера вносили индивидуальное своеобразие. Орнаментом украшались не только сосуды, но и утварь, одежда, оружие. В хуннское время прослеживаются многие особенности традиционного орнамента современных тувинцев. В настоящее время древние мотивы орнамента в Туве с успехом используются при изготовлении ковровых изделий.

 В конце Х - начале XI в. лесные оседлые монгoлоязычные племена, занимавшиеся преимущественно охотой и рыболовством, разведением свиней и лошадей, двинулись на запад, вытесняя с насиженных мест тюркоязычных кочевников-скотоводов, чем вызвали смешение и ассимиляцию разноязычных кочевых и оседлых племен, частью растворяясь в кочевой массе аборигенов. В течение двух веков пешие лесные жители стали кочевниками-скотоводами, позаимствовав от тюркоязычных коренных жителей образ жизни и быт степных кочевников и приспособив к ним многие элементы прежнегo оседлогo быта.
К началу ХII в. тувинские племена либо соседствовали, либо жили вперемешку с монгoлоязычными.
Проживавшие на востоке Тувы туматы, чрезвычайно воинственное племя, первыми в 1217 г. восстали против монголов, отчаянно дрались с большой армией, посланной Чингисханом. Во время одной из битв был убит опытный полководец 11 командовавший армией Борагул-нойон.
После расправы с восставшими в 1218 г. монгольские сборщики дани потребовали для своих правителей туматских девушек, что глубоко оскорбило туматов. Вновь вспыхнуло восстание, которое было под¬держано другими племенами и в том числе кыргызами, отказавшимися дать монгольскому командованию войска. Для подавления восстания, охватившего почти всю территорию Тувы, Минусинской котловины и Алтая, Чингисханом была послана большая армия во главе с Джучиханом. Передовые части армии возглавлял многоопытный Буха-нойон. Войска Джучи, жестоко подавляя восставших, покорили кыргызов, ханьхасов, теляньу, родовые группы хоин и иргэн, лесные племена урасутов, теленгутов, куштеми, обитавших по лесам страны кыргызов, и кем-кемджиутов.
Несмотря на разногласия по вопросу о личности и характере деятельности Чингисхана, бесспорным является тот факт, что Чингисхан был выдающимся полководцем, крупным государственным деятелем своей эпохи, внесшим большой вклад в создание и укрепление единого монгольского феодального государства, в образование из разрозненных тюркско-монголоязычных племен монгольского народа. Следует признать и тот факт, что завоеванные народы были отброшены на несколько столетий назад в своем социально-экономическом развитии.
Созданная Чингисханом и его преемниками великая Монгольская империя распалась вследствие постоянной борьбы между чингисидами за власть, часто вспыхивавших восстаний покоренныx народов. В течение ХIII в. территория Тувы представляла собой арену сражений между войсками претендентов на власть - Хубилая и его младшего брата Арик-Буm, внука Угедея Хайду и Ширке (сторонника Хайду). В 1275-1276 гг. против монгольских ханов восстали кыргызы и племена Тувы. Свирепо подавив это восстание, правители Монголии переселили часть населения в Маньчжурию.
Распад Монгольской империи в начале ХVII в. привел к образованию нескольких ханств. Земли к северу от Кобдо вплоть до Саян, а затем от Алтая на западе до Копсе- Холя на востоке принадлежали тувинским племенам, находившимся в составе западно-монгoльcкого ханства.
Тувинские племена, находившиеся под владычеством Алтын-ханов, кочевали не только на территории современной Тувы, но и южнее, вплоть до Кобдо, и восточнее - до оз. Копсе-Холь.
Положение тувинцев в составе государства Алтын-ханов было тяжелым. Являясь албату, они обязаны были платить натуральные налоги (скотом, пушниной, изделиями домашнего производства и т.д.), нести уртельную (ямскую) повинность, воинскую службу. Алтын-ханы, считая себя полными хозяевами жизни и имущества подвластных им людей, распоряжались кочевьями, бросали материальные и людские ресурсы на военные нужды в своей междоусобной борьбе. Зависимые от Алтын-ханов и джунгарских ханов тувинские племена иногда искали у русских защиты. Кыргызы еще в 1629 г. просили построить русский острог на Хемчике для защиты их от Алтынхана. В 1651 г. предводитель племен точи, саян и мунгат, перекочевавших на Алтай в долину Катуни, тархан Самарган Ирга просил поставить острог при слиянии рек Бии и Катуни и обязывался принять русское подданство и вносить ясак. Князь Саянской "землицы" Эрке-Тарга позднее обратился с такой же просьбой к русским от имени родов и племен хойюк, тодут, кара-чооду, кол, ухэри, соян.
Примечательным событием является появление в русских документах самоназвания "тувинцы',, которым именовали себя все Саянские племена. Наряду с ним употреблялось другое название - "сойоты", Т.е. по-монгольски "саянцы", "сойоны". Тождество этнонимов "тувинцы" И "сойоты" не подлежит никакому сомнению, поскольку, как справедливо утверждает Б.О. Дoлгих, этноним "тувинцы" образован из самоназвания и является общим для всех саянских племен. Не случайно именно на землях Прибайкалья, Копсе-Холя и Восточной Тувы, где кочевали в VI - VIII вв. ранние предки тувинцев - племена тубо, теленгиты, токуз-огузы, шивэи из конфедерации теле, русские встретились с племенами, называвшими себя тувинцами. Этноним «Тыва», фиксируется в русских документах 1661 г., свидетельствуя о существо¬вании тувинской народности. Вполне возможно, что данное самоназвание бытовало в среде тувинских племен еще задолго до появления русских землепроходцев у Байкала. Однако для полной консолидации тувинских племен еще не было объективных условий.
Русские купцы, начавшие свою деятельность в Туве с 1863 г., до конца -XIX в. безраздельно овладели местным рынком, где вели неэквивалентную натуральную, часто долговую торговлю с возраста¬ющими процентами в зависимости от просрочки уплаты долгов за выданные в кредит товары. Скупщики открыто грабили весьма наивных в торговых делах тувинцев, часто прибегая при взыскании долгов к услугам тувинских чиновников, находившихся у них в долгу, спаиваемых и одариваемых ими же. По подсчетам В.И. Дулова, тувинцы ежегодно продавали 10-15 % своего скота.
В результате русский торговый капитал превращал массу аратов в неоплатных должников, пастухов чужих стад, усугублял социальные противоречия в тувинском обществе.
В1901 г. китайское правительство разрешило въезд в Туву своим купцам, тем самым отказавшись от своей традиционной политики изоляции Тувы от метрополии.
Получив свободный доступ к тувинскому рынку, китайские купцы стали завозить в Туву дешевые английские и американские ткани. В руках китайских купцов оказался также сбыт таких важных продуктов, как чай и табак.
Китайские купцы гoраздо размашистее, чем русские, применяли долгoвую торгoвлю с нарастающими процентами; при этом, опираясь на маньчжурские и тувинские власти, добивались нещадногo взыскания долгов: должник подвергался побоям, eгo имущество продавалось за бесценок, часть вырученногo шла на уплату долга, другая часть – на "судебные издержки". В случае несостоятельности должника долг взыскивался с родственников или с хошуна, к которому принадлежал должник. Но так как каждая кредитная сделка с удвоением долга в случае просрочки представляла чрезвычайно выгoдную операцию, ки¬тайские фирмы охотно взыскивали лишь половину долга, соглашаясь на отсрочку уплаты второй половины. Этот способ давал им возможность держать массу населения в неоплатном долгу и вместе с тем гарантировал получение дешевогo сырья.
С caмогo появления китайской торгoвли в Туве тувинские нойоны и крупныe чиновники стали брать за счет своих хошунов кредиты серебром или товаром у китайских фирм. Подобногo рода кредиты, как известно, не контролировались, расходовались для нужд наезжавших из Монгoлии китайских сановников с их свитами, а также для поездок местных чиновников. Каждый хошун Тувы ежегoдно должен был вносить крупные суммы в кассы фирм в счет погашения так называемогo служебногo долга.
Китайские купцы, появившиеся в крае, затмили дурную славу русских торгoвцев и даже оттеснили их на задний план. Пользуясь правительственным покровительством, а также поддержкой иностранногo капитала (английскогo, американскогo), китайские торгoвцы быстро овладели тувинским рынком, потеснив русскую торгoвлю. За короткое время посредством неслыханногo надувательства, ростовщичества и внеэкономическогo принуждения они присвоили огромное количество скота и многих продуктов apaтскогo хозяйства, способствовали массовому разорению аратов, деградации экономики Тувы, чем ускорили падение режима Цинов в крае.
причины вхождения Тувы в состав СССР носят комплексный характер и связаны не только с ситуацией в тувинско-советских, монгольско-тувинских отношениях, но и обшей международной обстановкой. Укрепление позиции СССР на международной арене на последних этапах войны позволили советскому руководству проводить решительную политику по отношению к тувинскому государству. Если исходить из этих позиций, вхождение ТНР в состав СССР явилось закономерным итогом усиления влияния СССР на Востоке и в мире в целом.
Весной 1944 г. от правительства СССР тувинскому партийному руководству пришло сообщение, что их прошение о принятии ТНР в состав СССР будет рассмотрено, если они его официально сформулируют. В середине августа Чрезвычайная VII сессия Малого Хурала трудящихся Тувинской Народной Республики приняла соответствующее решение. Президиум Верховного Совета СССР, рассмотрев просьбу Малого Хурала ТНР, одобрил проект и в 1944 г. принял Указ о принятии Тувинской Народной Республики в состав СССР. В свою очередь, Президиум Верховного Совета РСФСР принял в соответствии с этим Указ "О принятии ТНР в состав РСФСР на правах автономной области с непосредственным подчинением республиканским органам".
Эти указы о принятии Тувы в состав Советского Союза на правах автономной области; были опубликованы только в местной печати. Такой уровень секретности диктовался тем обстоятельством, что в конце войны проходили сложные переговоры между союзниками по вопросу о будущем Монголии (на Ялтинской конференции в феврале 1945 г. США и Великобритания согласились с требованием СССР о предоставлении Монголии статуса независимого государства, а до 1946 г. суверенной МНР признали только СССР и непосредственный сосед Монголии — ТНР, суверенитет которой также признали только СССР и МНР).
Тува после вхождения в состав СССР начинает развиваться, целенаправленно копируя советский опыт строительства во всех его формах. От областных органов власти отошел ряд функций, которые ранее выполняли органы государственной власти ТНР. Это касалось вопросов регулирования международных отношений, организации обороны, внешней торговли, кредитной и денежной системы. Полпредство ТНГ в СССР было преобразовано в представительство Тувинской автономной области при Совете Министров РСФСР. Организационная интеграция Тувы в советские структуры длилась достаточно долго, вплоть до 1960-х гг., когда Тува в октябре 1961 г. получила статус автономной республики.
С 28 августа 1991 года - в конституции республики закреплено название Республика Тува /Тыва/.
Оглянувшись, Апис увидел, его рюкзак приторочили к вьючной лошади, помахал рукой своему помощнику, с которым он щедро расплатился накануне. Старичок махнул рукой в ответ и долго смотрел в след всадникам. К обеду сделали привал, Апис еле слез с лошади. Напарники засмеялись,  глядя на неуклюжесть седока. Они стали равными, Апис и его два напарника. У каждого было своё превосходство и у каждого были свои недостатки. Всё уравновесилось и успокоилось.
Еда, которую Апису предложили на обед, была необычна для него.
«Просо - прост. Это самая неприхотливая культура, выдерживающая перепады температур, скудный полив и почву. Просо (тараа) и ячмень (арбай) - два самых главных злаковых в земледельческой культуре кочевников-тувинцев. Вероятно, дикорастущие собратья проса были первым хлебом кочевников Сибири. Немаловажное достоинство проса и ячменя - возможность термической обработки и последующего длительного (бессрочного) хранения. Это больше, чем полуфабрикат. Далган (ячменную муку), цампу (в тибетской версии), можно есть всухую, разбавлять водой, кипятком, маслом,  любым молочным продуктом. Тараа (прокаленное и очищенное от шелухи просо) точно так же можно замачивать просто во рту, во время длительных походов, перекочевок, в отсутствие времени и воды.»
Общеизвестный продукт проса в виде каши не столь популярен в Тыве. Чаще из проса делают блюдо оремелиг тараа, приготовленное из полуфабриката чинге-тараа, которое принимается в пищу со сливками или в сочетании с пенкой (типа мюсли). Так что обед был своеобразен. Апис безропотно съел, походную пищу,  запил чаем с жиром и кусочками ааржы, творог из простокваши.
Путешествие продолжалось, двигались строго на юг,  горные отроги сменили лесостепь. Горы в Тыве не такие высокие, как на Алтае, но горы есть горы, лошади пошли шагом.
 Апис размышлял о Южном Зауралье, стараясь понять клубок взаимоотношений между народами,  народами и властью. Наличие в составе России достаточно крупных по численности народов, исторически, культурно и религиозно связанных с Монголией – бурят и калмыков. Первые, ко всему прочему, традиционно занимают территории, прилегающие к административным границам Монголии, и являются непрерывным продолжением монгольской ойкумены. Как известно, включение бурят в состав стремительно расширявшегося Российского государства в середине XVII века, который однозначно нельзя определить ни как насильственное, ни как добровольное, разорвало политическую непрерывность северной части монгольского мира, остановило географическую экспансию Цинской империи и создало условия для присоединения к России Забайкалья, Приамурья и Дальнего Востока. В условиях слабой освоенности и отсутствия возможности содержать в этом регионе значительные число регулярных войск в том числе и на плечи бурят легла нагрузка по охране границ на наиболее сложном участке соседства с крупнейшей империей Азии в период ее наивысшего могущества. В начале XX века Россия использовала бурятское казачество и в международных военных конфликтах в Азиатско-Тихоокеанском регионе – подавлении восстания Ихэтуаней в Пекине и Русско-японской войне. Не только бурятские казаки, но и специально подготовленные агенты бурятского происхождения активно вовлекаются для успешного решения важнейших внешнеполитических проблем, с которыми Россия сталкивалась на пространстве Внутренней Азии, особенно в противостоянии со своими основными геополитическими соперниками в этой части мира того времени – Британской империей и Японией.
Уже в конце XX века Россия столкнулась с общей для европейских колонизаторов проблемой. Когда национальные кадры, специально готовившиеся для решения интересов империй, формировали национальные движения, направленные на защиту интересов колонизированных народов от посягательств метрополии. Подобное происходило и в Британской Индии, и во Французском Вьетнаме. Запущенные на стыке позапрошлого и прошлого веков административная и земельная реформы в России привели к всплеску активности бурят на политическом поле. Сформировавшаяся к тому времени узкая прослойка новой генерации европейски образованной бурятской интеллигенции, постепенно сумела оттеснить от диалога с властью родовую аристократию и сформировать первые самостоятельные политические институты бурят.
Апис пришёл к выводу: Инструменты управления народом у всех стран ограничены.   И как бы мы не пыжились, что мы разные. Мы все похожи и похожие проблемы управления народом, и ограниченность у всех  этих инструментов управления народами, тому подтверждение. Прорывных идей в этой области в ближайшее время не просматривается. Что бы в прошлом не было, продолжаем жить так, как будь то народы только что встретились.  И у нас всё впереди.

Битва шаманов
Апис стоял перед входом в пещеру,  пахло серой.  Ввязавшись в битву шаманов, Апис уже месяц кружит по котловине. Раньше войны шаманов ограничивались  желанием прослыть сильнейшим и всемогущим и таким образом возвысить свою славу и влияние.   Уничтожить  конкурентов. Иногда поводом для конфликта, "камнем преткновения" становился человек или домашнее животное — один шаман пытался его извести, а другой, наоборот, выступал в роли исцеляющего.  Сейчас же шла война на порабощение, веяние времени, война миров.  И конфликт интересов, зародился далеко отсюда, в Москве. Возвышение министра из Тывы, буряты восприняли, как пренебрежение их интересам.  На преференции  они конечно вправе  рассчитывать. Буряты веками  были форпостом России  на границе. Но Московские расклады непонятны, запутаны, и многолики. Никто конечно открыто не выступал, явно неудовольствие не высказывал, это была бы потеря лица, признания своей меньшей ценности. И всё это выплеснулось в борьбу шаманов.  Невероятно, но это наверно первый случай, участия шаманов в политике. Как бы там ни было, война шаманов началась.  Надо заметить, чёрное шаманство в Бурятии поднаторело в войнах, тогда как противоположная сторона проигрывала им изначально.  И последней каплей стало публичное обвинение  министра в несостоятельности его шаманов в искусстве войны. Министр попал в ловушку, как человек просвещённый мог отринуть дела потусторонние, но обвинение было на людях и не ответить, значит покрыть позором не столько себя, сколько весь народ свой. Потому то, срочно было приказано, не объясняя сути дела, доставить Аписа.  Которого он представил, как своего личного шамана. Так захлопнулась ловушка и за Аписом.
Когда неразговорчивые напарники Аписа, через несколько дней приехали с ним  на место, о котором я расскажу особо. Апис был небрит, прокопчён кострами, переодет  во время  путешествия в местную одежду,  и так изменился, что министр сначала не узнал его. Вместо холёного городского франта, пред ним предстал,  путешественник, прошедший через реки, горы и леса. Овеянный  ветрами,  прокалённый солнцем,  окроплённый  реками. Сказалась изначальная  отличная  физическая форма, Апис был бодр, деятелен, и готов к приключениям.
Когда ему министр объяснил суть дела, Апис, выторговал себе сутки на размышления, но в первую же ночь, сквозь сон Апис почувствовал как что то, чёрное, тяжёлое, очень большое, но мягкое,  проплывая над ним, прижало его всем своим огромным весом. Почему то это чёрное, большое, мягкое  и тяжёлое ассоциировалось у Аписа, с космическим кораблём. Хотя понятно, какая жизнь такие и ассоциации, другим то откуда взяться. Апис открыл глаза, через отверстие светили звёзды, становилось всё хуже. Это чувство задыхания было знакомо Апису с детства, когда во время игры, кто то положит ему подушку на лицо и прижмёт, Аписа охватывала паника.  Сейчас, чуть не забившись в судорогах, он понял, это нечто его не видит. Спасение - не шевелиться. Сколько времени это продолжается, Апис не мог определить, вдруг стало немного легче, он явственно почувствовал, как это нечто, сползает с него и уплывает вдаль. Апис смотрел ему в след, пока оно не растворилось в серой мгле.
На следующий день Апис слушал условия битвы шаманов.  Шаман не может умереть естественной смертью, он обязательно должен быть рано или поздно "съеден" более сильным или более коварным и изощренным соперником.  Поскольку битвы шли на астральном уровне и где-то в особых местах, то битвы на ближнем к шаманам плане внешне не проявлялись.
В тот же день, на озере утонули два шамана, их так и достали вцепившихся друг в друга. Когда Апис спросил, умели ли они плавать, никто ему не ответил. Все отвернулись и разошлись. Это беда, подумал Апис, он остался один. Эти два шамана, были из их лагеря,  других больше не было. Посмотрев на двух  безбровых напарников, понял, что у него ещё и с ними проблемы. Он приказал им собираться в дорогу, показал рукой, будем жить вон на той стороне озера. Апис понял, если  сейчас не уведёт их,  и не проведёт сеанс восстановления, ему придётся туго. Только выжить, в этих условиях, для него непосильная задача, а ещё он должен придумать, как противостоять чёрным шаманам. Там  где они сейчас находились, стояло несколько добротных домиков.  С печками, с запасом дров, с удобствами и генераторами электричества. Возвела эти домики фирма, специализирующаяся на предоставлении  рыбалки,  отдыха, на лоне природы. Министр к тому времени уехал, становление службы забирало у него всё время, плюс ко всему  постоянные ЧП не давали расслабиться. Он был уверен в силе Аписа, но Апис не был уверен в успехе. Дело в том, что обыкновенная победа, которая последует после того, как  Апис им повыдёргивает брови или ещё что ни будь была предсказуема. Но это не будет победой. Победа нужна была на другом уровне, на уровне мистическом, с признанием  поражения от чёрных шаманов. Испуг и даже бегство чёрных шаманов ничего не даст. Но проучить их стоит, попутно подравнять силы, потому что чёрных шаманов,  было шестеро плюс помощников  десять человек.
Апис решил уйти на дикий, необжитый,  противоположный берег, поставить там две юрты. Вне зоны видимости из домиков. Когда они уходили, вслед понеслись шуточки об  их бегстве.
Место, которое отвели для битвы шаманов, представляло собой незаселённую котловину меж гор.  С цепью озёр малых и одного большого озера на дне котловины.  По берегам озера рос лес, выше лесостепь и сразу каменистые склоны гор. Кое-где горы подходили вплотную к озеру, некоторые вдавались мысом  в озеро.  Межгорные котловины представляют собой сложные образования, в которых вертикальный градиент температур и внутри котловинная атмосферная циркуляция, перераспределяющая влагу, формируют ясно выраженную зональность не только на горных окаймлениях, но и на дне котловин. Представьте себе замыкающие горизонт гряды гор, над которыми стоят белые облака, горные склоны,  плоские вершины, покрытые неярким ковром просторных тундр, а еще выше – гольцы и снежные высокогорья, где берут начало горные речки и гуляют вольные ветры. И на фоне всего этого великолепия, война шаманов, и трупы. Апис зло сжал зубы, несколько раз глубоко вздохнул.
По берегу обошли озеро, углубились в лес,  на берегу ручья, который стекал в озеро, поставили две юрты. Апис позвал своих напарников к себе в юрту. Ещё при знакомстве Апис узнал, что зовут напарников Анчы и Анчы-оол, это привело Аписа в ступор. Мало того что он их первое время не различал, а тут ещё такая схожесть имён. Так что Апис старался не угадывать, кого как зовут  и изворачивался,  как мог.
Вы знаете, зачем мы здесь, Анчы и Анчы-оол кивнули. 
 Начинало темнеть,  у вас есть  два часа,  что бы отойти на довольно большое расстояние от озера.  Если будете двигаться всю ночь, это будет гарантией, что война шаманов вас не коснётся. Нижний мир не такой  быстрый, что бы догнать всадника.
 И тут случилось непредвиденное.   Анчы  и Анчы-оол заартачились, набычились, и заявили, никуда не уйдут.
 Если вы думаете, что скажет министр, я вас уверяю, он примет мои объяснения, что так было лучше для меня. Мои помощники встали, разъярённые, вы нас  трусами считаете, недоразвитыми аборигенами, да мы предпочитаем не злить шаманов, но и сделанное зло им не сходит с рук.
Апис покраснел, обидел я вас непроизвольно, мне некогда будет ни с кем возиться, потому предлагаю ещё раз, подумайте. Анчы и Анчы-оол сели, показывая этим, что разговор окончен.  Так тому и быть, Апис то же сел перед ними.  Слушайте, завтра силы будут равные, а сегодня


Рецензии