Полыхал в камере живой факел...

               

      Мы приходим в этот мир каждый со своей судьбой. У одного она, как извилистая дорога в лесу или степи, у другого - как в непролазной чаще. А есть судьбы, напоминающие мощный срез земли, где годы - это слои породы, то светлые глины, то камни и корни, то темный перегной.

    Такой крутой обрыв напоминает необычная жизнь и деяния  волжанина – народовольца Михаила Грачевского. Достаточно сказать, что изготовленной им вместе с двумя другими соучастниками бомбой был убит 1 марта 1881 года император Александр Первый.

    Долгое время оставалась неизвестной его биография, скрытая в дебрях старых архивов. Но история, дама серьезная, и у нее то, что было тайным, становится явным. И вот в Государственном архиве Саратовской области были обнаружены секретные материалы о деятельности подпольной партии «Народная воля». Там-то и появились сведения о Михаиле Грачевском, которые помогли воссоздать его детство и юность, первые шаги самостоятельной жизни на малой родине – и в Камышинском уезде Саратовской губернии (ныне Волгоградская область.

     В одном из документов гласится, что Михаил, рожденный в 1849 году, был сыном затрапезного дьякона села Березовка этой губернии. Отец Михаила мечтал  видеть сына благочестивым священнослужителем на поприще Веры, Царя и Отечества. Посему с измальства  поместил его в духовное училище, а затем определил в солидную саратовскую семинарию.

      Однако у строптивого семинариста были свои тайные планы, отнюдь не религиозного характера. Его желанная высота была, как у части тогдашней молодой интеллигенции – стать свободным от религиозных и других догматов и уйти в народ, чтобы лучше узнать его нужды, горести и заботы, и служения ему без остатка. Непростая задача.

     «Сильный, рослый, мужественный, честолюбивый», так высказываются о Михаиле близко знающие его люди. И вот он, не закончив постылого семинарского курса, обрывает свое богословское обучение, покидает Саратов и переезжает в уездный Камышин на Волге.

      - Глаза б мои тебя не видели, сыне, - сокрушался его отец.
       Михаил окунается в деревенскую жизнь и начинает работать учителем в сельской школе. Потом домашним учителем в д.Лопуховка (ныне Руднянского района. Затем преподает в немецкой школе в Камышине. Находится и живет среди простонародья.

    Он, невзирая на кривотолки и ухмылки, женится на своей молоденькой ученице, дочери крестьянина Борисова из д. Лопуховка. И его выбор был не случаен! Вольнодумцев Борисовых хорошо знали люди в округе. А в жандармском управлении бунтари Борисовы уже состояли на особом учете. 
    Ибо один из Борисовых был осужден за политику по «каракозовскому» делу и приговорен к заключению в крепости.  После выхода из нее он был под неусыпным надзором местных жандармов. Вот в какое семейство попадает  Грачевский. Теперь и Михаил, как новоявленный родственник «возмутителей спокойствия» попадает под жандармское око. Но это еще не все!

       Оказывается, что Михаила устроила на работу в Камышине тетка его жены Авдотья Шишкина. А личность весьма примечательная! Бойкая и начитанная,  она имела большой авторитет среди горожан, не боялась заступаться за обиженных и обездоленных, замордованных заевшейся властью.

        Теперь хорошо просматривается, как ложатся на идеи революционной борьбы все то, что окружает Михаила, и кто его окружает. Из Камышина-купеческого он переезжает в грохочущий мастерскими и заводами, железной дорогой Царицын. В гуще рабочих осваивает слесарное дело, становится машинистом Грязе-Царицынской железной дороге.
 
        - Вот где  простор для моих задумок и дел, - делится   размышлениями Михаил с сотоварищами. Он активно и продуманно занимается распространением нелегальной демократической литературы и пропагандой свободолюбивых идей.
   Так Грачевский настойчиво набирается опыта и высоты для своего жизненного полета, он расправляет крылья. 

     Кто знает, как бы сложилась его жизнь и революционная деятельность, если бы не первый арест Михаила в 1873 году.

 А затем осуждение к ссылке на нашумевшем судебном процессе «193». Он был привлечен по одному делу с известными революционерами  А.Желябовым, Н. Морозовым, Софьей Перовской… 

    - Негоже мне находится годы в оковах ссылки –  задумывается Михаил,- так и сгинут кипучие молодые годы.
     И он идет на риск, рискуя схлопотать дополнительный срок за дерзкий побег!
    -Да ты, Михаил, никак родился в рубашке, - хлопали его по плечу подпольщики, когда он удачно бежал из ссылки.

(Продолжение следует…)


Рецензии