Аррасы Сигизмунда Августа

 
             А Р Р А С Ы    С И Г И З М У Н Д А    А В Г У С Т А.       
 

Юный  Сигизмунд  -  сын  польского  короля  Сигизмунда  I  и  Боны  Сфорца, миланской  принцессы  и  королевы  польской  занимался  учёбой  с  приставленным  к  нему  гнезденским  каштеляном  Опалинским. Мечтательный  и  восторженный  юноша, с  самого  рождения  избалованный  матерью, не  очень – то  хотел  постигать  математику, древнюю  историю  и  латынь. Вот  и  сейчас  он, не  смотря  на  объяснения  наставника, с  большим  интересом  смотрел  в  окно, где  в  дворцовом  парке  затеяли  возню  юркие  воробьи. Сигизмунд  с  нетерпением  ожидал  окончания  занятий, после  которых  он  любил  прогуливаться  по  замку  и  совершать  экскурсии  вместе  с  каштеляном  по  окрестностям  Кракова.
Однажды, когда  король – отец  был  в  отъезде, Сигизмунд, прохаживаясь  по  анфиладе  залов, оказался  в  южном  крыле  Вавельского  замка, где  на  втором  этаже  находились  жилые  комнаты  отца. Ему  ещё  никогда  не  приходилось  бывать  в  королевской  спальне, а  тут  представилась  такая  возможность. Снедаемый  любопытством, Сигизмунд  переступил  её  порог. Как  и  в  других  залах  дворца, богато  обставленных  и  украшенных, всё  здесь  вроде  было  привычным – стены, обитые  кожей  с  золочением, резной  потолок  роскошный  паркет, устланный  коврами, со  вкусом  подобранная  мебель, светильники, картины. Однако, юношу  привлёк  большой  ковёр, висевший  на  стене. В  тот  момент  солнечные  лучи, проникнув  через  окна  спальни, ярко  осветили  предмет  внимания. Изображённые  на  ковре  рыцари  в  полном  облачении  и  лебедь, плавающий  в  пруду, словно  ожили. Заблистали, заиграли  на  свету  золочёные  и  серебряные  нити, которыми  был  выткан  ковёр, яркие  краски  стали  отчётливее. Сигизмунд  залюбовался  необычным  ковром  и  долго  не  мог  оторвать  свой  взор  от  него. Увиденное  поразило  его  воображение, в  голове  промелькнуло: «Надо  спросить  об  этом  у  Опалинского.»
Вопрос, заданный  наставнику, не  застал  того  врасплох. «Виденный  Вашим  Сиятельством  необычный  ковёр -  есть  аррас  бургундский, заказанный  в  земле  французской. Зовётся  он  именем  славного  города  Арраса, который  знаменит  по  всему  миру  своими  коврами. Создаются  они  вручную   с    использованием  шёлка, шерсти, золотой  и  серебрянной  нитей. Работа   мастера – ткача  трудна  и  кропотлива, что  за  год  способен  он  выполнить  только  один  небольшой  кусочек».   
Рассказ  Опалинского  об  аррасах   увлёк  Сигизмунда, и  он  запомнил  его  надолго.
С  тех  пор  прошло  несколько  лет. 20  марта  1548  года  старый  король  скончался, и  его  сын  стал  королём  Сигизмундом  II  Августом. Государственные  и  общественные  дела, требующие  напряжённого  внимания, повлияли  на  характер  молодого  короля. Исчезли  нерешительность  и  мечтательность, уступив  место  самостоятельности  и  ответственности. Сигизмунд  не  забыл  о  рассказе  своего  наставника  о  замечательных  аррасах. Продолжая  дело  отца, его  заботу  по  украшению  ренессансного  Вавельского  замка, он  делает  небывалый  заказ  на  выполнение  356  аррасов  в  лучших  мастерских  Фландрии  ( к  тому  времени  туда  переместился  из  Арраса  центр   коврового  искусства ). Назначает  специальных  поверенных, самолично  следивших  за  работой  ткачей. Знаменитые  во  всей  Европе  мастера  -  Ян  Кампенер, Питер  ван  Эльст, Ян  ван  Тиген, Виллем  Паннемакер  были  вовлечены  в  это  дело. Картоны  для  серии  аррасов  на  библейские  темы -  «Деяния  Моисея», «Потоп», «История  рая»  и  «Вавилонская  башня»  создавались  тогда  самым  известным  художником  Михаэлем  Кокси -  «фламандским  Рафаэлем  Севера». Аррасы – вердюры  ( от  фр.  verdure  -  зелень, трава, листва )  с  изображением  птиц, зверей, природы  выполнялись  по  картонам  Виллема  Тонса. Заказывались  также  аррасы  с  инициалами  и  гербом  короля. Выполненную  за  10  лет  большую  коллекцию  аррасов  отличали – искусная  композиция, тончайшие  ньюансы  цвета, изящество, единство  замысла. Приобретения  Сигизмунда  II  Августа  стали  единым  ансамблем  и  органично  вписались  в  размеры  стен, предназначенных  для них  помещений  Вавельского  замка.
Сигизмунд  II  Август  оставил  распоряжение, что  после  смерти  его  сестёр  собрание  аррасов  переходило  в  собственность  Речи  Посполитой. Таким  образом, оно  становилось  общедоступным, но  безжалостное  время  было  не  столь  милостивым  к  богатой  коллекции. До  наших  дней  сохранились  лишь  136. Остальные – либо  утеряны, либо  осели  в  частных  собраниях. Во  время  войны  со  Швецией, перед  вступлением  шведских  войск  в  Краков, аррасы  были  вывезены  и  укрыты  в  горах. Они  составляли  даже  часть  королевской  казны, которая  бережно  оберегалась. Спрятанные  в  Варшаве, когда  делили  Польшу, аррасы  после  обнаружения  отправились  в  Россию  и  только  после  революции  1917  года  вновь  вернулись  в  Вавель. Во  время  второй  мировой  войны  они  переправлялись  в  Канаду  и, наконец,  в  1961  году  обрели  постоянный  покой  у  себя  на  родине, в  Кракове, украшая  стены  Вавельского  замка. 
Так  чудо  далёких  веков, созданное  благодаря  наблюдательности  юного  королевича, его  любви  к  искусству  будет  ещё  долго  радовать  и  удивлять  всех  тех, кому  посчастливилось  побывать  в  Кракове, в  Вавельском  замке.   
               
                Вячеслав  Прытков.      


Рецензии
Интересно и красочно описано. Не хватило мне только картинки. Полез в интернет, нашёл. Сам был в Кракове году в 1999 или 2000-м. И мне показалось, что я тогда видел гобелен "Разговор бога с Ноем", один из наиболее сохранившихся.
Понравилось, с интересом и расположением, Александр. Заглядывай.

Александр Волосков   04.11.2015 17:49     Заявить о нарушении