Из воспоминаний

   В 80-е годы прошлого века не только в медицинские вузы,
 но и в медицинские училища Ленинграда всегда был конкурс.
Для поступления в медучилище  необходимо было сдать 2 экзамена: сочинение и химию.
 В старших классах писали сочинения, но дочь не любила писать на заданные темы, хотя сочиняла стихи.

  О том, что надо написать домашнее сочинение на одну из предложенных тем ,дочь вспоминала лишь накануне того дня ,когда работу надо было  сдавать учителю. И начинала  « ходить за мной хвостиком», чтобы я ей помогла.
 Мне приходилось её часто выручать.
 Как?

 В те годы я преподавала русский язык и литературу в среднем ПТУ, после работы   приходила домой усталой, иногда очень расстроенной,   да и дома дел хватало.

 Я сажала её за письменный стол и начинала  разбирать тему и составлять план сочинения, но дело двигалось очень медленно, поскольку она витала в своих мыслях,   а меня «давили» домашние дела.

 И однажды был найден компромисс: после безуспешных попыток хоть что-то «вбить в её  девичью головку», я не выдержала и «ляпнула»: «Послушай, дочь, мне легче  самой написать сочинение, чем добиться от тебя хоть какого-то толку»!

 Эффект не заставил себя долго ждать : «Мамочка, напиши!»

 - Когда мне писать, Вика? Полная раковина посуды,  еду готовить надо, тетради проверять.
- Мамочка, я всё сделаю : посуду помою,  в магазин схожу…

 Мы менялись местами : дочь шла на кухню, а я садилась за письменный стол и набрасывала черновик домашнего сочинения.

 А надо сказать, что мне и самой было интересно узнать, какую оценку за сочинение  поставят, если сочинение напишу я. Это был мой собственный тест, поскольку в школе я никогда не работала ( только 3 месяца педпрактики в сельской малокомплектной школе), поэтому мне было любопытно, как меня оценят «маститые» литераторы ведущей школы города.

 Но ведь сочинение сдавала дочь, поэтому переусердствовать тоже нельзя было.
К концу домашнего вечера мы обе справлялись с взятыми на себя обязательствами: у меня был набросан черновик, дочери оставалось переписать работу в тетрадь для домашних сочинений. Пока я сочиняла, дочь мыла посуду, шла в магазин, занималась с младшим братом.

 Оценки за эти сочинения В. получала хорошие, как правило, «4»,на  «5» я и не писала, ведь устными ответами на уроках литературы дочь не блистала, а поэтому «перебор» хуже «недобора».

 Школа закончена, и мы с ней едем в Ленинград  подавать документы в приёмную комиссию одного из медицинских училищ.

 По дороге к училищу  вижу киоск «Союзпечати», в котором  продавались лотерейные билеты, их можно было сразу проверить: вскрыть и прочесть- «Без выигрыша» или увидеть написанную сумму выигрыша.

 А я люблю в разные  критические моменты жизни что-либо загадывать. Вот и тогда загадала про себя : если лотерейный билет с выигрышем, пусть самым маленьким,- дочь поступит училище.

 Почему загадала? Меня очень беспокоило, как она напишет экзаменационное сочинение, поскольку я знала, как она их пишет.
 Покупаем лотерейный билет, вскрываем - и о радость- вижу сумму 25 рублей ( 1988г.)! Это был выигрыш, конечно, неколоссальный, но не самый маленький. ( можно было выиграть от з рублей).
О том, что я загадала, дочери не сказала - ведь ей предстояло готовиться к экзаменам.

 Итак, приёмная комиссия документы приняла, вернулись домой и стали готовиться к сочинению. Подготовка шла в двух направлениях : я устно давала ей обзор школьной программы, а она вечерами что-то писала на маленьких листочках.

 Наступил день написания сочинения, конечно, я поехала с ней, абитуриенток завели в класс, на доске написали темы, а я осталась за дверью кабинета.

 Когда экзамен закончился, дочь вышла и сказала,  какую тему она выбрала,а
я поинтересовалась, что же она написала.

 Вместо ответа В. мне протягивает маленький листочек, я увидела шпаргалку,( вот, оказывается, что она писала вечерами на маленьких листочках).

- Ты что это всё написала?
- Да!
- И даже все цитаты, ничего не сократила?
- Всё слово в слово!
- В., тебе поставят «2», поймут, что списала. Цитаты не надо было все писать.

 Работа сдана, я расстроена…
 В В. было уже поздно возвращаться, поехали  в Г.

 Приехали, бабушка спрашивает у внучки: « Как экзамен? Что написала?»

 Дочь, как и мне, протягивает ей  маленький листочек.
- В.,  тебе поставят или «2», или «5».

 Потянулись томительные дни ожидания результатов сданного сочинения.  Наконец, наступил день, когда можно было позвонить в приёмную комиссию.Моё волнение, когда я звонила, словами не передать!

- Здравствуйте! Скажите, можно узнать результаты сочинения?
- Да, конечно, называйте И. Ф. абитуриентки.
- В. Т.
- 5-(содержание), 4( русский язык).
- Простите, а вы не ошиблись?
- Т. В.- нет, не ошиблась, это её результат.
 Восторг, радость были у обеих!
 Именно тогда я поняла : есть Высшая справедливость!
 Разве могла она получить «2», если я  уже 14 лет вела уроки русского языка и литературы в среднем ПТУ!?

 После зачисления дочери  на первый курс медицинского училища г. Ленинграда, я ей сказала о том, что гадание на лотерейный билет сбылось!
      24.10.15г
 


Рецензии
Логадаться о том, что работа была списана, было несложно, конечно. Но члены комиссии рассуждают по другому, так как доказать задним числом факт списывания невозможно. Это только школьный учитель может знать наверное. Согласны?

Михаил Бортников   13.05.2019 22:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.