Евреи Чехии. Голем, Франкенштейн и Освенцим

Перепостил этот текст на своей странице в качестве образцового разговора на острую тему наших дней. На мой взгяд, вывод автора о «еврейской общине Чехии» может быть обобщён до всеевропейского уровня.

Голем — глиняный великан, созданный в Праге в конце XIV века раввином. Голем выполнял разные трудные поручения и исчезал после выполнения задачи, чтобы возродиться вновь. Методики создания существ из глины, крови и других составляющих в форме человека описываются в рукописи XVI века «Большой ключ Соломона».

Как художественный персонаж Голем появляется в «Изабелле Египетской» Арнима (1812), «Песочном человеке» Гофмана (1817) и «Франкенштейне, или Современном Прометее» Мэри Шелли (1818).
Кто такой Франкенштейн, наверное, знает каждый. Все слышали жуткую, леденящую душу историю, про ученого одержимого идеей победы над смертью. Про ученого, который по ночам ходил на кладбище и раскапывал могилы в поисках свежего трупа. А затем, укрывшись ото всех в своей мрачной лаборатории, проводил над трупами чудовищные исследования. И вот однажды ученый добивается успеха: его мертвое создание оживает. А дальше – ужасные последствия этого эксперимента, над которым так трудился Франкенштейн.
Герой романа, написанного Шелли в 18 лет, — Виктор Франкенштейн постиг тайну зарождения жизни и создал искусственное существо. Безымянный и ненавидимый людьми монстр преследует и убивает своего создателя и его близких.

Евреи Чехии. Голем, Франкенштейн и Освенцим.
 saint_prostata — 24.12.2014
 
Несколько дней меня преследовала весть о еврейской общине Чехии, недовольной визитом Путина на торжества, посвященные 70-той годовщине освобождения Освенцима. Поразило не само событие – весьма странное, а сам факт существования в нынешней Чехии еврейской общины.

 В Средние века еврейская Прага славилась каббалистами, мудрыми талмудистами и алхимиками, таинственными кладбищами, Големом и прочим очаровательным фольклором. Сегодняшняя еврейская жизнь Чехии, как мне казалось, ограничивается продажей посторонними магнитиков с семисвечниками возле уцелевших зданий древних синагог. Что касается самих евреев, то немногие уцелевшие к уходу нацистов массово эмигрировали в Израиль, Штаты и прочее.


 Появления из мира големов и франкенштейнов еврейской общины Чехии удивила настолько, что я заинтересовался статистикой и реальностью. Среди 14 меньшинств с признанным статусом евреев нет.



 Согласно переписи 2011 года иудаизм в Чехии исповедуют 1132 человека. Весьма сомнительно, чтобы значительная часть из них принимала хоть какое-то участие в общинной жизни. По всей видимости, как и любые европейцы всякого вероисповедания, в большинстве они приобщаются к религиозной жизни по случаю похорон престарелых родственников и свадеб (при религиозно не смешанном браке).

 «Еврейская община Чехии», таким образом, состоит из нескольких десятков, много сотен, граждан, живущих торговлей национальной идентичностью.
 Небесная мечта подобного сообщества – грант на восстановление и реставрацию какой-нибудь заброшенной синагоги – «ценного образец традиционной архитектуры дцатого столетия» или строительство культурного центра, ведущего «обширную информационную и культурную программу», ненужные решительно никому на свете, кроме самого сообщества. Активная жизнь в виртуальном мире новостей лучший способ приблизится к заветным бюджетам, а юбилей Освенцима редкий случай в этот мир попасть, пусть даже и скандалом.

 Что до этической стороны подобных пассажей… Какая, между нами, может быть этика у проходимцев, паразитирующих на памяти трагически исчезнувшей этнической группы?


Рецензии