Распни его, распни!

На фото: последняя публичная казнь в США, 1936 год



Многие россияне, в том числе, и авторы Прозы Ру,  призывают к возвращению публичных наказаний преступников  – показательной порке и даже четвертованию.

Четвертование на Руси назначалось за государственные преступления и считалось одной из самых позорных казней; также практиковалось и посажение на кол.

Фальшивомонетчиков казнили путем «залития горла расплавленным металлом», за поджоги и преступления против веры обвиняемых сжигали на костре; за кражу и супружескую измену рубили головы.

За убийство родителей детьми, убийство матерью незаконнорожденного ребенка и мужеубийство преступников закапывали в землю по плечи, обрекая их на смерть от голода и жажды.

Такие нравы существовали в средневековой Руси. Но уже с начала правления Елизаветы, дочери Петра I, смертные казни резко сокращаются. Времена варварства ушли в прошлое, Россия стала цивилизованным государством, может быть, самым цивилизованным в Европе.

Исключением явилась казнь пятерых дворян-декабристов в 1826 году; кроме того, в конце XIX века за убийства высших должностных лиц страны было казнено несколько террористов-”народовольцев”.

С прежней частотой смертные казни возобновились в начале XX века (1905 - 1910 гг.) в связи с активизизацией террористической деятельности революционеров; в среднем казнили по 50 человек в месяц.

В 1947 г. Верховный Совет СССР отменил смертную казнь, но уже в 1950 г. по многочисленным просьбам трудящихся смертная казнь была снова введена. Зная настроения сегодняшних россиян, выражение "по просьбам трудящихся" пишу без всякой иронии.

В мае 1996 года Президент России Б. Ельцин Указом объявил мораторий на введение смертной казни, который действует и по сегодняшний день.

Многие жители России, недовольные тем, что чересчур мягкое, по их мнению, наказание не способствует улучшению нравов, требуют восстановления смертной казни для особо опасных преступников  – убийц, наркоторговцев, взяточников и пр. Кроме того, нередко слышны призывы к восстановлению публичных порок и отрубанию рук у воров.

Что хотелось бы сказать по этому поводу?
Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители и общество. Каково общество  – таковы и граждане, его составляющие. Будет изменяться к лучшему общество в целом – будут становиться лучше и его граждане.
Но если общество далеко от совершенства  – как в материальном, так и в духовном плане, – чего же можно ожидать от его членов?

Уже одни призывы к публичной расправе  – возвращению смертной казни, четвертованию и отрубанию рук  – говорят о том, что мы пока ещё находимся на заре развития общества, в доисторическом времени, и не являемся Гомо сапиенсами (людьми разумными) в полном смысле этого слова, а всё ещё остаёмся дикарями, жаждущими человеческой крови. 

Пусть при этом мы и ездим на автомобилях и пользуемся мобильными телефонами и Интернетом – дикарь не обязательно должен ходить голым, носить бусы и иметь татуировку; так, совсем недавно президентом одной африканской страны являлся людоед.
 
О дикости современного общества свидетельствуют и не прекращающиеся на Земле войны.

Наказание “смерть за смерть и око за око” было осуждено ещё Ветхим Заветом и было запрещено на Руси тысячу лет назад. А некоторые, чересчур бдительные и “сознательные” граждане хотят вернуть нас в состояние ещё большей дикости.

Хотя, куда уж больше? Ещё не забыты газовые камеры фашистских концлагерей и изуверства, чинимые над людьми в японских концлагерях. А происходило это всего 70 лет назад - один миг в масштабах истории.

На сегодняшний день в российском законодательстве предусмотрен лишь один вид наказания - лишение свободы.

И всё – никакого четвертования, отрубания рук, сажания на кол, побития камнями, заливания горла свинцом и прочих ужасов, которые отнюдь не способствуют улучшению нравов, а, напротив, толкают нас к дикости и варварству.

В данном случае государство поступает вопреки воплям садиствующих, наиболее "сознательных" граждан, призывающих к показательным мучительным казням преступников.

Так, одной горе-мамаше, утопившей двоих своих детей в ванной, суд определил меру наказания в 25 лет лишения свободы.

Разве мало этого? Да эта мамаша за четверть века тысячу раз раскается в содеянном, локти будет грызть.., но ей это нисколько не поможет: предстоящие 25 лет ей придётся провести за колючим забором (разве что, в не очень скором будущем она будет освобождена условно-досрочно или попадёт под амнистию).
 
А это – немалое наказание; лишение свободы – то же рабство в современных условиях. Тот, кто считает, что 25 лет лишения свободы  – это не наказание, пусть попробует посидеть в колонии год или хотя бы месяц, а потом скажет, мало это – 25 лет  – или много.

Даже не обязательно там бывать  – можно попробовать представить условия, в которых будет находиться человек предстоящую четверть века, чтобы сделать вывод, что это наказание не из слишком мягких.

Предположим, что “народные чаяния” сбылись, и мы вернёмся на тысячу лет назад  – начнем казнить особо опасных преступников и отрубать руки за воровство. Да у нас 90% населения окажутся безрукими, поскольку на Руси принято тащить с работы (ранее – у помещика) всё, что можно стащить!

Один молодой человек со смехом рассказывал, как тесть с тёщей наставляли его на путь истинный и приводили ему в пример сами себя: мол, мы всю жизнь прожили честно и праведно!

Тот молодой человек рассмеялся:

– Вы прожили честно?! Вот ты, отец, изготовил все кухонные приборы на работе! Ведь так? Кроме того, бронзовые ручки для дверей ты изготовил из высококачественной, очень дорогой бронзы! Да ты же украл у государства эти материалы, неужели тебе это не понятно?!.. А ты, мать? Сейчас ты на пенсии, подрабатываешь уборщицей. Тем не менее, тащишь домой всё, что можно  – моющие средства, какие-то щётки и даже туалетную бумагу!..

Тем и возразить было нечего: тащить с работы для бывшего советского человека  – вполне привычное и естественное, почти узаконенное явление. Как это – быть у воды и не напиться?!..

Поэтому повторяю: если отрубать руки ворам, то у нас практически всё население окажется без рук – без одной или уже без двух. А кто будет работать, например, управлять транспортом? А как палач будет рубить одной рукой – вторая-то отрублена?

Далее, приходилось выслушивать высказывания о том, что матерей, которые отказываются или избавляются от своих детей, следует ссылать на некие отдалённые острова. На эти же острова предлагается ссылать преступников прочего рода.
Но, говорят, у нас в России и так сидел каждый второй! Где же нам набраться столько островов?!..

А мне кажется, что Россия – это и есть тот самый изолированный остров, дальше просто и ссылать некуда. Приведу фразу, приписываемую чекистам: "То, что вы не сидите  – это не ваша заслуга, а наша недоработка!"

В сущности, это верно. Практически у каждого найдутся какие-нибудь грешки, и что, за всё наказывать?

Или же за мелкие преступления прощать, а за тяжкие наказывать?

Так у нас, в России, так и делается: за мелкие преступления предусмотрено незначительное наказание, за более серьёзные  – более строгое. И совсем не обязательно для этого возвращаться в доисторическое прошлое, превращаться в кровожадных дикарей племени Мумба-Юмба и зубами рвать сырое мясо, уподобляясь каннибалам.

Развитие общество происходит очень медленно – даже не столетиями, а тысячелетиями. Сколько хочешь, можешь скакать (допустим, на Болотной или на Майдане), вопить, визжать, махать кулаками и тряпками, изображающими флаг – цивилизованнее от этого не станешь.

Но самым нетерпеливым очень не хочется ждать эти тысячи лет – им хотелось бы всё сразу и сейчас. И для того, чтобы ускорить процесс гуманизации и цивилизации, эти люди предлагают ... вернуться к дикости, к понятиям доисторической – даже по меркам сегодняшнего дня – эпохи.

Думаю, таким людям нужно самим срочно выходить из дикости, иначе, того и гляди, в праведном гневе забьют кого-нибудь до смерти и сами окажутся на скамье подсудимых (и такое нередко бывает). И уже другие будут требовать разорвать их на куски прямо на площади.

Где же выход? Выход  – в том, чтобы растить и воспитывать своих собственных детей так, как подобает. А право судить и карать следует предоставить государству. В Древней Греции это право принадлежало исключительно богине Фемиде. В сегодняшних реалиях правосудие осуществляет государство.

Не строгость наказания способствует снижению преступности, а его справедливость и неотвратимость. А эти два последних условия выполняются, опять-таки, в зависимости от степени развития общества: чем более развито общество, тем больше вероятность, что преступник будет изобличён и наказан по-справедливости.


ПС.

В этой же связи вспомнилось, как одна моя знакомая возмущённо высказывалась:

- Да разве с этими скотами можно обращаться по-человечески?!

Как говорится, и смех, и грех!






Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.