Хреновая жизнь

      Позвонила дочь. -"Мама, я сегодня не задерживаюсь на работе и мы можем с тобой пройтись по магазинам. Жди меня на остановке.  -"Вот и славно! Я давно хотела купить себе обновку, но без дочери не решалась. Выйду пораньше, пройдусь, подышу воздухом, а то сижу дома безвылазно, решила я. Остановка находится рядом с супермаркетом и около него постоянно сидят женщины пожилого возраста и торгуют всякой всячиной.

Пройдясь по ряду, где за самодельными прилавками, сделанными из ящиков и картонных коробок они сидели, я увидила свою соседку Машу с четвёртого этажа. Мы поздоровались и я остановилась около неё. Машу я знаю четверть века. У неё есть сад, где она выращивает овощи, фрукты, ягоды и потом продаёт их возле магазина. Сколько я её помню, летом день у неё начинается, так. Рано утром с рюкзаком и тележкой, она спешит на электричку, в сад. На другой день к вечеру приезжает нагруженная, с большим трудом поднимается на свой этаж. Потом всё расфасовывается, моется и продаётся возле магазина. Кумушки, сидящие около подъезда поначалу просили от неё угощения. Но однажды, она резко с ними поговорила. -"Сидите тут лясы точите, а я вкалываю, а потом тащу на своей горбушке, не для того, чтобы вас кормить!"- Они надулись на неё и стали её осуждать. -"Куркулиха! Торговка!"- говорили они ей в след. -"Пенсии ей не хватает, что-ли? Ведь вдвоём с мужем живут. Дети определены и живут далеко от них. Самостоятельно уже стоят на ногах."-

Шли годы Маша, состарилась, теперь она ходит с палочкой, но всё равно едет в сад утром и нагруженная, теперь уже только с рюкзачком, возвращается вечером, а потом сидит около магазина и продаёт. Раньше мы с ней только здоровались. Но потом к ней приехала младшая дочь из Воркуты, рожать ребёнка. И моя дочь ждала малыша. Они подружились. После рождения сына, дочь жила у неё около года. Они вместе с моей дочерью гуляли с малышами, делились знаниями по уходу за детьми. Интернета-то в то время не было. И потом, когда дочка у неё уехала к мужу в Воркуту, то при встрече с ней у нас была общая тема для разговоров - это наши внуки. Потом наши дочки, родили ещё малышей и опять всё повторилось.

Вот тогда-то я узнала о её беде, что не от хорошей жизни, она так трудится и стоит у магазина. Старшая дочь не удачно вышла замуж и у неё двое ребятишек. Муж пьёт, да и она стала прикладываться к рюмке вместе с ним. Вот Маша "заработанную копеечку" тратит на внуков, старается их поддержать и выучить.

Я её давно не видела и нам было о чём с ней поговорить. По натуре я человек любознательный и мне интересно было наблюдать за торгующими женщинами. Это тоже надо уметь продавать. У всех приблизительно продаётся одно и то же, а надо так заинтересовать покупателя, чтобы он от тебя не ушёл и купил именно твой товар. Похвалить свой и скептически отнестись к чужому, но так, чтобы не обидеть соседку торгующую этим же. Надо же, как ловко это делает соседка Маши! И не придерёшься, а ведь покупают именно у неё. Похоже они друг друга изучили за столько-то лет. И наверное всякое между ними бывало, подумала я.

К соседке подковыляла старушка с большим букетом осенних астр "сентябринки." Опираясь на свою палку, они начали свой разговор. До нас с Машей донеслись отрывки разговора. -"Нет не уговаривай! Не возьму!- категорично отказывала соседка старушке. -"Видишь, народ с работы уже почти весь прошёл, покупателей нет. Куда я потом твой "веник" дену? Не домой же мне его нести!"- "Ну не продашь, тогда выкинешь их"- умоляюще просила старушка. -"Видишь, я ведь сама не могу стоять!" -"Ну ладно, давай."- Она сунула старушке в руку какую-то денежку и та счастливая начала её благодарить и ушла. -"Маша, посмотри за товаром"- сказала соседка и ушла. Вернулась она уже с отрезанным баллоном из под минералки, наполненным водой и целлофановой упаковкой, купленной в супермаркете, где продают цветы. Из, "веника" она сделала три букета, упаковала в упаковку и тут же нашёлся покупатель на один букет, который она продала за пятьдесят рублей. Вот это оборот! Подивилась я. Вдруг соседка сорвалась с места и ринулась на противополжную сторону тротуара. Не много погодя, за ней ушли ещё две торговки. Они окружили мужика, который, что-то выгружал из рюкзака. Как потом оказалось он принёс корни хрена. -"Это перекупщица"- кивнула Маша головой в сторону соседки. -"Сада у неё никогда не было. Она постоянно всё скупает, а потом продаёт. Купит большие пучки зелени, потом делит их, из двух делает три - четыре. Вот и навар. Скупает всё, лук, чеснок и прочее. Люди приносят ей свои излишки, оптом подешевле, а она стоит и продаёт его подороже."- Я была удивлена и не преполагала, что и на бытовом уровне такое бывает, думала, что это только в масштабе государства, как это часто слышишь по телевизору о перекупщиках.

Мужик, продавший корни хрена, быстро ушёл. А торговки принесли коробки из магазина и началась работа. Они складными ножичками стали чистить хрен, связывать в пучки и выкладывать на продажу. В воздухе стоял стойкий запах хрена. Между ними возникла перепалка. Две другие обвинили Машину соседку в том, что она выбрала самый товарный корень, а им досталась не кондиция, старый и выброса много. -"Кто успел, тот и съел!"- парировала она на их выпады. Но они не унимались и видимо задели её словами за "живое." На это она с горечью ответила. -"Ну, что вы бабы, ведь знаете же, не от хорошей жизни я здесь сижу? Была бы приличная пенсия, сидела бы я тут? Вот от хреновой жизни и торгую хреном!"- в сердцах говорила она.

Раздался телефонный звонок. Звонила дочь. -"Мама, ты где? Я уже минут пять тебя здесь жду."- Я попрощалась с Машей и ушла. Все торгующие женщины были примерно одного возраста. А это дети войны, либо послевоенного времени. Детство было голодное, и трудились много и вот такая не весёлая старость! Почему в нашей богатой стране чиновники жируют, сколько казнокрадства, помогаем всем, но только не своим гражданам! А пенсии у простых рабочих людей, только, чтобы не умереть с голоду! Разве эти люди заслужили такую старость? В холоде и непогоду стоять возле магазина и продавать свой труд и здоровье? На душе было скверно и обидно за свою страну.
   
Р.S. Вспомнилось послевоенное время. Тогда в каждом районе города были маленькие, крытые базарчики, где можно было сидя продавать излишки продукции, выращенные на своём подворье. И расположены они были в многолюдных местах. Почему этого нет сейчас? Неужели торговые  предприниматели боятся конкуренции?


                Сентябрь 2015г.


Рецензии
Добрый день Нина Васильевна! С удовольствием прочитал Вашу "Хреновую жизнь". Интересно описаны отношения между женщинами - торговками. Маловато, к сожалению, юмора. По возможности прочитайте на эту тему моё "Сватовство". Здоровья Вам и новых творческих успехов. С уважением,

Николай Фоломкин   31.10.2015 13:16     Заявить о нарушении
Спасибо!Мне хотелось показать жизнь наших стариков (простых людей). У меня кузина живёт за границей уже лет 10, пенсионеры. Пенсию заработали в России. Они каждый год с мужем едут в путешествие в разные страны. Улавливаете разницу? Это ирония на жизнь наших пенсионеров. С уважением Н.В.

Нина Салина   31.10.2015 16:35   Заявить о нарушении