11. За преступления - наказания!

Тем, кто позорит свою родню и «чужую», выбрав преступный путь,  полагались:
               
I. ШТРАФ
               
II. ЛИШЕНИЕ ПРАВ
               
III. ВЫСЫЛКА
               
IV. ССЫЛКА
                               
V. ТЮРЕМНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

VI. КАТОРГА

VII. БИЧЕВАНИЕ

VIII. КЛЕЙМЕНИЕ

IX. ЧЛЕНОВРЕДИТЕЛЬСТВО

X. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ
               
Конечно, многое изменилось, и всё-таки…
               
1. Это в зарубежной Европе в последний раз по приговору суда – в  1980 году на английском острове Мэн.
               
2. В СССР это неофициально называлось «по рогам» – при Горбачёве, в частности, для алкоголиков и наркоманов.

3. При Иване Грозном, как ни странно, этого наказания не было: государство поощряло частную собственность и инициативу.
               
4. Хоть «Русская правда» Ярослава Мудрого, хоть «варварские правды» германских королей, поделивших Римскую империю, – все они за уголовщину-«бытовуху» карали этим.
               
5. Все декабристы подверглись этому наказанию.
               
6. В старой России слово «вор» писали с твердым знаком, но при исполнении этого наказания (до 1863 года) часто обходились без лишней буквы.
               
7. Москвич Фамусов у Грибоедова предлагал это наказание для москвича Чацкого и для некоторых петербуржцев.
               
8. Помните «злоумышленника» в одноимённом чеховском рассказе – того, что отвинчивал на железной дороге гайки? Что грозило бы ему в те времена, будь он аборигеном кавказских губерний России?
               
9. Известна ли вам Наталья Борисовна Шереметева (1712-1770)? Она сдержала слово, вышла за любимого. А кто-то всего лишь вежливо возразил царице. Что им было назначено?
               
10. Знаете историю Иосифа Прекрасного? Скептики не верят Библии: не могло быть, чтобы раб, обвинённый в попытке обесчестить госпожу, мог подвергнуться такому наказанию. (Хотя объяснение найти легко: муж этой госпожи был умнее и её, и скептиков.)
               
11. Современные глупцы толкуют: ислам и буддизм до революции были у нас как государственные религии. А между тем за совращение в эти религии христиан – и православных, и прочих – назначали это… Получалось даже остроумно: можно вспомнить и слегка переделать пушкинское послание в стихах.

12. Острили и в Германии до Бисмарка: простолюдинов без всякого суда одинаково карали за то, что навлёк на себя подозрения, и за то, что ел даром казённый хлеб. Чем же карали?
               
13. И у нашего Иосифа Виссарионовича был приступ остроумия: к существовавшим уже наказаниям после войны прибавилось это.
               
14. «Не рой другому яму», – гласит пословица. Для тех, кто «роет» устным и письменным словом, представляется уместным такое наказание: когда-то ведь так и было.

15. Всё меняется. Вполне возможно, что произойдут перемены, и вам как свидетелю придётся вспоминать: пробили часы полночь или ещё нет? Важный вопрос: речь будет идти... О чём?               


               







 
 
                ОТВЕТЫ

1. Бичевание (для малолетнего правонарушителя).
2. Лишение прав (избирательных).
3. Каторги. (Вводится в петровское время: ранее ссылали на поселение, трудоустраивая, или обращали в рабство.)
4. Штрафом. (Неплатёжеспособных ожидало рабство.)
5. Лишению прав (тех, что давало дворянство).
6. Клеймения. (Слово «вор» выжигали на теле преступника.)
7. Высылку. («Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам».)
8. Смертная казнь (в других регионах – каторга).
9. Ссылка (поселение в строго определенном месте: и князь Иван Долгорукий, муж Натальи Шереметевой, и Александр Румянцев, отец будущего полководца, были сосланы с семьями).               
10. Тюремному заключению. (Такие дела карали смертью, но, видимо, хозяин не поверил жене и попросту удалил красивого раба из своего дома, поместив его в тюрьму.)               
11. Каторгу. («Не пропадёт ваш скорбный труд». Не пропадал!)
12. Бичеванием (при доставке в тюрьму и при освобождении, если даже признали невиновным).
13. Каторга.
14. Членовредительство (урезание языка или отсечение правой руки).
15. О смертной казни. (Если, в конце концов, отменят мораторий, а соответствующее преступление – в ночь на день отмены.)
 http://www.proza.ru/2015/10/24/525


Рецензии
Твоя тема! Удивляюсь, что о смертной казни ты мало написал: есть же разные способы. А ещё удивляюсь, как всё изменилось не только у нас. Ещё лет сорок тому назад в Англии малолетнюю шпану драли. А во Франции головы рубили. А теперь что? Утешаться можем: не только мы в дураках. Нет, я бы кое-что вернула! И для шпаны, и для клеветников - для каждого своё. О кавказских аборигенах и говорить не стоит. С ними надо по их же адатам-шариатам, вот тогда будет толк.

Евдокия Мамаева   31.03.2022 20:09     Заявить о нарушении
Какая ты кровожадная! Но я с тобой, Дуся, согласен. Было время - я интересовался, что происходит за рубежом. Когда во Франции Митя Ряшкин (Миттерашка) отменил гильотину и прочее, я, грешник, пожелал ему испытать благодарность со стороны облагодетельствованных им. И в самом деле: попытка отблагодарить его была, но оказалась неудачной. В Европе на сегодняшний день смертную казнь не отменила лишь Белоруссия, что с её стороны правильно. Ты, однако, неправа, если считаешь, будто я эту тему смакую. Ничуть! Все лишь констатирую некоторые факты: куда же от этого денешься? Войну, однако, смакуют больше, особенно в наше время. Я этим вроде бы не грешу.

Михаил Струнников   31.03.2022 21:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.