Щедрая рука Ангела

АТОРЫ ЕКАТЕРИНА И АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВЫ

ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ            

                ЩЕДРАЯ РУКА


 Провез меня однажды ворчливый возчик не туда куда надо, а дальше. Пришлось мне выйти не на своей остановке.
Осмотрелась я в незнакомом месте и вижу подходит ко мне интересный дедушка. Слово за слово, разговорились. И вот что он рассказал. Жил он ребенком в Татьяновке. Сил у меня еще. Исполнилось мне только сем лет. Сестренки мои были совсем маленькие. Маше три года, а Насте четыре. Оставлять их одних ему не разрешали. Да строго настрого наказывали следить, чтобы они чего по малолетству не натворили. Улучу минутку, когда они уснут. И бегу на опушку, где лес начинается. Увижу там саранки и копаю. Хорошо если три найду. Тогда каждому по саранке. А то и ничего не найду. Уходить далеко мне никак нельзя потому, что сестренки дома одни.
Остался однажды я дома один. Деревня вся была пустая. Никого дома не было. Забирали мужчин и молодежь на всякие работы в трудовую армию. Жили у нас одни старушки женщины и дети. Отец давно на войну ушел. Мать на колхозный покос ушла. Оставили меня за детьми присматривать. Сестренки маленькие проголодались. В тот день они просто с голоду плакали.
У меня тоже в животе два дня почти ничего не было. Весь дом я обыскал. Все углы проверил. Нет нигде ни картошки, ни хлеба. Хоть шаром покати. Куда деваться? Живот у самого так и урчит. Случилось это в июне, когда все картофельные припасы мы на семена потратили. Посадили все.
Сестры сначала есть весь день просили меня пойти на кухню. Я знал, что на кухне ничего нет. Но просто повел их, чтобы они успокоились хоть немножко. Сели мы вместе на лавку, обнял я сестренок, слезы им вытер. И стал их, как мог успокаивать. Глажу их по головкам и шепчу что-то ласковое.
Мать наша на колхозный покос еще до рассвета уехала. И прямо перед нами видна на полу крышка от погреба. Смотрю я на нее и думаю. Надо еще на раз проверить погреб. Вдруг там еще что нибудь осталось. Хотя точно помню, что мама все проверила. И погреб наш совершенно пуст. Тут мои сестренки снова заплакали: «Супчику хотим!» А я ковшик воды зачерпнул и напоил их, чтоб легче было. 
Вспомнил я тут, что бабушка мне говорила о Боге. Что Он есть. И что можно у Него в трудную минуту помощи испросить. Стал я просто от всей души со слезами уже просить у Бога помощи. И сестренкам сказал, чтобы они молились. Так некоторое время мы усталые от голода не могли ничего делать. А только сидели в родной избе и тихо просили Бога помочь нашему голодному горю. Как было нам тяжело. Знали мы, что нечего нам положить в чугунок. Родители далеко. Только бедная бабушка в соседнем доме живет. Кроме Бога никто сейчас не накормит.
Вдруг вижу, тяжелая крышка погреба пошевелилась, как будто. И начала приподниматься, будто сама собой.  Пробежали у меня по спине мурашки. Почувствовал я, что есть рядом кто-то живой. От страха я ковшик на стол поставил. И сестренки примолкли, смотрят на крышку вместе со мной. А она медленно так приподнимается все выше и выше. И тут увидели мы, как Бог помогает.
Вдруг вздрогнула и двинулась вверх крышка нашего погребка. Появилась оттуда худая такая, живая человеческая рука. Ладная такая, белая и красивая, словно ангельская.
Положила Рука на дощатый пол из темного погреба две больших картофелины и белый гриб. Затем скрылась Рука в темном погребе. А крышка его, сама собою тихо опустившись, закрылась и не поднималась больше.
  Услышал наш Бог детские слезные просьбы.  Подбежал я к картофелинам, схватил их. И гриб белый поднял. Закричал я сестренкам: «Не плачьте, сейчас вам супчику сварю!» И побежал до бабушки.
Бабуля  наша через два дома жила. Забежал я в калитку и кричу: «Бабушка! Соли давай, нам Господь на супчик подал!»
А  бабушка отвечает: «Что ты дитятко. Какая соль, уже месяц, как соль кончилась и купить ее не на что. А я свое кричу: Бабушка! Посмотри в буфете, Проверь еще раз, я знаю, что там должно быть!»
Открывает бабушка буфет и видит, что на совершенно чистой, пустой полке, лежит десятка. Десять рублей. Бабушка руками всплеснула. Как же так? Не было у меня ни копейки и вдруг десятка. Это было не много. В войну деньги были дешевые. Но можно было купить соли и крупы. Старушка в магазин побежала. А я растопил плиту, поставил кастрюлю для супчика. И стал готовить в ней супчик. Поставил на огонь веселый чугунок. Порезал белый гриб, покрошил картошку. Прибежали тут и сестренки, уселись на лавку ждать супчик. Заранее ложки себе выбрали.
Когда бабушка соль и крупу принесла, кипела уже в кастрюле похлебка. Признала бабушка, что картошка с белым грибком хорошая. Перекрестилась, прославила Бога и прочитала молитвы, которые знала
 Кончились с этого счастливого дня голодные вечера в нашей семье. Как будто Господь подавал. То матери на трудодни ячмень дадут, то овес. То гороху достанем. После этого счастливого супчика больше не было голода.
Вижу я и сейчас, спустя годы, явственно эту бледную мужскую руку, которая укладывает аккуратно на половицу две картофелины и белый гриб.
Терпения у нас не было. Сразу сели мы все за стол. И так вкусно покушали, что забыли про свой голод. Насытились мы чудесными дарами, поблагодарили Бога. Да и спать спокойно пошли. Разлился по всему дому покой. Навсегда запомнили мы, что Бог есть и щедро нам помогает.
А бабушка наша, когда вернулась к себе домой, решила ящик в старинном буфете открыть. Отодвинула ящик и видит чудесный подарок.
Красуется там красная денежка достоинством в десять рублей. Хорошие деньги по тем временам. Почти за месяц трудовой заработок. Надо ли говорить, что не могло никак быть у нее в буфете таких больших на деревне денег. Положила их туда Божественная Щедрая Рука. Прославила бабушка Господа, перекрестилась на иконы и долго плакала.
Отправилась на завтра старушка в сельскую лавку и накупила там все необходимое. Взяла и соли, и спичек. Принесла нам подсолнечного масла и хлеба с печеньем. Радовались мы с сестренками и не плакали больше от голода.
И надо же так. Переменилась с тех пор наша жизнь. Потихоньку со всех сторон люди стали нам помогать. Отступила от дома беда. Весело в печке кипели вкусные похлебки. Вернулись мы к детским играм.
На следующий день вместе с матерью проверила бабушка весь подвал, на случай, не прячется ли там кто или мужчина какой. Но там никого не было.
Значит не даром говорится о небесной руке в молитве перед едой. Поставим обеды на стол и читаем на икону эту молитву:
«Очи всех на Тебя, Господи, уповают. И Ты даеши им  пищу во благовремении. Отверзаеши Щедрую Руку Твою и насыщаеши всяко животно благоволения».
Видели мы, дети, эту Щедрую Руку по молитве в годы войны.
Закончил дедушка свой рассказ. Поблагодарила я его за удивительную историю.
Жаль, что больше мы в том месте не встречались.   
    


Рецензии