Поздний палеолит верховьев р. Гусь

Юго-западная часть Гусь-Хрустального района в междуречье рек Гусь и Бужа представляет собой уникальный для археологических исследований район, благодаря сложившимся здесь  много тысячелетий назад благоприятным для человека природным условиям. Это междуречье входит в состав двух физико-географических округов: Святоозерского и Гусевского, лежащих в центре Мещеры. Научное значение и научный потенциал этого региона, в плане понимания многих процессов этногенеза, становления и развития культуры человека на территории Великой Русской равнины трудно переоценить. Являясь остывшим этнографическим котлом Мещера, ее земля скрывает еще много тайн и ждет своих исследователей.

            Святоозерский физико-географический округ представляет из себя пологую равнину, заполненную смешанными образованиями ледниковых, речных, озерных отложений, что свидетельствует о его происхождении на месте обширного водного пространства – ледникового озера, образовавшегося около 12-15 тыс. лет назад, во время таяния Валдайского ледника, на дне которого, в процессе высыхания постепенно формировались долины современных рек Бужи, Поль, Пры и ложе Мещерских озер.
               Гусевской - почти горизонтальная, волнистая песчаная равнина на водно-ледниковых отложениях более древнего Днепровского ледника. Геологическое строение его материнских пород позволяет сделать вывод, что этот округ не заливался водами Валдайского ледника, а представлял собой систему продолговатых, вытянутых в  меридиональном направлении полуостровов, соединявшихся на северо-востоке с Окско-Цнинской грядой. В  связи с близким залеганием известняковых пород, образовавшихся в конце Палеозойской эры, Окско-Цнинский вал, является местом добычи известняка в карьерах. Во время вскрывных работ, начиная еще с конца 20-х годов прошлого века, работники карьеров иногда обнаруживали остатки целых скелетов мамонтов и других животных ледниковой фауны. Почти целый скелет без бивней был найден в 1927г. близ д. Алферово в 6 км западнее пос. Добрятино. Сейчас он хранится в запасниках Муромского историко-художественного музея. Последняя находка скелета мамонта была сделана в начале 90-х годов. Однако специалисты – палеонтологи на сообщение не откликнулись и скелет был завален вскрывными породами.
        В начале 60 годов прошлого века на городском озере г. Гусь-Хрустальный, которое является искусственной запрудой на месте естественного расширения русла р. Гусь, начались работы по намыванию песчаных пляжей и городской набережной. Был установлен землеснаряд засасывающий песок со дна озера. Вместе с озерным песком на поверхность были подняты разрозненные кости  и бивни мамонтов, бизонов, северных оленей и других животных ледниковой эпохи. В начале 60-х годов многие из находок попали в запасники Владимиро-Суздальского музея-заповедника и в краеведческую  комнату городского Дома пионеров. Активное участие в сборе коллекций этих костных остатков принимал и автор статьи с 1967 по 1974 годы, будучи еще школьником. Во время учебы в институте, в Москве, автор работал препаратором в Палентологическом музее АН СССР, участвовал в палеонтологических экспедициях под руководством д.б.н. П.К. Чудинова. Все находки со дна городского озера прошли квалифицированную экспертизу  и идентификацию в Палеонтологическом институте АН СССР. Внимательное изучение автором  находок позволило установить, что  отдельные кости имели следы обработки человеком: древние продольные сколы, чередующиеся ряды насечек. Были найдены несколько антропоморфных подвесок из ребер животных и рукоятка ножа из ребра бизона. Автором было выдвинуто предположение, что на левом берегу р. Гусь, который в 50-х годах 19 в. был залит заводским водохранилищем, буквально в центре современного города Гусь-Хрустальный, на протяжении определенного времени  35-40 тыс. лет назад  существовала охотничья стоянка человека позднего палеолита.(4)  Все сохранившиеся костные находки со дна городского озера в настоящее время хранятся в фондах Гусь-Хрустального историко-художественного музея и вошли в краеведческую экспозицию «Каменная летопись Мещеры», которая  открылась  к 255-летнему юбилею города в июне 2011г.:         
         Нижняя половина локтевой кости правой передней конечности мамонта.
   Имеет древний  диагональный скол со следами удара с противоположной стороны и соответствующим динамике удара расщеплением. Скол сделан для извлечения костного мозга.      
Часть ребра оленя.
Имеет ровные поперечные сколы. На боковой поверхности нанесен ряд из пяти параллельных косых пропилов, собранных в группы: три и два. В нашем музее этот экспонат числится под названием «Первобытный календарь» и наряду с  другими  археологическими экспонатами он включен в альбом «Художественное наследие Владимирского края  с палеолита до начала железного века» (5)
          Правая часть костей таза оленя.
Имеет ровные поперечные сколы. Возможно использовалась как ручка посоха (5)
          Копчиковая кость таза оленя.
Имеет ровные сколы, имитирующие голову барана (5).
          Клык пещерного медведя.
Имеет круговой пропил у основания для крепления ремешка подвески.(5)
           Часть ребра бизона.
Имеет ровные поперечные спилы. С одной стороны губчатая ткань выбрана, образуя полость для крепления лезвия каменного ножа.


           Находка следов пребывания в Мещере людей верхнего палеолита – своего рода – научная сенсация. Автору не удалось обнаружить публикаций на эту тему по археологии Мещерской низменности.          
 Однако найти  орудия труда, следы захоронений людей той эпохи до сих пор не удалось. Можно сделать предположение, что длинные узкие полуострова Гусевского физико-географического округа могли использоваться палеолитическими охотниками в качестве загонов для животных. Убитые животные частично использовались для питания самих охотников. Разделанные туши переносились в основное стойбище, которое, в этом случае, должно было находиться где-то в ближайшем районе Окско-Цнинской гряды. 
        О.Н. Бадер еще в конце 20-х годов прошлого века провел серию раскопок по берегам мещерских озер  и по реке Пре. Первая стоянка эпохи мезолита  была открыта им близ деревни Владычино Рязанской области еще в 1928 году.
         В юго-западной части Гусь-Хрустального района  обнаружено около 30 мезолитических поселений человека, расположенных на возвышениях в поймах рек, на мысах или краях невысоких террас поблизости от воды, часто на островах посреди болот, которые когда-то были озерами. Поселения невелики по площади, время их существования иногда занимало не одно тысячелетие и даже не один археологический период.
               Значительные раскопки проводились на двух памятниках эпохи мезолита близ деревни Тюрьвищи на реке Бужа. Это стоянки Микулино и Петрушино.(6)
        На территории нашего района находились и другие мезолитические поселения. А такие стоянки как  Колпинская, Бутовская, Зименки, Мочаловка, Нарма отнесены археологами к неолитической эпохе раннего времени. Это подтверждает предположение ученых, что носители верхневолжской культуры, успешно развившейся здесь в эпоху неолита, являлись потомками местного мезолитического населения, а сама культура является связующим звеном между мезолитом и неолитом – новым каменным веком.
        В пределах юго-западной части Гусь-Хрустального района обнаружено более сотни неолитических поселений человека. Обнаружены обработанные костяные изделия, предметы искусства и даже погребения. 
           Эпоха неолита в нашем крае представлена рядом археологических культур:
       1). Верхневолжская культура (конец VI начало IV тыс. до н.э.).
       2). Группа культур ямочно-гребенчатой керамики (VI-III тыс. до н.э.):
               а) льяловская, б) балахнинская, в) рязанская.(6)
 С течением времени, примерно в середине III  тысячелетия до н.э., все три культуры ямочно-гребенчатой керамики прекращают свое существование. Но вместо них,  появляются предметы новой археологической культуры – волосовской (2-ая половина III – сер.II тысячелетия до н.э. )  Волосовская культура знаменует собой в Мещерском крае окончание эпохи камня и переход к эпохе металлов – медно-каменный век – энеолит.
  Следы пребывания волосовцев в Гусь-Хрустальном районе повсеместны. Их поселения открыты на реках Буже, Гусь и  Колпи. А в 4км. от села Нарма, в междуречьи Гусь и Бужа обнаружен курганный могильник в виде 12 невысоких, сильно расплывшихся насыпей. Изучены остатки полуземляночных жилищ волосовцев четырехугольной формы, соединяющихся друг с другом коридорообразными переходами. Внутри имелись очаги.(6)
          При раскопках волосовских поселений на побережьях Мещерских озер ученые – археологи обнаружили десятки объемных изображений головок водоплавающих птиц из кости, глины и камня, а так же флейты из трубчатых костей журавлей.(3) Все это свидетельствует в пользу предположения, что в этой части ареала, у людей волосовской культуры существовал культ водоплавающих птиц, прежде всего гусей, что немаловажно для обьяснения происхождения гидронима Гусь, как альтернативы растиражированной финно-угорской «hussi» - еловая или хвойная. Хотя данные палеэкологии свидетельствуют о преобладании в Мещере, в т.ч. речном коридоре р. Гусь, еще в конце первого тысячелетия нашей эры, дубово-вязовых растительных ассоциаций с незначительной примесью сосны (7). 
 Было отмечено, что кости водоплавающих птиц, уток и гусей, найденные при раскопках волосовских поселений в районе Мещерских озер: Шагара, Великое, Святое более массивны, нежели это положено дикой птице.(1,2) Отсюда можно сделать вывод, что жители озер обрезали утятам маховые перья, чтобы птица не могла улететь, и оставляли зимовать на озере. Видимо, это был первый шаг к одомашниванию гусей и уток.






                Выводы.

1. Юго-западная часть Гусь-Хрустального района в междуречье рек Гусь и Бужа представляет собой, благодаря сложившимся здесь  много тысячелетий назад благоприятным для человека природным условиям, уникальный для археологических исследований район.
2. Находка в Мещере, в черте г. Гусь-Хрустальный, следов пребывания людей верхнего палеолита  – научная сенсация. Необходимо продолжить научный поиск в этом направлении на территории Гусь-Хрустального района.
3. В ареале обитания, куда входит и современная юго-западная часть Гусевского района, у людей волосовской культуры существовал культ водоплавающих птиц, прежде всего гусей, что немаловажно для обьяснения происхождения гидронима Гусь, как альтернативы растиражированной финно-угорской «hussi» - еловая или хвойная.

Литература.
1. Каверзнева Е.Д. Шагарский могильник конца TII - начала II тысячелетия до н.э. в Центральной Мещере. РА. 1992. №2.
  2. Каверзнева Е.Д., Емельянов А.В. Предметы искусства и украшения с поселения Шагара-Н в Озерной Мещере. Археологические памятники Окского бассейна. Рязань, 1996.
 3. Кашина Е.А.,. Емельянов А.В. Костяные изображения птиц финала каменного века Мещерской низменности. Археологические памятники Окского бассейна. Рязань, 2007.
4.Скулов Н.   Заповедными тропами Мещеры. Изд.ООО НПО «Маштекс» - Владимир, 2004, с. 46.

5. Усанов Е.Н. Художественное наследие Владимирского края  от 
      палеолита до начала железного века. Владимир. «Реко» 2008, с. 5, 8,12.

6.Усанов Е.Н. Диалог культур: 100 веков. Владимир «Реко» 2009,
     с. 7,9,41.

7.Впечатления о Мещере. Под ред. Пичугина А. и Энн Смит. Доклад по   
   результатам работы Российско-Британского семинара «Мещера».   
  Отделение Наук об Окружающей Среде Хартфордширского
  университета. 1994, с.16.


Рецензии
Уважаемый Николай!
Оч.чень интересная тема..
Сам написал несколько книг (историчности и в поэме..) о Древнейшей Руси..
Заходите ВКонтакте: http://vk.com/russi_don

Длявасъя Фролов   15.09.2021 09:09     Заявить о нарушении