За что я люблю рок-группу Deep Purple

За что я люблю и уважаю легендарную, классическую рок-группу “Deep Purple” (1968 - по наши дни, Великобритания, Англия, Хартфорд).

Примечание: это не первая моя статья про данный коллектив. Поэтому, чтобы не повторяться, здесь будет иной подход...



Звучит последний аккорд “Child in time”. Я медленно открываю глаза и прихожу в себя. Тишина. Но в голове ещё отдаётся звук натянутых струн старого пианино... В заброшенном доме… Находящимся где-то в… космосе… Бесконечной вселенной… Среди мириад звёзд… Высоко-высоко над нами…

Именно так мне всегда представляется эта композиция. Музыка во вселенной, философия жизни, психология человека…

«Милое дитя во времени,
Ты увидишь линию,
Линию, прочерченную между хорошим и плохим»…

Сильно… И образы, возникающие в моей голове, как несуществующее видео на эту десятиминутную композицию, ещё больше настраивают на драматизм…

А потом, включаю “Shield” со второго альбома, с совсем другим вокалистом и… растворяюсь… Медленная, ровная баллада, к середине полностью превращающаяся в классическую музыку с симфоническим оркестром, а к концу – в лирический и мелодичный арт-рок…

И это всё - одни и те же музыканты… Э-э, почти. Да, вокал и бас разный. По диапазону, характеру, подаче, типажу. Но трое ребят, как главное звено, костяк, звучание коллектива, одни и те же. Это Джон Лорд – клавишные, Ритчи/Ричи Блэкмор – гитара и Иэн Пэйс – ударные… Сильно…

Джон Лорд - спокойный и уравновешенный дипломат, любящий и уважающий серьёзную классическую музыку.
Ритчи/Ричи Блэкмор - таинственный и молчаливый, но с огнём в глазах, гитарист-виртуоз, который дома слушает средневековую музыку, а в студии "пилит" так, что, аж, "стружка" идёт.
Иэн Пэйс - "бизон" за барабанами. Ходит легенда, что он с кем-то поспорил, что сможет гонять простую монетку по стене. И что вы думаете? Он выиграл этот спор! Я даже представить себе такое не могу, а тут. Хорошая легенда...

 
"Deep Purple" - один из трёх главных "монстров" хард-рока. Помните? Как всё зарождалось в конце 60-х годов XX-го века?..

1. "Deep Purple" (классические вставки, долгоиграющие гитарные и клавишные проигрыши, умопомрачительный барабан, многогранный вокал).
2. "Led Zeppelin" (виртуозная обработка блюзов, новаторская акустика, свой стиль, гармошка, клавиши, барабан, мощный вокал).
3. "Black Sabbath" (отцы-создатели мрачного стиля, страшилок, мистических историй с мощным, давящим басом, крутой гитарой, чётким барабаном и многогранным вокалом).

О, да... Это было нечто. Но вернёмся к "Deep Purple".


“Deep Purple”… Безусловно, у них второй состав (Mark 2) считается самым успешным и значимым (c Иэном Гилланом на вокале и бас-гитаристом Роджером Гловером). Но! Это не означает, что мы должны браковать их ранние работы (Mark 1, с Родом Эвансом на вокале и Ником Симпером - на басу), или же некоторые последующие, такие, как “Burn”, “Stormbringer”, где фигурировали Ковердэйл-Хьюз (Дэвид Ковердэйл – вокал, Гленн Хьюз – бас, Mark 3)… Да даже “Come taste the band” неплох (Mark 4), учитывая, что там уже нет великого и неутомимого Ритчи (на гитаре - Томми Болин). Ну, и некоторые альбомы с последним гитаристом (которого я, в шутку, ещё со школьной скамьи, любя называю «чувак из «Олимпии», так как именно на этом французском концерте с ним и познакомился) - Стивом Морсом, оцениваю весьма и весьма высоко. Это “Purpendicular”, “Abandon”, “Bananas”… Вот-с…

Вообще, их можно слушать месяцами, гоняя по 10 раз каждый диск с первого по последний, всякий раз находя всё больше и больше красивых песен, так что... Тут, уж дело вкуса. 

Браковать качественную музыку не стоит… Можно специально быстро пройти полюбившиеся альбомы(желательно коллекционные издания: "In rock", "Fireball", "Machine head", "Burn", "Purpendicular"), чтобы получше оценить новые, незнакомые, забытые, но браковать таких грандов не стоит...

Верно... А по сему, я люблю и уважаю эту группу за… Впрочем, сегодня можем обойтись без цифр…

Уважаю за разнообразие, не доходящее до безобразия. Люблю за гитару, клавишные (орган), барабан, чёткий бас и многогранный вокал. С удовольствием слушаю их первые альбомы, в которых подчёркиваю серьёзное отношение к делу, одарённость и новаторские, смелые ходы.

Люблю их за короткие песни, долгоиграющие композиции, мелодии без слов… С интересом перевожу некоторые их работы, внимательно вслушиваясь в интонацию, характер и подачу…

Постоянно что-то себе представляю… Часто возникают образы…

Также рад за справедливость некоторых моментов их истории…

(Примечание: прочитав про эту группу 5 толстых книг, я с полной уверенностью могу говорить об этом… Меня, конечно же, распирает поведать вам все эти моменты, но ограничусь я лишь одним: мне показалось правильным и справедливым признание того факта, что легендарная композиция “Child in time”, это переделанная версия мелодии “Bombay calling”,  американской арт-рок группы “It’s a beautiful day”. То есть, “Deep Purple” признали, что они позаимствовали и использовали чужую композицию, переделав её под себя. Однако дело до суда за авторские права не дошло, так как менеджеры группы подарили американцам настоящую мелодию самих “Deep Purple” – “Wring that neck”, которую те тут же использовали в своём следующем альбоме, изменив и название, и саму композицию под себя. И все были довольны)…

Ещё… я рад тому факту, что эта группа сблизила меня с отцом, сделав нас не просто членами семьи, а очень хорошими друзьями. Вот представьте себе. Взрослый, начитанный, воспитанный и всесторонне развитый человек. И я, тогда ещё подросток, мальчишка, у которого на уме одни лишь девочки, да современный рок. И он показывает мне совсем иной мир. Мир, где группа может быть такой культурной, красивой и артистичной. И отец ставит “April” с третьего альбома. Да… Это было хорошим знакомством. Я бы даже сказал сбитой спесью, так как это способствовало тому, что благодаря “DEEP PURPLE” я стал понимать и различать музыку, а также разбираться в своих пристрастиях, выбирая группы по душе, а не те, что модны или популярны…

Ещё я обожаю их за легендарное турне “Made in Japan” 1972-го года. Очень трудно найти у других групп что-то по силе равноценное этому (но есть, у некоторых, не спорю)… 

"Deep Purple".

1. Всего Mark 8 (восемь составов. То, что второй состав трижды сходился - посчитаем за один раз).
2. 21 студийный альбом (концерты, сборники сюда не входят. 21. Ну! Видите? Можно гонять месяцами!.. Пока из ушей не полезет).
3. Барабанщик Иэн Пэйс - единственный кто участвовал во всех составах группы (был во всех Mark). 
4. И многое, многое другое...

Вот-с… Об этом коллективе можно ещё немало, что сказать, но коснувшись “April”, я почувствовал, что хочу прерваться и послушать её. Кстати, тот факт, что в ней лишь приглашённый симфонический оркестр, а всё остальное группа делает сама, делает композицию ещё сильнее. Ведь это уже не просто рокеры, способные сыграть парочку нот, это, простите, одарённые гении, нашедшие своё законное место в этой серой жизни…

“Deep Purple” это не только заводной рок, в духе “Smoke on the water”. Это не только группа встряска. Здесь можно учиться игре на музыкальных инструментах. И учиться серьёзно, ответственно и с душой… Как начинающему художественному исполнителю, так и истинному рок ценителю... 

С этим коллективом я прощаюсь, завершая серию рассказов о нём. Грустно немного, но, что мне особо приятно, так это то, что будут ещё группы в моём списке, которые так или иначе связаны с ним. Как некие сыны «Тёмно-лиловых»… И это здорово. Это правильно. Это закономерно… История развития рок-музыки, как-никак…


Всего вам доброго и хорошего…

Алекс Джей Лайт.


   


Рецензии