Персонаж Шинели жив!

Перечитывал «Шинель» Гоголя и не подозревал, что скоро стану свидетелем и cоучастником истории, подобной той, что описал великий мастер. И где? На родине! Разница лишь в том, что у героя классической прозы отняли элемент одежды. А в нашем случае отобрали целый автомобиль…

Мои предки – из Беларуси. Их родословная уходит глубокими корнями в далекое прошлое. Например, пращуры по линии матери – Шушкевичи жили еще в петровские времена, их имена отмечены в летописях Великого княжества Литовского: селились по берегам водного пути из «варягов в греки», налаживали связь севера с югом.

В советское время племя разбрелось, разлетелось по просторам большого Союза. А зов Родины остался, не заглушить расстоянием.

Так было и на этот раз. Приехал двоюродный брат с Украины, из Харькова. Не надо рассказывать, какая там сейчас обстановка. Беларусь же лечит, успокаивает - что еще надо, кроме природы, чтобы перевести дух! Чтобы поклониться старым погостам да прикоснуться босыми ногами к тропам далеких предков!

Но случилось вот что.

…На его авто, с украинскими номерами, отправились в Минск: исполнить одну просьбу – купить в городе приставку к телевизору. Дело в том, что Беларусь перешла на цифровое телевидение, и теперь без преобразователя сигналов в деревенской хате не обойтись.

«Только имейте в виду, - предупредили родственники, - под Минском есть участок платной дороги, поэтому не забудьте свернуть, если не хотите тратить деньги»…

«- А где сворачивать?»

«- В Логойске, на Острошицкий городок поезжайте».

…Шуршит асфальт под колесами, справа и слева леса заповедные – красота! Трасса Лепель-Минск, в границах Витебской области, широкая, удобная – наслаждайся!

…Под Логойском, на автозаправке, остановились, чтобы уточнить дальнейший курс. Пояснений нигде не было, лишь обычный указатель - «Платная дорога» – такие ставят, обозначая названия населенных пунктов. Но нам повезло: на заправке пили кофе дорожники-инспекторы, и мы подошли: «Скажите, где нам свернуть на Острошицкий городок, чтобы миновать проезд за деньги?» Они изумленно вскинули головы: «Кто вам сказал? Оттуда вы снова попадете на платную дорогу…»

И посоветовали избрать другое направление, что было не совсем понятно. Мы решили не рисковать, а купить «пропуск», и ехать прямо. Девушка-оператор очень долго заполняла нужные формуляры, затем сказала, сколько это будет стоить – 800 тысяч белорусских рублей, мы наскребли необходимую сумму, скинулись, и она торжественно вручила электронное устройство, добавив, что вся дальнейшая информация в приложении.

Стали читать: бортовое устройство крепится к лобовому стеклу. «Если оно металлизированное, - шло предупреждение, - то за получением информации следует обратиться к поставщику вашего автомобиля».

- Валера, - спросил я брата, -  где искать производителя?

- А хрен его знает…

Его авто был - старенький «Вольво», 1992 года «рождения». И Валера, не раздумывая, «шлепнул» маячок на обзорное окно.

Не успели вырулить, как: тормози! Тот же наряд инспекторов, но уже при исполнении служебных обязанностей: с биноклями на груди. Бинокли – как оружие, для выслеживания иностранных номеров.

…Валеру долго не выпускали из служебного микроавтобуса. А вышел он потерянный и абсолютно расстроенный: штраф на 800 евро! «Нарушил законодательство Республики Беларусь», -  хмуро прокомментировал задержание.

Не может такого быть! – вертелось в голове. – За что?

Оказывается, брат и не подозревал, что за ним тянется «след».

А было так. Валера посещал, как и я, каждый год родину отца. Спешил, мчался  ночью, когда поток встречного транспорта не столь интенсивный. Да и границу пройти проще – не надо стоять в очереди. От границы гнал по гомельской трассе. Видел, что она во многих местах обновлена, и стояли некие знаки, но считал, что они его не касаются.

А с 2013-го года вся трасса уже была под контролем электронного наблюдения, фиксировались все иностранные машины. Дорога была внесена в особый реестр. Проезжая по ней, надо было платить по четыре евро за каждые сто километров. А так как он этого не делал - за два года восемь раз попадал на расцененный участок, - то «накрутил» кругленькую сумму: по 100 евро за каждый случай!

Да, дорого обходилась ему встреча с родными местами.

- Как же так! – возмущался он. - Я неоднократно пересекал границу, въезжал и выезжал, однако никто ни разу не предъявил претензий, не обвинил в игнорировании белорусских законов.

Инспекторов этот вопрос не волновал, нам было приказано следовать «куда следует», и привели нас к логойскому отделению Беларусбанка, где было безапелляционно заявлено: «Платите!»


Всё происходило настолько неслыханно, жестко и бесповоротно, что походило на случай с Башмачкиным: помните, героя «Шинели» раздели прямо на улице!

Денег у нас не было, обескураженные, не знали, как быть. Звонок в украинское посольство был «мертвым» - там не отвечали. В другом посольстве посоветовали позвонить родным: чтобы перевели сумму на карточку (чего у нас тоже не было). Обращение в министерство иностранных дел Беларуси было воспринято как не по адресу – это не их сфера деятельности.

Оставалось одно: искать правду, обивая пороги министерств и ведомств, идти по инстанциям - по аналогии героя из классического произведения Гоголя.

Машину арестовали, поставили на прикол. «А если подбросят компромат или еще что-нибудь похлеще?» - мелькнула мысль.

В Минск прибыли на общественном транспорте, и сразу же направились к тем, кто непосредственно отвечает за введенную услугу – в «BelToll». Искали долго. Оказывается, улицу, по которой был указан адрес, переоборудовали, застроили новыми зданиями, и оффис затерялся в лесу новостроек. Оказалось, что владелец системы «BelToll» - ГУ «Белавтострада», а оперирует системой иностранное общество с ограниченной ответственностью «Капш Телематик Сервисиз» (Австрия).

Невольно всплыло сравнение. Нашего деда – Луку Шушкевича – замучили в Маутхаузене, в австрийских Альпах. В горах под Линцем у Гитлера были подземные военные заводы, туда насильно угоняли белорусских мужчин в качестве рабов, вытрясая из них последние силы. Дед умер от истощения в феврале 1945 года. Знал бы он, что его внукам будет ограничен доступ к родным местам, да с помощью чьих устройств? Австрийских линз!

Девушка – сотрудница «Капш Телематика» предложила написать претензию: бывают случаи, пояснила она, что электроника дает сбои.

«Претензия рассматривается в течение пятнадцати дней», добавила она, а машина была нужна срочно: у нас истекал срок пребывания. Надо было что-то делать немедленно.

Отправились в министерство транспорта и коммуникаций. Наивные – кто вас там ждет? Естественно, о допуске к ответственным лицам даже речи не могло идти, и нас отвели в отдел придорожного сервиса. Мы настойчиво доказывали необоснованность наложенного взыскания, а перед глазами снова замаячил концлагерь - "придорожный сервис". Землю деда, где ступала его нога, которую обхаживали поколения предков (историческое городище Веребки), отвели предпринимателю, а тот изувечил ее до неузнаваемости, обнес колючей проволокой и устроил подсобное хозяйство. Ради чего? Ради автостоянки и машин на оживленной автотрассе.

Выслушивать нас никто не собирался. Все это время начальник отдела даже ухом не повел – по-барски, закинув ногу за ногу, разговаривал с кем-то по телефону, а отдувалась его работница, симпатичная девушка.

Как же так, говорили мы, поборы задним числом сродни грабежу на большой дороге. Почему нет шлагбаумов, турникетов, да хотя бы больших предупреждающих щитов: «Водитель, будь внимателен! Ты въезжаешь на особый участок пути!»?

А это не обязательно, - парировала сотрудница.

Как же не обязательно? А новые знаки? Разобраться в их «какофонии» затруднительно. Есть разные условия для машин «<3,5т»  и  «>3,5т». Увидеть ночью, какая там стрелка, - сложно. К тому же, сбором облагается транспорт «не из таможенного союза». А кто входит в этот союз? Спросите любого – с ходу не ответит.

Голову сломаешь, вникая в некоторые нюансы новшества. Вот фраза из договора, регулирующего отношения водителя и «Белавтострады»: «Я подтверждаю, что количество осей транспортного средства, фиксируемого при персонализации каждого устройства электронной оплаты в отношении транспортного средства с допустимой общей массой более 3,5 тонны, определено с моих слов».


Понятно, что страна нуждается в денежных средствах, понятно, что надо их вкладывать в расширение дорог и обустройство. И никто не отрицает необходимость платного передвижения. Однако не за счет же информационного голода, казуистического подхода и дерзких поборов сродни насилию. Как-то нецивилизованно это. А отношение к потомкам своего народа? Приезжаешь в отцовский дом, а тебе счет за услуги в двойном размере! Такое впечатление, что иностранец - нежеланный гость в Беларуси. Почему? Он же оставляет в стране валюту! И, чем чаще он ездит на родину, тем выгоднее государству.

Поездка за границу начинается с посольства. Что, трудно предупредить человека о поджидающих неожиданностях? Есть же в анкете графа: как вы будете передвигаться. А если человеку виза не нужна, его надо иным способом проинформировать. Мы же выросли при общем транспортном коридоре – в Советском Союзе, где не было ограничений в сфере передвижения.

Где же узнать иностранцу об очень важном белорусском нововведении?

Специально, при возвращении, поинтересовался информацией на пограничном переходе с Латвией. Показали два невзрачных переносных стендика с одним и тем же набором буклетов – сложным, «закодированным» разъяснением электронной оплаты за проезд. Об объездах, бесплатных маршрутах вообще речи нет.

Приходит на ум сравнение. В Беларусь не оформят въезд, пока не заплатишь  страховку: без нее документы не выдадут. Может, такие условия распространить и на тех, кто въезжает на транспорте? Ведь любая машина – это давление на природу.

Мы настаивали, чтобы автомобиль освободили. Водитель не выедет из Беларуси, пока не рассчитается за нарушение. Однако – напрасно, нас не слышали. Снова попросили написать письменное заявление:

- Приходите завтра, примет министр.

А куда деваться на ночь? Попросились на ночлег. «У нас нет ни гостиниц, ни общежитий». Короче, выставили за дверь.

...Наутро, к девяти ноль-ноль, прибыли снова в министерство. На этот раз охрана отказалась вообще запускать – наверное, получила соответствующее указание. Мы уже не «качали» свои права, а стояли тихонько в углу лестничной площадки…

И всплывал образ бедного Акакия Акакиевича: каково ему было тогда? Полтора века позади, а чиновники как были «при столах», так и остались. Неистребим их потенциал!

…Спустя час вышел сотрудник и сказал, что министр занят, что нам надо ехать в транспортную инспекцию. И поспешить, так как «ответственное лицо», которому было поручено принять, тоже спешит на совещание.

«Отфутболили», - коротко прокомментировал мой брат.

Он был прав. «Спешащий на совещание» отрезал раздраженным тоном: «Сами виноваты! Незнание законов не освобождает от ответственности».

Остается к этому добавить, что в подобной ситуации оказались уже тысячи людей. Инспекция завалена заявлениями и просьбами, а среди жителей гуляют жуткие рассказы: как девушку-белоруску, которая ездила с иностранными номерами, «обобрали» на 12000 евро!

Весь этот вал скоро хлынет в международные инстанции. Кому это на руку? Беларуси? Ее имиджу? Вряд ли. Она так прекрасна, моя Родина.


25.10/15


Рецензии
Ну просто страшно. Хорошо , если есть чем платить. А если нет? Читается интересно, занимательно! Благ, Творческих успехов!

Ирина Маркова 4   25.02.2016 06:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирина.
Тема этой истории - человеческая нелюбовь к ближнему. Я поразился. Сколько знаю белорусов - они были очень отзывчивыми людьми. Не говорю уже о дедушках и бабушках. А тут! Что случилось? Перемены не коснулись высшего эшелона власти. Затвердели начальнички. Живуч, зараза, чиновничий беспредел.

Василий Азоронок   25.02.2016 22:42   Заявить о нарушении