Эдвард Пейсон. Все сотворено для Христа

ВСЕ СОТВОРЕНО ДЛЯ ХРИСТА!
Эдвард Пейсон  (1820)

Ради чего появились все существа и миры? Вероятно, это первый вопрос, который взгляд на сотворенную вселенную может возбудить в пытливом уме. Для чего и с какой целью они были созданы - это, с высокой вероятностью, будет вторым вопросом. Есть один вдохновенный отрывок в Ветхом Завете, и другой в Новом, которые содержат прямые ответы на оба этих вопроса. В Ветхом Завете мы читаем, что Господь сотворил все вещи для Себя, и даже нечестивого блюдет на день бедствия, и в Новом, что все вещи были созданы Христом и для Христа. На первый взгляд, эти отрывки отличаются не только по языку, но и по настрою. Первый утверждает, что Бог творит все; второй заявляет, что все было создано Христом. Первый заверяет, что Господь создал все вещи для Себя; последний - что все вещи были созданы для Христа. Для тех, однако, кто верит, что Иегова Ветхого Завета есть Иисус Нового, по-видимому, эти различные утверждения окажутся совершенно последовательными. Они вспомнят утверждения Господа нашего: "Видевший Меня видел Отца"; "Я и Отец одно", и легко согласятся и почувствуют, что выражение "Господь сотворил все для Себя"  является синонимом другого: "Все вещи были созданы Христом и для Него". Рассуждая об этом отрывке, мы попытаемся проиллюстрировать конкретнее общее утверждение, что все вещи были созданы для Христа. Чтобы никто не мог заподозрить нас, что мы утверждаем нечто большее, чем допускает наш текст, мы должны процитировать оставшуюся часть стиха. Апостол говорит о Христе:  "Им  создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, престолы ли, господства, начальства, власти, все вещи были созданы Им и для Него" (KJV). Из этого отрывка представляется очевидным, что есть вещи видимые и невидимые, то, что на небесах, и то, что на земле. Но все видимое и невидимое, пребывающее на небе или на земле было создано для Христа; все это было создано ради Его славы и для содействия Его целям. Сейчас я постараюсь объяснить это более конкретно.
1. Небо было создано для Христа. Тому, что есть место, называемое раем, где присутствие Бога проявляется особым образом, место, которое является в своеобразном смысле жилищем Его святости и славы, обильно учат Боговдохновенные писатели.  Некоторые, правда, предположили, что небеса есть только состояние счастья, а не конкретное место, но легко показать, что это предположение является необоснованным; ибо хотя Бог вездесущ и Его присутствие может сделать небом любое место для любых существ, тем не менее прославленное тело Христа не может быть везде. Это тело, каким бы величественным, изысканным и чистым оно ни было, должно пребывать в определенном месте,  и место, где в настоящее время пребывает прославленное тело нашего Искупителя, есть рай. Павел сообщает нам, что Христос вошел в самое небо, и что Он воссел одесную Бога на небесах; и в другом месте он говорит, что хотел бы отойти и быть со Христом. Сам наш Спаситель в Своей  последней молитве говорит: Отец, Я хочу, чтобы те, кого Ты дал мне, были со Мной, где Я, и видели славу Мою. В дополнение к этим доказательствам, мы можем наблюдать, что тела Еноха и Илии должны были быть в каком-то определенном месте, будучи удалены из этого мира, и что прославленные тела святых, которые будут воскрешены в последний день, должны пребывать в каком-то месте после своего воскресения. Небо, следовательно, не есть просто состояние, но место, причем отчасти подобное этому миру. И те же самые аргументы, которые доказывают, что есть такое место, как небо, доказывают, что небо было создано ради Христа. Бог есть чистый Дух, и о Нем нельзя сказать, что Он пребывает в каком-то месте больше, чем в другом. "Не наполняю ли Я небо и землю, говорит Господь"? Более того, псалмопевец говорит: "Сойду ли в преисподнюю, и там Ты". Поэтому, если Бог есть Дух, могло бы не быть никаких оснований для создания материального неба. Не было никакой необходимости в таком месте и для ангелов; они также духи, и везде, где они находятся, они видят лик Бога, так что им не обязательно находиться на небесах. Но когда Бог воплотился в Человека Христа, когда Он стал Богом во плоти, то материальное небо стало необходимым местом Его обитания, местом, где пребывают искупленные Им люди и где они могут жить с ним, и созерцать Его дивную славу. Христос говорит о небесах как о Царстве, уготованном для них от основания мира, и в других местах он говорит Своим ученикам: Я иду приготовить место для вас, и если Я иду приготовить место вам, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы там, где Я, могли быть также и вы. Представляется поэтому, что если бы Бог не принял нашу природу в союз с Собой в личности Христа и если бы Христос не искупил тела Своих людей от могилы Своей смертью, не было бы никакого основания для создания материальных небес и, конечно же, они никогда не были бы созданы. Небеса существуют и сотворены не просто для Бога, но для Бога во плоти, или, другими словами, для Иисуса Христа. Они были созданы, чтобы быть царским городом, престолом, дворцом, в котором Царь Сиона будет пребывать и царствовать со Своими искупленными людьми навсегда.
2. Ангелы были созданы для Христа. Задумывая великий замысел искупления, Бог благоволил определить, что Он будет использовать высоких, но тварных духов в совершении его. Именно ради этого были созданы ангелы. Они всегда пребывали в поклонении Христу. Когда Он пришел в мир, все ангелы поклонились Ему. Они также используются Христом для выполнения Им Своих целей любви к Своему народу. "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение тем, кто должен наследовать спасение?". трудно, если не невозможно, указать на какое-либо дело, совершаемое ими, которое не было бы каким-то образом связано с делом искупления Христова. Именно поэтому они и названы ангелами Его. Господь Иисус послал ангелов Иоанну. Он явится с неба со Своими  могущественными ангелами. И хотя эти возвышенные духи созданы таким образом, чтобы поклоняться Христу и служить Ему, некоторые из них отпали от своего изначального состояния. В каком именно грехе они были виновны, мы не знаем, но так или иначе они отказались выполнять обязанности, возложенные на них, и потому были низвержены с небес в ад. И хотя из ангелов они стали бесами, они все еще подвластны Христу; Он держит их в цепях, которые они не могут разорвать, несмотря на все усилия, которые они прилагают против Его Царства. Например, если бы не их искушения, Иуда вероятно, никогда не предал бы своего Господа, а евреи не распяли Его. Но это событие, которое было замыслено людьми с целью свергнуть Его Царство, на самом деле было абсолютно необходимо для его продвижения, и это не нужно лишний раз доказывать.
3.  Ад был создан для Христа. То, что ад есть конкретное место, а также состояние, очевидно из того, что тела нечестивых вместе с их душами будут его населять. Очевидно также, что это место было создано для Христа, если мы согласны, что Он был назначен в совете вечности быть Царем и Правителем Своего Царства, а также Судией мира, и также было предусмотрено, что будут верные Ему, а также бунтовщики, и что для пресечения бунта и наказания непокорных необходима тюрьма. Поэтому ад был создан как тюрьма, в которой окажутся враги Христа, враги мира и счастья вселенной, и огонь ада готов для нечестивых.  Одним словам, ад был задуман ради Христа и в рамках замысла Его искупления, в котором должны быть явлены все славные совершенства Божественного характера. И, как небо было создано, чтобы служить явлению славы Божественного милосердия, любви и благодати, так ад был создан, чтобы служить явлению славы Божественной справедливости и гнева.
4. Этот мир был создан за Христа. Она был создан, в первую очередь, для отображения Его природных совершенств, и Его творческой мудрости и власти, в том числе перед ангелами. Соответственно нам сказано, что когда Он полагал основания земли, сыны Божии воспевали Ему хвалу и восклицали от радости.  Кроме того, земля была создана как сцена, на которой всем разумным существам были бы показаны Его нравственные совершенства, и особенно явлена слава Воплощенного Бога и чудеса великого замысла искупления. Земля также была создана, чтобы быть Его владением, местом, где было установлено Его Царство  и где Его избранный народ должен быть подготовлен, по благодати Его, для принятия в Царство горнее. Когда все эти цели будут достигнуты и Христос исполнит их, будет достигнута цель всего творения, и после этого земля будет уничтожена. Тогда видимые небеса разрушатся, разгоревшиеся стихии растают, земля и все дела на ней сгорят, и уничтожение прежнего творения не меньше, чем его создание, явит совершенство его Творца.
5. Человеческий род и все обитатели мира были созданы для Христа. Они были созданы, в первую очередь, чтобы показать способность Бога творить все виды живых существ и образы их бытия. При формировании низших животных Он проявил Свою власть в создании материальных существ, в то время как Его многообразная мудрость проявилась в различных качествах, которыми Он наделил их, и в их пригодности для различных действий и функций, для которых они были разработаны. В создании же человека Он явил Свою способность к творению существ, которые были бы и материальными, и духовными. Объединение материального тела с духовной, бессмертной душой - это работа в некоторых отношениях более прекрасная, чем любое из предыдущих Его дел в творении, явившая новым и поразительным образом ту силу, которой Он подчиняет Себе все вещи, чтобы сформировать такое существо, как человек таких материалов, как прах земной, и наделить его живой душой, которая должна нести образ и подобие Божие, что, по-видимому, невозможно для ангелов; и когда все твари увидели величие совершенной Им работы, они могли лишь заново и еще больше прославить неограниченную власть и мудрость ее Автора.
Во-вторых, жители этого мира были созданы, чтобы быть теми, на кого направлено дело Христа. Предполагалось, что Он должен иметь Царство, которое охватывает все мыслимые виды и образы живых существ, начиная с высочайших ангелов и кончая самым низким насекомым, чтобы Он имел возможность явить Свое совершенство в управлении таким Царством, в распределении счастья по мере сил особей каждого вида и в адаптации всех их отношений, и в результате чего все детали этого сложного аппарата могут работать вместе для достижения Его целей и быть предметами помощи Его провидения.
В-третьих, человеческий род был создан, чтобы Христос мог проявить Свое бесконечное снисхождение к нашей природе. Для того, чтобы явить эту снисходительность наиболее ясным и поразительным образом, было необходимо, чтобы Он принял природу самого уничиженного из разумных существ, природу, зависящую от многих зол и болезней, и в то же время природу разумную и словесную, которую Он мог принять и действовать через нее. Если бы Он взял в союз с Самим Собой природу ангельскую, это был бы менее дивный акт снисхождения, и в равной степени менее очевидный; ангелы являются духовными существами, и Божественная природа Христа является духовной, и союз двух существ чисто духовных не может быть столь дивным, как союз духовного Существа нашей природой, которая частично материальна. Мы можем представить себе Бога во плоти гораздо более четко, чем Бога, ставшего ангелом. Мы можем отметить далее, что часть замысленного снисхождения Христа состояла в том, что Он подверг Себя голоду, жажде, усталости, боли и смерти, согласно человеческой природе, которую Он воспринял. Он должен был для этого появиться в образе хрупкой, греховной плоти. Ангелы не подвластны ни одному из этих недугов. Они не могут ни алкать, ни жаждать, ни уставать, ни умереть. Христос не мог, следовательно, явиться в подобии ангела, как Он не мог таким образом и принести Себя как Жертву. Следовательно, для того, чтобы Ему явить полноту Своего снисхождения, для Него было необходимо стать разумным существом, стоящим ниже ангелов, то есть быть причисленным к человеческому роду.
Наконец,  человеческий род был создан, чтобы Христос мог проявить все Свое совершенство в его искуплении. В этом деле были самым ярким и замечательным образом явлены все Его совершенства, которые когда-либо видели люди или ангелы. Слава Божия явлена  самым блистательным образом в лице Иисуса Христа. Его мощь, мудрость, доброта, справедливость, истина, любовь, милосердие, милость и вера здесь сияют единым и полным блеском, так что мы даже не можем определить, что здесь является самым славным иои прекрасным. Все остальные дела Божьи - это лишь капли, здесь же переполненный источник; в них видны лишь некоторые лучи от этого бесконечного солнца, но в деле искупления, благовестие о славе блаженного Бога, всей полноты Божества, течет одним бесконечным потоком; это поток, который однажды навсегда заполнит до краев каждый святой ум, и в котором все святые существа будут купаться с восторгом всю вечность. Соответственно, мы сказали, что Церковь становится Царством Небесным, являющим все многообразие мудрости Бога; что в деле искупления Он открыл все богатство благодати Своей; что в последний день Христос будет прославлен во святых Своих, и Им будут восхищаться все верные. Даже нечестивцы, что ныне отказываются почтить Христа, будут вынуждены хотя бы против своей воли подчиниться Ему, ибо Господь сделал все вещи для Себя, и даже нечестивого блюдет на день бедствия. Пока Он сдерживает Свой гнев на нечестивых и допускает им идти своими путями, но в Судный день, все они будут вынуждены склониться пред Иисусом и исповедовать, что Он есть Господь; и Он покажет Свой гнев и явит могущество Свое в их вечной погибели.

Размышления

1. Как возвышенна эта тема - достоинство и слава Христа! Утверждения, что все вещи были созданы Им, достаточно, чтобы доказать Его Божественность, ибо Тот, Кто создал и устроил все вещи, должен быть Богом. Но когда в дополнение к этому, мы можем быть уверены, что все вещи были созданы для Него, у нас есть доказательство Его Божественности, которое может быть еще более убедительным. Предположим на мгновение, что Бог может и будет использовать тварь  для выполнения работы творения; можем ли мы предположить также, что Он позволит твари создать все вещи для себя, для собственного удовольствия и славы? Конечно, нет. Он сказал: Я Господь, это Мое Имя, и слава Моя, Я не дам ее иному. Но если Христос не Бог, вся Божественная слава отдается другому. Слава создания всех вещей, власти над ними, руководства ими, искупления и суда над миром - все это дано Христу. Более того, все вещи были созданы с той целью, чтобы слава их творения была отдана Христу. Если Христос не Иегова, вся слава Иеговы отдается другому, и ничего не остается для Него Самого. Но если мы видим, что Христос есть Бог во плоти, трудность исчезает. Воздавая честь Сыну, мы чтим и Отца. Тогда мы поймем, почему все небожители представлены как воздающие славу Сидящему на престоле и Агнцу.  Сидящий на престоле есть Бог, и Агнец закланный - Христос в человеческой природе. Оба неразрывно едины, и человеческая природа Христа является храмом, в котором Господь будет обитать, и в котором святые и ангелы будут воздавать Ему хвалу всю вечность.
2. Исходя из этого можно узнать, что, если мы будем рассматривать каждый предмет в его истинном свете, и справедливо ценить его характер и замысел, мы должны рассматривать его по отношению ко Христу и кресту Его. Крест Христов был предусмотрен от всей вечности, и всю грядущую вечность мы будем оглядываться на него. Крест Христов был, если можно так выразиться, первый объект, который существовал в Божественном уме, и ввиду этой великой вещи было созданои продолжает существовать все остальное. Ввиду Креста имеет место и совершается каждое событие, которое происходит на небесах, на земле и в аду. Конечно, столь великая вещь заслуживает нашего самого пристального внимания.  Мы должны рассматривать этот мир лишь как этап, на котором крест Христов должен был быть возведен, чтобы совершилась великая драма Распятия. Мы должны рассматривать все, что он содержит, только в качестве фона и драпировки для этого величайшего из событий. Мы должны рассматривать небесные светила лишь как лампы, в свете которых это громадное зрелище может созерцаться. Мы должны смотреть на ангелов, людей и бесов, как на подчиненных актеров на этой сцене, и на все волнения и революции в мире, как на подвластные одному этому великому замыслу. Отделите любую часть этого творения, или любое событие, которое когда-либо имело место, от его отношения к Христу, и оно потеряет всякое значение и смысл. Для его существования не будет никаких достаточных оснований; кажется, вообще все на свете будет совершаться зря. Но когда мы рассматриваем вещи и события в связи с Крестом Христовым, каждое из них становится важным; каждая вещь тогда есть часть одного грандиозного, систематического, гармоничного целого, и вся слава принадлежит Сотворившему это целое. Именно такой взгляд на вещи привел апостола к тому, чтобы воскликнуть: "Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа". Друзья мои,  если мы рассматриваем крест Христа в том же свете, в котором он был рассмотрен апостолом, мы скоро найдем силу этих слов в себе, и, испытав чувства этого великого святого, согласимся с его словами.
3. Исходя из этого,  мои христианские друзья, вы можете узнать, какая причина у вас есть для благодарности и радости. Вы, как и все другие существа и вещи, были созданы для Христа. Вы были созданы, чтобы содействовать Его славе и исполнять Его волю. Более того, вы были созданы с целью быть рабами Его, а затем Его друзьями и членами Его Тела. Вы были созданы, чтобы Он мог искупить вас Своей Кровью и освятить по благодати Своей, обитать в вас Своим Духом, сформировать в вас Свой образ, поднять вас на небе Своей властью  и явить неисследимое богатство славы Своей в вас как в сосудах милосердия на всю вечность. Вы были созданы, чтобы в последний день Христос был возвышен в вас как Искупитель и Господь, чтобы Его дело было прославлено в вас и чтобы вы могли восхищаться Им вместе со всеми верующими. Вы были созданы, чтобы, как планеты вращаются вокруг Солнца, пребывать вокруг Христа, Солнца правды, пить свет Его любви и славу Его лучей, и отражать эти лучи в восхищенных взорах вместе со святыми и ангелами во веки веков. Вот великие и благие цели, для которых вы были созданы и предназначены. Вы были возлюблены вечной любовью, и любящей добротой вы были привлечены ко Христу, чтобыы эти цели могли быть исполнены. Цели, ради которых вы были сотворены, одинаковы и неизменны, и тот, кто доверится им,  не может быть разочарован. О, какой это дар - существование и бесконечная жизнь, предназначенная для таких целей как эти! Как великолепны причины радоваться такому дару, свободному благословению великого и славного Дарителя! Найдете ли вы еще где-то такую любовь? Будут ли ваши привязанности обращены на что-то другое? Будете ли вы восхищаться чем-то еще? Если вы были таким образом созданы для Христа - разве не все ваши силы и способности должны быть посвящены Ему? Разве не вся ваша душа должна быть поглощена Тем, Кто бесконечно достоин? Разве вы не должны всегда помнить, что вы не свои, что вы куплены дорогою ценою, что вы обязаны прославить Христа в ваших телах и душах, которые являются Его достоянием? Вы действительно заключили завет и пообещали это сделать. Приходите же с жаждущими умами и сердцами, в сокрушении и восхищении, приходите светящимися любовью и усердием, чтобы возобновить свои заветные обязательства заново на столе Христа. Придите и взирайте на Того, Кем и для Кого было создано все, Кто умирал и умер за вас. Его плоть стала вашей пищей; Его кровь свободно дана вам, чтобы смыть с вас ваши пятна. Послушайте же Того, Кто есть господь и Хозяин всех вещей, Который нежно обращается к вам со словами бесконечной, утешительной любви, говоря: приди, сестра Моя, невеста, к Моему столу; ешьте, друзья, и обильно пейте, возлюбленные! Пейте и помните, что ваших печалей нет больше; вспоминайте Мужа скорбей, Который скорбел и умер, чтобы вашим горестям был положен конец.  Ешьте и помните, что Он ныне готовит вам обитель на небесах, что Он скоро придет к вам и возьмет вас к Себе, и будет пить с вами новое вино в Царстве Отца Своего и вашего навеки. И если вы вспомните своего бесценного Друга и послушаете Его, ответьте Ему: ей, гряди, Господи Иисусе! И доколе Он придет, воскликните едиными голосами: Тому, Кто   возлюбил, и создал, и искупил нас, и омыл нас от грехов наших Кровию Своею, Ему слава, и честь, и держава во веки веков. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии