Братская Могила
И жёны на них не рыдают…
В.С. Высоцкий
Братская могила
Очерк
В деревне Турчаново Воловского района Липецкой области есть братская могила бойцов Красной армии, погибших в годы ВОВ. В ней покоятся останки более 400 защитников Отечества. Сорок семь из них безымянны. До недавнего времени безымянных бойцов в этой могиле значилось 48. В 2013 году в списки там захороненных решением областного военного Комиссариата Липецкой области и администрации Воловского района занесено имя моего отца – Перепелятникова Николая Дмитриевича и на одного неизвестного покоящегося в этой могиле стало меньше.
Долог был мой путь к этой дорогой для меня братской могиле. В похоронке, полученной моей мамой в марте 1943 года, место захоронения отца значилась деревня Воронцовка Вишнедолговского района Орловской области. В годы войны в Орловской области был Вышнедолговской район, переименованный в послевоенное время в Должанский. К Вышнедолговскому району в годы войны относилась и деревня Воронцовка Замарайского сельского поселения Воловского района. В 1954 году при образовании Липецкой области эти земли в неё и были переданы. Деревня Воронцовка находится примерно в 300 метрах от нынешней границы с Орловской областью.
В Орловской области в Краснозоренском районе в годы войны была деревня Воронцовка. Туда недобросовестные работники Орловского областного военного Комиссариата многие годы меня и ориентировали. В селе Орево этого района, а оно расположено рядом с бывшей деревней Воронцовкой, есть и братская могила. В эту-то братскую могилу по версии орловского военного Комиссара, якобы и были перезахоронены останки моего отца, в виду того, что в бывшей деревне графа Воронцова не осталось жителей. Трижды с сыновьями, дочерью и внуком ездил я в с. Орево. Возлагали мы венки и цветы на братскую могилу. Но через местных жителей села Орево, при помощи председателя Совета ветеранов села Красные Зори и местных жителей мы установили, что в Воронцовке Краснозоревского района ни каких захоронений ни когда не было. Ни какие перезахоронения, естественно, оттуда и не производились. В братской могиле села Орево покоятся останки четырёх наших разведчиков, которые осенью 1941 года у с. Орево напоролись на засаду немцев и в бою погибли. Проживавшая рядом с местом гибели разведчиков женщина перетащила тела в рядом находившуюся яму, где сельчане для своих нужд брали глину и прикопала несчастных. Там и покоились те разведчики долгие годы, пока в 1986 году их не перезахоронили со всеми почестями в братсую могилу у сельского кладбища Орево. Директор Оревской школы нашел нам и бывшую школьную пионервожатую, участвовавшую в перезахоронении разведчиков. Больше в ту могилу, поведали нам свидетели перезахоронения, ни кого, ни когда не хоронили. Я написал об этом орловскому военному комиссару, а он мне в ответ пишет, что тех разведчиков хоронили в уже существовавшую братскую могилу. Тогда бывшая пионервожатая поведала, что прежде чем хоронить разведчиков, они с тогдашними директором школы, председателем сельского совета долго подбирали место, где рыть ту самую братскую могилу. Выбрали место на совершенно чистом месте.
С председателем Совета ветеранов Юрием Викторовичем Федосовым, руководством Оревской средней школы и жителями села мы установили место ещё трёх не обозначенных и не облагороженных захоронений в районе их села. На сегодня одно захоронение уже эксгумировано, имена похороненных там пяти красноармейцев установлены, перезахоронение произвели со всеми почестями, над могилой установлен памятник.
Дальнейшие поиски повели меня в Воловской район Липецкой области. Приехали мы с младшим сыном в Волово поздно вечером. Глава района Багров Сергей Петрович был на работе и принял нас. Главе Замарайского сельского поселения Селищеву Сергею Дмитриевичу он тут же приказал свозить нас на братскую могилу в Турчаново, оказать нам всяческую помощь в ночёвке, во встречах с местными жителями. Преклонных лет мужчина житель Воронцовки, которому в 1943 году было семь лет от роду, показал нам место, где были захоронены наши солдаты, погибшие при освобождении их деревни в январе 1943 года. В виду запустения деревни в 1975 году захоронение перенесли в братскую могилу села Турчаново. Он всему этому свидетель. Глава района позвонил и своему заместителю, который был в отпуске, попросил его выйти на следующий день на работу, чтобы помочь нам в поисках.
Так с помощью Воловчан я узнал, что именно в день смерти моего отца 29 января 1943 года воинская часть в которой воевал отец (519 сп, 81 сд, 13 армии) находилась в деревне Воронцовка Замарайского сельского поселения Воловского района нынешней Липецкой области.
Имена многих бойцов похороненных в деревне Воронцовка и на высотах у реки Кишень, на горе Огурец, за которую шли ожесточённые бои и где наши дивизии понесли очень большие потери, остались неизвестными по одной простой причине – при погибших не было ни документов, ни медальонов. Даже те солдаты, которые изготавливали медальоны из стреляной гильзы патрона и хранили их в карманах одежды, в ходе боя могли запросто их потерять.
Жители деревень Воронцовка и Замарайка рассказывали, что после того, как наши войска отогнали немцев подальше от их поселений, по полю боя быстро пробежали несколько военных. У погибших наших бойцов они собрали документы и побежали догонять своих… Когда женщины, старики и подростки хоронили наших солдат, то у кого из погибших находили в карманах медальоны из патронов, письма или какие-то другие записи с именем погибших, записывали фамилии и отдавали списки начальству. У многих солдат в карманах ни чего не было…
Документально известно, что все захоронения времён Великой отечественной, находившиеся в лесах окрест деревень Воронцовка, Замарайка, Турчаново и некоторых других были перенесены в братскую могилу села Турчаново. Во время войны в Турчаново дислоцироварлся военный госпиталь. Умерших в нём красноармейцев хоронили рядом. Так и образовалась та братская могила.
Собранная нами информация не оставила у меня сомнений где покоятся останки моего отца. С моим заключением согласились военный Комиссар Липецкой области и администрация Воловского района. Почему-то до последнего возражал только военный Комиссар Орловщины. Ознакомившись с собранным мною материалом, он даже послал письмо в центральный архив МО г. Подольска с утверждением, что останки моего отца всё - таки покоятся в селе Орево. Пришлось мне письмом в МО и в центральный военный архив попросить ответственных работников этих учреждений объяснить орловскому военному Комиссару, что в ходе боёв во время ВОВ хоронить погибших солдат за двести с лишним километров не возили… Кстати, сведения о названии районов Орловской области в годы войны и послевоенных их переименованиях от военного Комиссара Орловской области я получил только после обращения в МО. Сколько времени было потеряно, сколько информации я мог бы получить от местных жителей Воловского района в семидесятые и восьмидесятые годы… Но бог им судья орловчанам.
И вот, отмечая в январе 2013 года семидесятилетие освобождения Воловского района от немецко-фашистских захватчиков, военный Комиссариат Липецкой области совместно с администрацией Воловского района в списки захороненных в братской могиле села Турчаново внесли и имя моего отца. 9 мая того же года с сыном мы в первый раз возложили на могилу моего отца цветы и венок. Не могли не посетить то дорогое для нас место и 9 мая года нынешнего.
На сей раз, в Турчаново была ещё одна подобная нам семья. Надолго склонилась над надгробием могилы женщина моих лет. Рыдая, молясь и причитая, она тихо говорила: «Как же нам тяжело без тебя жилось после войны. Как мы надеялись, что раз ты пропал без вести, то рано или поздно придёшь домой. Не дожила до этого дня мама, старшие брат и сестра, сколько лет мы тебя искали…»
Несколько лет назад поисковики - энтузиасты на бывшем поле брани нашли останки солдата, при котором был нехитрый солдатский медальон. Криминалистам удалось прочесть фамилию, имя и отчество рядового Токарева М.С. отца той женщины. Владимир Семёнович Высоцкий написал, что «на братских могилах не ставят крестов, и жены на них не рыдают…» Как точны эти слова для дня сегодняшнего. Подавляющего числа жен погибших солдат и покоящихся в братских могилах уже нет в живых. А тем, кто дожил до дня сегодняшнего, уже за девяносто. Но братские могилы не остаются в забвении, их посещают дети фронтовиков, внуки и правнуки.
Районные власти Воловского района к семидесятилетию Победы привели в надлежащий порядок все захоронения Великой Отечественной на территории их района. Восьмого мая власти сельских поселений провели митинги общественности на братских могилах с возложением венков и живых цветов. В селе Турчаново преклонил колено и склонил голову над могилой своих павших боевых товарищей сияющий свежей позолотой бронзовый солдат красноармеец с ППШ.
Около часа пробыли мы с сыном на братской могиле и всё это время туда подъезжали и подъезжали дети и внуки похороненных в братской могиле. Они внимательно просматривали списки погибших, возлагали цветы, подолгу молча стояли, изредка вытирая промокшие глаза…
А. Перепелятников Май 2015 г.
Свидетельство о публикации №215102501656