Новогодняя история

            - Мужчина! Извините. Скажите, пожалуйста, как вас зовут?
            В тусклом свете фонарей было видно, что женщина не молода, но и далеко не пожилая. На распущенные волосы небрежно наброшена ажурная вязаная косынка. Светлое пальто распахнуто. Глаза словно вцепились в его лицо. В них напряженное ожидание. И сама как натянутая струнка. Словно от его ответа зависит ее судьба.
            - Зачем? – растерялся он.
            - Надо. Ну, пожалуйста. Ну что вам жалко назвать свое имя что ли? Сергей? Константин? Иван?
            Он недоуменно пожал плечами, хмыкнул.
            - Зачем?
            - Ну что вам, жалко, что ли? – женщина чуть не плакала, в голосе дрожь, - Что вам стоит назвать свое имя? Меня, например, зовут Ирина Васильевна. А вас как?
            - А с какой стати я должен постороннему человеку называться? Может, еще и паспорт вам предъявить с пропиской? Биографию свою рассказать?
            - О, Господи!.. Да не нужен мне ваш паспорт и биография! Ничего от вас не надо. Прошу только имя свое назвать.
            - А ключи от квартиры, где деньги лежат, не надо?
            - Нет!
            - А имя мое надо.
            - Да!
            - Ну хорошо. Меня зовут Мефодий.
            - К-а-а-к??!..
            - Ме-фо-дий.
            - Вы… вы шутите?.. Что ли?..
            - Почему же. Вовсе нет. Да, имя несколько… необычное. Редкое имя. Но мое собственное. По паспорту.
            - О, Господи… - женщина мгновенно как будто меньше ростом стала, словно из нее стержень вынули, глаза потухли, углы губ и плечи опустились. Она медленно повернулась и побрела прочь. Он с удивлением смотрел ей вслед. Странная какая-то. Ненормальная. Впрочем, остались ли абсолютно нормальные люди в наше ненормальное время. Но эта уж явно неадекватная. А «неадекватная» добрела до скамьи у ближайшего подъезда и села, вернее, обессиленно опустилась на нее. Концы полов белого пальто обмакнулись в грязную черную лужу (стояла плюсовая погода, и это в конце декабря!). Косынка съехала с головы, медленно сползла по спине и упала. Он покачал головой и пошел дальше. Через несколько метров остановился, развернулся, подошел к скамье. Женщина все так же потерянно сидела словно в забытье.
            - Эй, гражданка. Как вас. М-м-м-м… Ирина Васильевна кажется. Ирина Васильевна, что случилось? У вас беда какая? Ну, хорошо. Раз вам не нравится мое имя, готов стать для вас… да хоть Сергеем или, скажем, Константином. Слышите меня? Меня зовут Сергей. Сергей!
            Она словно выплывала из забытья. Медленно подняла голову. Медленно подняла на него свои огромные печальные глаза. В полумраке трудно было определить их цвет.
            - Меня зовут Сергей. Вы довольны?
            - …Это правда? – с надеждой в голосе тихо спросила она.
            Он вздохнул, поднял с подтаявшего снега ее косынку, сел рядом.
            - Видите ли, Ирина Васильевна, моя мама в детстве учила меня говорить только правду. Строго учила. Но жизнь со временем научила иногда говорить и неправду. Сурово учила. Это вообще сложный вопрос – можно ли врать во спасение. Я думаю, что не только можно, но и нужно. И даже необходимо ради спасения человека, ради чьего-то счастья. Вы со мной согласны?  Ведь правдой можно и убить. А зачем? Так вот, исходя из этих соображений, я вам клянусь, что я Сергей. Хотя, это не вполне соответствует действительности.
            Она пристально вглядывалась в его лицо, но было очевидно, что до нее не доходит смысл его слов.
            - Вы пальто испачкали. Придется в чистку отдавать. Не практичная штука – белое пальто.
            - Это беж, - тихо сказала женщина.
            - Беж? – удивился он, - Надо же. Я думал пальто.
            - Пальто, - кивнула она, - а цвет – беж, светло-бежевый. Не белый.
            - Ну и славно. Вам домой надо идти, наверное. Давайте я вас провожу. Вы, должно быть, не далеко живете. Смотрю нараспашку выскочили, и сумочки у вас нет.
            - Я здесь живу, - вяло махнула рукой на дверь в подъезд.
            - Вот и отлично! – обрадовался он, - В домофон позвонить? Какой номер квартиры?
            - Шестьдесят шесть, - прошелестела она.
            - Хорошее число! – радовался он, - Айн момент! – И он вскочил, подошел к двери, нажал цифры и кнопку вызова. Домофон пропиликал свою трель и отключился. Никто не ответил. Он нажал еще раз. И еще. Безрезультатно.
            - Не отвечают, однако.
            Он еще набрал пару раз. Безрезультатно.
            - Уснули там, что ли.
            - Дома никого нет. Вот ключ, - она достала из кармана брелок с ключами, протянула ему. Он удивленно хмыкнул, подошел к ней, взял ключи.
            - Что ж, Ирина Васильевна, пройдемте в подъезд. Провожаю.
            Поднялись на лифте на восьмой этаж, на кнопку она нажала сама. На лестничной клетке было темно, так же как и на девятом, последнем этаже. Свет горел только двумя этажами ниже. Пришлось ему включить фонарь сотового, чтобы отыскать замочную скважину. Открыл дверь. В квартире тоже было темно. Не входя в нее, нашарил выключатель. Вспыхнул приглушенный зеленоватый свет потолочных светильников.
            - Прошу вас, - сделал приглашающий жест. Она вошла. Он остался за порогом.
            - Ключики возьмите, - протянул ей брелок, - и косыночку вашу.
            - Нельзя через порог. Войдите. – Пришлось войти. Она взяла брелок с ключами, не глядя повесила на крючок, косынку бросила небрежно на полку. – Проходите.
            - Да нет, пожалуй. Я пойду. Поздно уже.
            - Хорошо. Идите. Только ответьте на один мой вопрос. Я так и не поняла: как же вас зовут?
            Он шумно глубоко вздохнул. Резко выдохнул через нос.
            - Как говорится: хоть горшком назовите, только в печь не ставьте. Как вам нравится, мадам, так и зовите. Я не возражаю. Хотите - Филиппом Красивым. Хотите – Ясным Соколом. Хоть Папой Римским.
            - Вы Сергей?
            - Можно и так, - кивнул он, - Так я пошел?
            - А у вас документ какой-нибудь с собою есть? Любой.
            - Проездной билет на автобус годится? Вот, пожалуйста. Тоже документ, между прочим. Видите, печать даже есть. И номер:  33773377. Ха… А номер того… счастливый. Надо же. – Он радостно заулыбался.
            - А больше документов нет? – строго спросила она, не отвечая на его улыбку.
            - Есть, конечно. Но только дома. С собою нет, - развел руками.
            - Тогда мы пойдем к вам. Прямо сейчас.
            - Зачем? – нахмурился он.
            - Чтобы я точно знала ваше имя. Вы все виляете. Врете мне. Не можете прямо ответить на самый простой вопрос. А для меня жизненно важен правильный ответ.
            - Во-первых, мадам, я не впускаю к себе не знакомых посторонних людей. Во-вторых, я стараюсь не иметь дело с людьми странными, уж извините за прямоту. В-третьих, имя мое – Мефодий, о чем я вам уже говорил. Но вас оно почему-то не устроило. Вы так расстроились, что я пошел на уступки, но вас и это не устроило. А посему я откланиваюсь и удаляюсь. Прощайте, мадам. С наступающим Новым годом вас. – Он повернулся, чтобы уйти, но в дверях все же замешкался, - А почему вас не устроило имя Мефодий? Просто интересно?

            Они сидят на кухне. Пьют чай.  Вернее, пьет он. С вишневым вареньем и шоколадными пряниками. Ее бокал не тронут. Она рассказывает.
            - …И тут гадалка мне и выдала: «В последний предновогодний вечер, как на небе загорится первая звезда, выйди за порог дома и спроси первого встречного мужчину как его имя. То и будет имя твоего суженого. Но ты ищи его, старайся, потому как если не встретишь его до истечения этой зимы, то останешься навсегда одна». И где же мне за оставшиеся два месяца найти мужчину с таким редким именем? И о чем только думают родители, называя своих сыновей столь экзотическими именами? – Она так горько вздохнула, что он даже не стал обижаться за своих родителей.
            - Мефодий – имя, конечно, редкое, но не столь уж и экзотическое. Меня в честь деда так назвали, отца моего отца. Героический был человек. Думаю, что ничего хорошего нет, если бы все звались только хорошо знакомыми нам, привычными именами, как Сергей, Саша, Дима, Толик. Ипполиты, Иннокентии, Афанасии, Платоны, Яковы, Фролы тоже имеют право на существование. Сейчас вообще пошла тенденция называть детей старинными именами. И это прекрасно! Что касается … м-м-м, вашей проблемы... Ну, во-первых, стоит ли так уж слепо доверять гадалкам? Вы же интеллигентная, современная женщина, а верите в предсказания и гадания. Средневековье какое-то. Потом, при желании и старании в нашем большом городе наверняка можно найти достаточное количество Мефодиев. Зайдите на сайты знакомств. Дайте объявление в газету, в конце концов. …Варенье вкусное у вас. Плесните еще чайку, пожалуйста.
             - А что означает ваше имя?
             Он пожал плечами:
             - Без понятия. Никогда не задавался этим вопросом. А, кстати, действительно: что означает мое имя?

             Они сидят рядом перед включенным ноутбуком. Он в очках, вынутых из внутреннего кармана, всматривается в монитор. Она ведет мышкой. Негромко комментирует:
             - Так. Пишем: значение имени Мефодий. Ага, вот и ответы: «Греческое. Идущий по следу». Надо же. Вот тут еще более развернуто: «Мефодий – сыщик (греческое). Именины: 24 мая - святой равноапостольный Мефодий, святой Мефодий, 27 июня - патриарх Константинопольский, бывший простым монахом. Знак Зодиака - Близнецы. Планета - Меркурий. Цвет - желто-зеленый. Благоприятное дерево - каштан. Заветное растение - колокольчик. Покровитель имени - жираф. Камень-талисман - хризопраз. Характер: Мефодий - существо переменчивое. Он хороший интеллектуал, очень легко и с удовольствием обучается чему угодно. Он обаятелен и умело этим даром пользуется. Любит пофлиртовать и легко одерживает победы, иногда имеет по несколько любовных связей одновременно, потому что не выносит однообразия ни в быту, ни в работе, ни в сфере чувств.
             - М-да. Не завидую вам. Ваш потенциальный муж – гулена, любитель сходить налево. – Усмехается он, - К тому же сыщик. Значит, будет следить за вами, ревновать. Все гулены – большущие ревнивцы.
             - По себе судите? – съехидничала она.
             - Я, должно быть, нетипичный Мефодий. Сыщицкое дело не по мне. К каштанам, жирафам, колокольчикам равнодушен, равно как и к желто-зеленому цвету. А что за камень такой – хризопраз? Корявое название. Нет, хризопразы мне также не интересны. Обучался всегда с удовольствием, это да. Я и сейчас английский язык изучаю, просто так, для себя. Что касается разных флиртов – то это не мое. Рано женился, в двадцать, будучи еще студентом, и это единственный брак в моей жизни. И ни разу за все годы супружества не было и мысли о левых романах. Пять лет как вдовствую, но и в эти годы обходился без левых связей. Вот вам наглядный пример, как гороскопы, предсказания и гадания врут наглым образом и верить им безоглядно глупо. Стало быть, идущий по следу. Забавно. По чьему-же следу я иду? Поразмыслю над этим на досуге.
            - А вы по профессии, случайно, не сыщик?
            - Бог миловал. Врач я. Стоматолог. Что? Разочаровал?
            - Почему же. Нет. Все профессии важны. А стоматологи тем паче. Надеюсь, вы хороший профессионал. А то мне несколько лет назад один стоматолог так зуб залечил, что я месяца два левой стороной жевать не могла. Вся десна раздулась. Пришлось в другую клинику идти.
            - В каждой профессии есть профессионалы и дилетанты, увлеченные люди и случайные. Вы сами кем работаете?
            - Я тоже имею отношение к медицине. Детский логопед. Работаю в поликлинике, подрабатываю в детском саду. Вы, кстати, слегка подкартавливаете. Хотите, порекомендую вам ряд упражнений для исправления дикции?
            - Типа скороговорки про двух ворюг: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла кларнет»? Мерси, не надо. Мне не мешает это по жизни. Между прочим, среди известных людей немало картавцев. Вождь мирового пролетариата, к примеру. Или…  Да хоть доктор Быков из «Интернов» в исполнении Охлобыстина – отними у него эту особенность, и он половину своего обаяния потеряет. Да что там – все французы, американцы и англичане поголовно картавцы. И ничего, никто не страдает. Я тоже.
            - И славно. И правильно. Вам идет.
            - Ну, ладно. Пожалуй, мне пора. Пойду я.
            - Ну, ладно. Идите.
            Он ушел. Она прикрыла дверь. Посмотрела на часы, висящие в прихожей: 19-20. До наступления нового года оставалось 4 часа 40 минут.

           "Пятнадцать человек на сундук мертвеца. И-о-хо-хо! И бутылка рома", - по телевизору идет старый фильм «Остров сокровищ». Ирина Васильевна сидит с ногами в кресле. Свет выключен, отблеск уличных фонарей играет в граненых хрустальных подвесках люстры. «И-о-хо-хо! И бутылка рома», - машинально повторяет она негромко вслед за пиратом Джоном Сильвером. Думы ее не веселы. Думы ее горьки.
            Раздается звонок телефона.
            - С Новым годом! С новым счастьем тебя! – говорит Зоя, подруга со школьных лет.
            - Вот спасибо, - с чувством благодарит Ирина Васильевна, - особенно за пожелание нового счастья. У меня и старого-то не было.
            - Ты не в настроении, - определяет Зоя, - тебе грустно. А это не правильно. Приходи к нам, прямо сейчас. Мы только своим семейным кругом, больше никого.
            - Не приду. Я не член твоей семьи.
            - Сегодня вечером будешь членом. Мы принимаем тебя в свою семью, хотя бы на новогоднюю ночь.
            - Спасибо. Не приду, - обещает она.
            - Тогда мы соберемся и все явимся к тебе.
            - Не пущу, - обещает она, - Сидите дома. У меня и стола праздничного нет.
            - А мы со своим придем. Сейчас упакуем салаты и пироги, и явимся.
            - Спасибо, Зоя. Не сегодня. Не обижайся.
            - Что ж. Не грусти, Ириш. Я тебя люблю.
            - И я тебя люблю. Спасибо, Зоя. Все хорошо. Увидимся в следующем году.
            - Непременно увидимся. Не грусти, подруга!

            Пиликает домофонная трубка.
            - Кто там?
            - Свои, - уверенно отвечает мужской голос.
            Чуть поколебавшись, все же нажимает на кнопку, открывающую дверь в подъезд, пусть входят, жалко, что ли. Но через полминуты звонят все же в ее дверь. За порогом стоит мужчина по имени Мефодий.
            - Вы? – удивляется Ирина Васильевна.
            - Я, - подтверждает мужчина, - я собственной персоной. Как говорится, дико извиняюсь, но, похоже, забыл у вас свои очки. Они у меня единственные, запасные утеряны ранее.
            - Входите, - разрешает она, - сейчас посмотрим.
            Очки мгновенно находятся – лежат сложенные рядом с ноутбуком.
            - Ура, - обыденным голосом говорит Мефодий, - а то в новогоднюю ночь ни телевизор посмотреть, ни за компьютером посидеть.
            - В новогоднюю ночь надо сидеть с родными и друзьями за праздничным столом, петь, пить, веселиться.
            - Кто бы говорил, - кивает Мефодий на кресло перед телевизором и пустой стол.
            - А вам какое дело? – вышло у нее грубовато.
           - А мне никакое дело, - в тон ей отвечает гость, - любим мы других учить, умные советы давать, а сами… Ладно. Замнем. Вы что же, так и собираетесь всю ночь просидеть в кресле?
           - А что?
          - А то. А то, что последний вечер этого года еще не закончился. Надо повторить попытку. Первую будем считать тренировочной. Я про имя суженого-ряженого.
            - Ах, - вяло машет рукой она, - глупости все эти гадания и предсказания. Сами говорили.
            - Это как сказать! – оживляется мужчина, - Я вам могу рассказать парочку удивительных случаев, когда самые неожиданные и, казалось бы, идиотские предсказания сбылись самым невероятным образом. Пойдемте вместе на улицу ловить первого встречного, имя у него спрашивать.
            - Не пойду.
            - Ну, как хотите, - почему-то обижается мужчина. Он стоит насупившись, смотрит на нее исподлобья, брови нахмурены. Пауза длится довольно долго. Наконец, он прерывает ее:
             - Последний раз спрашиваю: пойдем имя спрашивать или нет?
             - Нет!
             - Тьфу! – сердится он, неожиданно для себя выдает: «Все бабы – дуры!», и сам поражается высказанному.
             - А все мужики!.. все мужики… - она никак не может найти подходящего слова, чтобы парировать сильнее, больнее, весомее, - все мужики..
             - …козлы, - услужливо подсказывает он, - скоты и уроды.
             - Ну почему же, - не соглашается она, - совсем даже не все. Встречаются очень даже симпатичные мужчины. Импозантные, эффектные. Например, …это, как его… Бред Пит, Дэвид Бэкхем, Жан Рено. Только они, которые симпатичные, все где-то там, далеко, за границей.
             - Ну да, ну да. Все прекрасное всегда где-то там, далеко-далече. На Луне. В параллельном мире. В мечтах. А в реальности все всегда будничней. Только это, милая Ирина… Ирина Васильевна, все сказочки. Байки. Вот, к примеру, взять Париж. Привыкли мы вздыхать: «Ах, Париж! Ох, Париж! Город городов. Город – сказка. Город – мечта». Ну да, я так тоже говорил, мечтал там побывать. Ну, побывал. Аккурат этим летом слетал. И что? А то, что лучше бы и не летал. Умерла моя мечта. Жар-птица обернулась потрепанной курицей. Город, скажу я вам, как город. В меру пыльный. В меру грязный. В меру обыденный. Парижанки тоже так себе оказались. Наши москвички куда как эффектнее, и одеваются лучше, и мордашки симпатичнее. Привыкли мы на заграницу кивать. …М-да. И что же?.. Так и будете сидеть всю новогоднюю ночь в этом кресле в одиночестве?
            - А вам-то что?.. Так и буду.
            - Пойдемте. Пойдемте же. Вставайте немедленно!
            - Куда?.. – оно подняла на него свои огромные глаза на уставшем лице.
            - Будем имя спрашивать у первого встречного.

            Первым встречным оказался гражданин по имени Елисей. Они оба обомлели, услышав имя. Потом она горько заплакала. Он успокаивал ее, говорил, что Бог любит троицу и надо непременно еще раз повторить попытку. А гражданин очень извинялся перед ней за свое нетипичное имя. 

            Били куранты. Страна праздновала наступление нового года. Среди повального бурного веселья грустила, тосковала, изнывала в одиночестве женщина, еще не ведающая, что совсем скоро, к концу зимы она выйдет замуж за мужчину по имени Мефодий по профессии стоматолог. И будут они жить долго. И очень-очень счастливо. Дай Бог всем нам так жить.

            25.10.2015


Рецензии
Сказочно-правдивая история! Написано динамично, энергично, захватывающе, читается на одном дыхании. И вериться, что именно так и было, а иначе и быть не могло!
Прекрасная новогодняя история! Яркие образы, имена, картинки. Спасибо автору!
С наступившим вас! мира и вдохновения!)))

Лидия Шатилова   01.01.2023 21:34     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Лидия.
Спасибо за столь доброжелательный отзыв!
С Новым годом Вас! Пусть он будет наполнен удивительными, добрыми, счастливыми днями! Мира всем нам!

Лариса Маркиянова   03.01.2023 17:11   Заявить о нарушении
Спасибо вам, Лариса, за ваши пожелания! Был бы мир и все живы-здоровы, остальное мы все сможем!)) буду вам признательна, если прочтете у меня на страничке одну предновогоднюю историю))
/proza.ru/2019/12/06/266

Лидия Шатилова   04.01.2023 17:52   Заявить о нарушении
Доброе утро, Лидия.
Зашла к Вам в гости. Очень понравилось.
Стихи у Вас необыкновенные, волшебные.
И новогодний рассказ чудо как хорош!
Спасибо за доставленное удовольствие.
С Новым годом!

Лариса Маркиянова   05.01.2023 07:35   Заявить о нарушении
Признательна вам, Лариса! хорошо, когда душе радостно от теплых слов.
Думаю, мы еще найдем, что почитать друг у друга и обменяемся мнениями.
С наилучшими,

Лидия Шатилова   05.01.2023 15:36   Заявить о нарушении