Царь Ирод, как прообраз жестоких правителей

 Как-то раз, на днях, меня увлекло рассуждение над одной ситуацией из Евангелия, а если конкретнее, мой ум занялся подробным анализом поведения Ирода, когда тот узнал о рождении Иисуса и решил, что пророчество о его царствовании относится к приобретению земной власти, а соответственно, по его мнению, угрожает его единоличному владычеству. Как помнится, в связи с этим подозрением, он приказывает перебить всех младенцев в Вифлееме, до двух лет от роду. Незавидная доля, надо признать, выпала солдатам, призванным это дело исполнить, и более еще тяжкая - матерям, вынужденным наблюдать убийства своих новорожденных детей. Тем не менее, при столь обширном и жестокого усилии, Иисуса убить ему все-таки не удается - Иосиф с Марией оповещены Ангелом о готовящемся убийстве и бегут в Египет, откуда по окончанию правления Ирода возвращаются. Однако же, поспешу открыть, какая именно деталь этой истории заставила меня глубоко задуматься - это недальновидность правителя Ирода. Он, настолько любивший власть и боявшийся ее потерять, не предположил даже, что по достижению совершеннолетия Христа, даже если бы Тот был намечен на земное царствование, сам Ирод уже, скорее всего, ввиду старости лет, почил бы совместно с праотцами; не помыслил он также и о том, что в Иудее в поздние годы никто уже практически получал престол единственно по достижению совершеннолетия, даже по итогу восстания, и более того, и самое главное, что если Бог наметил даже простому человеку какое-либо царствование, то этому невозможно противостоять, как нельзя противостоять стихии, природе, которая в полнейшей власти Господа. И примеры тому происходили неоднократно и находили подтверждение свое в священных летописях. Иными словами, мышление Ирода было настолько узко и ограниченно, что говорить о предположении неземного царствования Иисуса Христа - вообще не приходится. В то время, как жестокость его проявилась в полной мере. Но почему, как я считаю, эта трагедия была Богом допущена: переселение в масштабах всего города было попросту невозможно, без вызова подозрений у правителя, да и многие бы не поверили предупреждению. А между тем, дети до двух лет не имеют греха, и все же, этого недостаточно для понимания конечной цели этого допущения. Ирод, убив всех младенцев, наверняка, думает, что он застрахован, и ему ничего не угрожает. Но что происходит некоторое время спустя, если в точности опираться на священное писание:
Матфея 2 гл.
19 По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
В конечном итоге выходит, что, когда смерть постигает Ирода, Иисус - еще младенец, иначе говоря, миновало не более трех лет, а как скорее всего, гораздо менее.
Почему же Бог все-таки допускает эту страшную трагедию, ведь, справедливо полагать, что Он, как вездесущий и всемогущий, мог бы предать его смерти еще до свершения этого страшного преступления, так как от Бога даже и намерения человеческие не скрыты. Но Бог все-таки допустил. И как мной мыслиться для чего: Ирод является прообразом всех властоимущих, проливающих кровь невинную или посягающую ее пролить. Склонно полагать, что Ирод еще, наверняка, не знал о тяжести своего наказания. Знающим же о его поступках и повторяющим их, очевидно, не избегнуть Божьего наказания.

Любопытно, что другой Ирод, правивший гораздо позднее, а именно при деяниях апостолов, именуемый еще Агриппой, настолько возгордившийся, что возомнивший себя Богом, был заживо съеден червями и этому есть точное подтверждение в Библии. Однако же, помимо причисления себе Божественного сана, есть на нем и другие Богопротивные дела. Из деяний апостолов, а если точнее, из 12 главы следует: в то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. 3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, -
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
18 По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром.
19 Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался.
20 Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской.
21 В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним;
22 а народ восклицал: это голос Бога, а не человека.
23 Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.


Рецензии