Отголоски войны или как я искала захоронение дяди

   У моей мамы было 2 сестры и 3 брата. Старшего Мишу забрали на фронт и там он погиб. Вот и все, что я знала. Остальные были очень малы.
И вот спустя 70 лет нашей Великой Победы я решила отыскать следы своего дяди. Благо, что теперь сведения о безвозвратных потерях можно найти в интернете.
Сайтов для поиска погибших много. Я открыла www.ord-memorial.ru.  Ввела только ФИО. Еще я знала адрес проживания, т.е. место призыва.
Открылось, что мой дядя 1922 г рождения, призывался там-то, № его последнего места службы, убит тогда-то и похоронен там-то. А точнее – Пигасов Михаил Михайлович из д. Завязово Звенигородского р-на МО, рядовой 10 Гв.Арм. 369 арм. инж. бат, убит 18.04.1944 в Калининской обл.,  Опочецкий окр., Новоржевский р-н, д. Кузовиха, врайоне, левый берег р. Великая, на высотке, братское кладбище при артобстреле возле д. Стечино.
Я обрадовалась и позвонила дяде Вите (остались только моя мама и д. Витя Пигасов вживых).
Он обрадовался и захотел поехать на могилу к брату, думал (и я наивно думала), что это где-то под Ржевом, а Ржев от Москвы не так уж и далеко.
Он просил узнать, с какого вокзала и поточнее адрес захоронения.
И вот тут-то я столкнулась с непредвиденными обстоятельствами.
Оказалось, что нет уже деревни Кузовиха, тупик.
Но я не сдалась. Обратилась к губернатору Псковской области на прямой сайт с просьбой помочь найти место захоронения.
На следующий день мне ответили. Вкраце – сельцо Кузовиха существовало в полуверсте от нынешнего Пушкиногорского района. Там имеется большое братское кладбище, где покоятся 7000 (!) советских воинов. Среди них 2,5 тысячи неизвестных (!).  И однополчанин моего дяди, погибший днем ранее, вбит в списках захоронения «Чертова гора». У него такие же данные о первом захоронении и тот же батальон. Только он есть, а моего дяди нет в списках. И данные сведения могут служить основанием для включения моего дяди в списки мемориала  «Чертова гора».
Я много просматривала запросов на поиск захоронений, имеется запись – где похоронен, а на деле – такого место нет. И были такие, что находились в списках той или иной братской могилы, а были – что потерялся след. Как в моем случае. Но я считаю, что мой дядя покоится там, на высотке в Чертовой горе. Там и деревня рядом, где он был убит, только не Стечино, а Стречно. Только остается включить его в списки. А поехать туда… Не Ржев это, а Новоржев. От него 40 км. А до Новоржева прямых поездов нет. Через Великие Луки, Псков, 12 часов с пересадками…
Но мой дядя Витя с женой т. Шурой не отчаиваются, а надеются на скорую встречу с братом, пока живы, ведь огонь их сердец загорелся с новой силой.


Рецензии
Здравствуйте Марина, вы правы деревня Кузовиха была в Пушкиногорском районе и ближайшее братское захоронение "ЧертовА гора". Это место называется Стержневский (Стрежневский пишут ошибочно)плацдарм, в интернете есть информация о боях там в 1944 году. Если есть фотография дяди - опубликуйте.Если какие вопросы - пишите.

Елена Федорова Петрова   23.02.2016 22:21     Заявить о нарушении