Стадион

СТАДИОН
«...Важнейшим из искусств для нас является кино и цирк». - произнес как то Владимир Ильич в беседе с товарищем Луначарским. Именно эту часть фразы любят цитировать,  забывая её начало, - «Тёмен народ и безграмотен...». И вот поэтому важнейшим.... А как же спорт? Спорт был востребован всегда и во всех формах. Спортсменов уважали, любили; и на верху и особенно внизу. Легенды спорта  Поддубный, Яшин, Пеле, Корбут, Сабонис, Мухаммед Али, Старшинов и Бобров, Третьяк, Понедельник и многие , многие другие выдающиеся спортсмены были героями, которыми гордились, хотели подражать. Спортсмены выезжали за границу, и надо сказать были настоящими интернационалистами.
Если ты великий спортсмен, какая разница какой ты расы, страны и вероисповедания. Герой всегда остаётся героем, даже если ты герой спорта.
К тому же бытовало мнение: не можешь головой,- работай руками или ногами, по принципу «сила есть, ума не надо.»
При заводе был шикарный стадион, вернее сказать футбольное поле, за которым тщательно следили. Траву косили обычной литовкой, выравнивали ямы, а на воротах была даже сеть. Вокруг футбольного поля было отсыпана из шлака беговая дорожка, а позже появились и деревянные трибуны.
Находился стадион в аккурат за баней, и не спроста. В пору популярности хоккея и наших успехов в Канаде, рядом с футбольным полем была построена деревянная хоккейная коробка, а от бани, а ещё вернее сказать от прачечной была протянута стальная труба для заливки льда.
Летом на футбольном поле проводились матчи между заводскими сборными. Для особо развитых и одарённых физически  подростков, организовывался спортивный лагерь и «Футбольная секция» Зимой,- в коробке играли в хоккей и тренировалась местная команда.  Форму на игры выдавали бесплатно, своею иметь было роскошью, впрочем как и хоккейные щитки. Поэтому  играть старались не шайбой, а резиновым теннисным мячом, - если и попадёт , то не так больно. Ну а если шайбой,- то запрещалось щёлкать и бросать, во избежании травм.
Летом в хоккейной коробке паслись куры из близ лежащих сараев. В коробке тоже играли в футбол, благо мяч далеко не улетал, мешали борта.
Ещё стадион славился своей баней, которая находилась в раздевалке стадиона и была посещаема только избранными. Не смотря на наличие по близости общественной бани, парилка в спорт-раздевалке была почти частная и это было нечто. То общее, а это не для всех.
Не отбила советская власть любовь к частной собственности.
С коньками была беда. Фигурки на валенках, такая гадость. Да и отечественные хоккейки и канадки немногим лутьше. Нога в таких коньках дрягалась и в право и в лево. Как выдерживали лодыжки, одному богу известно. Мечтой были спецы, так называли фирменные чешские коньки «Ботас», с высоким, жёстким задником и загнутым лезвием. Такие можно было или купить по цене мопеда «ПЕНЗА» или взять в прокате по 7 рублей 50 копеек в месяц. А какие были клюшки! Сейчас таких названий и нет. А названия какие!: «Ленинград», «КИ-76», «ОКА», «Мукачево», «Стеклопластик» и верх совершенства «ЭФСИ». В названии «ЭФСИ», было что-то заграничное, хотя перевод был банален, Экспериментальная Фабрика Спортивных Изделий. Но как звучит! Самая дешёвая клюшка была из слоёной фанеры, жила не долго, но стоила дёшево. Играть такой было позорно. Я помню, наша промышленность изгаляясь  изо всех сил, создала даже металлическую клюшку с пером, просверленным как дуршлаг. А стекло пластиковая до сих пор, как память лежит где-то в гараже,  и на ручке несмываемая синяя надпись,- 5 рублей. Никто не задумывался о травматизме, не поднимал хай из-за сломанных рук и ног, всё соответствовало ГОСТУ и разрешено МИНЗДРАВОМ, не смотря на то, что коряво, неудобно, не эстетично и травматично; зато дёшево, надёжно и практично.
Наверно поэтому, закалённые в тяжелейших тренировках, преодолевая трудности, созданные самими же и для себя, тренируясь на замёрзших озёрах и болотах в убогой спортивной форме, а иной раз, что случалось чаще, вообще без оной; поломаным и подержанным, видавшем виды инвентарём, наши спортсмены оказываясь на комфортабельных иностранных площадках, рвали всех и вся, загребая золото Олимпиад.

Лед начинали заливать, когда набирался приличный слой снега. Поливали водой из шланга, подающейся по трубе из прачечной. Поливали долго, и вся местная детвора ходила проверять, залили каток или нет. Над коробкой парил туман. Если мороз бал приличный, лед вставал за одну ночь. Пока лед не застыл, добровольцы гоняли от хоккейной площадки особо нетерпеливых. Ну а когда лёд вставал, каток ломился от народа. Катались пока над коробкой не выключали свет, да и то если была полная луна и звёздное небо не расходились, с азартом гоняя шайбу. Одни игроки уходили, другие приходили и состав команд постоянно менялся. Чтобы попасть в игру, надо было прийти парой, чтобы составы были равные. Коробка была открытая и при снегопадах лёд приходилось откапывать. Для этого имелись лопаты и скребки, поэтому прежде чем получить удовольствие, приходилось иногда изрядно поработать выкидывая снег за борта. Бывало, если зима была снежная, снега вокруг площадки скапливалось столько, что приходилось перелезать через трёх-четырёх метровые завалы, чтобы попасть на поле. Зато весной, когда снег начинал таять вокруг бортов, приходили искать потерянные в завалах снега за сезон шайбы, а теряли их изрядно.
Но на самом деле кататься начинали значительно раньше, когда замерзали болота и карты, где раньше был брикетный завод по добыче торфа. От снега расчищалась площадка, дружными усилиями и начиналось катание, пока не стемнеет. По субботам и воскресеньям часто было можно увидеть мальчишек с клюшками на плече и висящими на них коньками, по протоптанным тропам направляющимся в сторону карт.
На стадионе забывали обо всём. Время как постоянная величина переставало существовать. Забывали о еде, уроках, доме. Зачастую матери с ремнём приходили загонять своих чад домой. А чадо, завидев родителя, прячась за сарайчиками, тихим сапом пыталось утечь незаметно к месту назначения. На стадионе прогуливали школу и техникум; местные алкаши распивали пиво и портвейн, расстелив закуску на газете; летом школьники сдавали нормы ГТО: метали гранаты, бегали стометровки и подтягивались на турниках дрыгая ногами.
Ещё на стадион ходили запускать змея. Футбольное поле было удобной площадкой для запуска, к тому же по дыму, валившему из заводской трубы, можно было определить направление ветра. Самое главное для запуска змеев, это отсутствие поблизости высоких деревьев и линий электропередач, куда может залететь змей. Стадион для этого подходил как нельзя лучше. В конце концов приходили просто повалятся на траве, повисеть на брусьях и турнике, попрыгать через вкопанные в землю покрышки.
Стадион и сейчас жив. Правда разобрали хоккейную коробку и трибуны. Осталось только футбольное поле. Исчезли сараи и огороды окружающие стадион. Детский сад рядом, стоит разрушенный, зияя пустыми выбитыми окнами. Вокруг появляется девятиэтажный ново-строй и новые жильцы, тесня аборигенов. Но дети продолжают играть в футбол, и дай то бог будут играть. И может вырастет на этом поле новый Пеле, Гулит или Платини, как вырос в поселковой хоккейной коробке Трёхкратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира, восьмикратный чемпион Европы, обладатель Кубка Канады, девятикратный чемпион СССР Андрей Хомутов.
Продолжение следует....


Рецензии
Значит, «базовский» вы? Что-то такое музыкальное вертится в памяти: «девчонка из квартиры номер пять», а вы, стало быть, «мальчишка из посёлка Пидисят»?
Одно время бывала там у подруги, ещё до того, как переход через пути построили. Блин, даже в бане, вами описываемой, бывала. А у клуба, уже подгоревшего, но ещё не разобранного, на открытой площадке однажды выступление Джона Мостославского смотрела. Очень он весело народ дурил. Потом мама у него работала, даже внуков его нянчила.
Фото спортивных площадок вы, конечно, не «базовские» даёте. (Но мне приятно: это же места моего старого и нынешнего проживания.) А вот дядька физрук из школы № 19 как-то говорил, что на поселковском стадионе однажды «Шинник» и тбилисское «Динамо» играли, на Кубок Союза, кажется. Была какая-то причина этому. Вдруг, правда это!
Хорошо пишете, Александр. Цепко, точно и без «коммуняцкой» ностальгии. Если ваши записи хорошо проиллюстрировать старыми фотографиями, то очень неплохой буклет мог бы получиться об истории отшибленного городского места — посёлка завода № 50. Местные и раскупили бы. Попробуйте к заводским обратиться. Только про завод надо будет ещё написать, про династии, которые наверняка ещё на слуху у поселковских.
Ну, спасибо и удачи!

Анн Диа   02.04.2017 11:48     Заявить о нарушении