История учит?

       Почему история мало чему учит людей?
       Потому что "Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда — в результате может вообще ничего не остаться", как писал Станислав Ежи Лец.
       А кто выдумал, что история должна чему-то учить людей? Ведь каждое новое поколение считает себя выше предыдущего. Так было всегда.
       Почему во время похода хана Тохтамыша на Москву в ней не оказалось Великого князя Дмитрия Ивановича (в последствии названного Донским)?
       Есть и такая версия. В 1382 году москвичи прогнали с престола своего Великого князя Дмитрия Ивановича  за склонность к деспотизму, самодержавию, нарушению вековых канонов правления на Руси. Москвичи призвали на правление литовского князя Остея.
       Дмитрий же, как и подобает вассалу Золотой Орды, обратился за помощью к хану Тохтамышу. Тохтамыш пришёл в Москву, не тронув по пути ни один русский город.
      Обороной Москвы руководил литовский князь Остей, который и был провозглашён Великим князем Московским.
       По одним сведениям он погиб вне города непосредственно перед его разорением татарами. По другим сведениям, остался жив и присутствовал на свадьбе Софьи Витовтовны с Василием Дмитриевичем в Коломне, где участвовал в рыцарском турнире.
      Считается, что осаждённые москвичи были обмануты находившимися в стане Тохтамыша нижегородскими княжичами Василием и Семёном, которые открыли ворота и вышли к хану с дарами.
      Тохтамыш вырезал всех недовольных в Москве князем Дмитрием и вернул ему престол. Дмитрий заключил соглашение с Тохтамышем, по которому ярлык остался в роду московских князей, и выплатил Тохтамышу дань за 2 прошедших года после  поражения Мамая на Куликовом поле.
      По мнению Костомарова Н.И.: "Княжение Димитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения, то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали одни за другими в громадных размерах."
      В тоже время Дмитрий Донской стал признанным лидером борьбы за независимость от Золотой Орды, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Независимость и политическое  единство Руси от Золотой Орды стало при Дмитрии совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское и ряд других  перешли под власть Москвы, тем самым сделав необратимым процесс становления русской государственности под эгидой московского княжества.
       Территория Московского княжества расширилась при Дмитрии за счёт территорий Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана пермская епископия) земель.
      С другой стороны, были потеряны западные земли, включая Тверь (1383) и Смоленск (1386), а основная территория была разорена как войнами с Великим княжеством Литовским так и внутренними распрями.
      Дмитрий Донской причислен к лику святых на Поместном соборе РПЦ в 1988 году. День памяти — 19 мая (1 июня нового стиля)
      Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы.
      И чему может научить такая история? Её можно только принять!


Рецензии