Попутчица

       
Поезд мирно постукивал колёсами, мы с мужем возвращались из Москвы. Нашими попутчиками и соседями по купе оказались бабушка Нафиса и её внук Карим. Они тоже ехали в Куйбышев.

        Мы наблюдали, как  парень занёс чемодан и какие-то баулы, убрал их в багажное отделение, заботливо устроил бабулю на нижней полке.  Из сумки достал полотенце, какие-то свёртки, положил на столик. Что-то сказал бабушке на непонятном мне языке. Она ему ответила и Карим ушёл.

- Подсаживайтесь к столу, он сейчас чай принесёт, - пригласила она. - Чтобы я без этого мальчика делала, всюду успевает. Пока я на лавочке отдыхала, он по вокзалу пробежался, выяснил с какого пути поезд отходит, куда лучше подойти, чтобы без сутолоки в вагон сесть. И так во всех городах, где мы бывали.
 
Нафиса оказалась говорливой и хорошей рассказчицей. Через несколько минут мы узнали, что путешествуют они с Каримом второй месяц.
 
- Решила я навестить своих детей. Их у меня 13. Все выросли, сыновья женились, дочки - замуж вышли и разлетелись по всему Союзу. По моей семье можно географию изучать. Я живу в Самарканде со старшим сыном Сабиром. Это отец Карима. Без мальчика, он бы меня не выпустил из дома. Сын считает, что внук должен меня сопровождать. Он сейчас на каникулах, третий курс института закончил.- Нафиса лукаво улыбнулась, - вдруг я заблужусь и не в ту сторону уеду. А так, и я под присмотром, и сын спокоен.

Сначала мы приехали в Ашхабад. Красивый город, весь в цветах.Там проживает дочь Зухра. Она замужем за туркменом. Приехал он на свадьбу к своему другу и увёз мою девочку на свою родину. На этой свадьбе и Дильбар своего будущего мужа встретила. Он тоже вместе с Сабиром в военном училище учился. Он азербайджанец. Уехала моя вторая дочь в Баку.

Погостили мы там недолго и полетели в Киев. Там проживает семья Бахтияра. Сыночек  в этом городе три года служил в армии. Понравилась ему Оксаночка, привёз её он в наш дом. Прожили три года. Родилась дочка. Поехала сноха в гости к мамочке внука показать, да и осталась там. Бахтияр следом уехал, не захотел, чтобы дочь без отца росла. Такова жизнь.

В Москве Нафиса гостила у дочери. Замира училась здесь в медицинском институте и вышла замуж за однокурсника. Бабушка рассказывала, как дружно живут её дети, внуки учатся, некоторые уже работают, завели свои семьи. Единственное, о чём жалела старая женщина, это о том, что её внуки, плохо знают узбекский язык. Она считала, что родной язык должен знать каждый человек.

- В Куйбышеве, где проживает дочка Гульнара, придётся задержаться. У Карима какие-то дела в институте. Приехал он однажды в гости к тёте и вместе с её сыном пошёл сдавать экзамены. Хорошо учатся, не ленятся, врачами будут. Иди-ка, мальчик, принеси нам ещё чаю. - Когда Карим ушёл, она негромко произнесла, - боюсь, что и внук на русской женится. Слишком часто он о своей однокурснице Наденьке рассказывает. Может, увижу девушку, чай договорились они встретиться. Дальше поедем в Оренбург. Там работает моя младшая дочка Динара.
   
Карим нарисовал карту их путешествия. Отмечает звёздочками города, где они останавливаются, потом перед отцом отчитается, расскажет обо всём.

В Актюбинске они пробудут неделю. Младшая сноха недавно родила дочку. Аслан высказал пожелание, чтобы имя выбрала его мама. Сын устраивает праздник в честь рождения дочери. Съезжаются казахи, родственники жены. На торжество приедет брат Аслана (ещё один сын Нафисы), из Ташкента. У него очень интересное имя - Фатхулла - победа Аллаха. Само имя говорит о том, что женат он на коренной узбечке. У неё тоже красивое имя - Зилола, что означает цветок лотоса. В их доме живут по заповедям Священного Корана.

- В Актюбинске закончится наше путешествие. Фатхулла отвезёт нас к себе домой. Там нас будет ожидать Сабир...

        Нафиса снова начала рассказывать о своих детях, зятьях и снохах. Какие они заботливые. Ничего, что они разных национальностей,  их воспитали настоящие матери в любви к своим семьям и внимании к старшему поколению.
 
Мы с мужем вернулись домой. Шли годы. Когда наше большое государство распалось, я вспомнила Нафису. Я не знаю, дожила ли она до нашего века. Её дети оказались в ближнем зарубежье. Сохранились ли их интернациональные семьи?

Хочется пожелать им мира и душевного спокойствия.
    ===.===.===


Рецензии