Крымская война 1854-56годов

Уроки одной войны. К 160-летию Крымской войны 1854-56 гг.
    Сегодня, когда между Россией и Украиной «пробежала кошка» из-за Крыма, полезно бы вспомнить, что именно Англия, Франция и Турция, которые ныне осуждают Москву, в «тесном союзе» воевали в Крыму против России и 160 лет назад. Война та, основные события которой развернулись на территории нынешней Украины, была знаменательна тем, что была первой, исход которой  решили не столько геройство войск и искусство командующих, сколько качество техники и вооружения воюющих сторон.
          Ту войну выиграли адмирал Пар, генерал Кардифф и капитан Минье.
   В начале 19 века  Наполеон одерживал свои победы не тем, что у него были какие-то особые ружья и пушки, а благодаря своему полководческому таланту и высокому боевому духу руководимых им войск, солдаты которых искренне верили, что они освобождают мир от тиранов. Вооружение русской армии периода Отечественной войны 1812 года ничем не уступало вооружению армии французской. В Крымскую войну все было иначе...
   Началось с того, что в самом начале века американец Роберт Фултон установил паровую машину для движения корабля. Колесный «Клермонт» резво бегал в прибрежных водах Северной  Америки, показав свое главное преимущество: независимость от ветра. В 1805 году Фултон, под влиянием идей Французской революции, предложил Наполеону построить паровой флот с железными или смешанными (дерево, обитое железом) корпусами для победы над флотом английским. «Вы хотите, чтобы я поверил, что пар может двигать корабль?» - скептически спросил Наполеон. Великий корсиканец Фултону не поверил. Англия была спасена… 
    Англичане, у которых Джеймс Уатт первым изобрел паровую машину, Фултону поверили, и первыми стали строить военные корабли с паровыми двигателями. Мощность их во многом определялась «человеческим фактором»: сколько угля могли забросить в топку кочегары. Чем калорийнее уголь - тем меньше его надо забрасывать, тем  меньше его требуется, тем больше запас хода и скорость корабля. Самый калорийный уголь оказался в Кардиффском угольном бассейне, он стал основным топливом для английских кораблей и эталоном для флотов всего мира. Украинский ему аналог – «антрацитовый штыб АШ», добываемый в Донбассе. Ну, а железо для корпусов кораблей англичанам прокатывать было не привыкать – ведь Англию тогда называли «мастерской мира».
    По числу железных боевых пароходов Англия вырвалась вперед, следом за своим вечным противником устремилась Франция. Россия «засиделась на старте», а потому военно-морской флот ее к 1853 году был почти весь парусным, с деревянными корпусами. Паровые корабли союзников, в отличие от русских парусных, были независимы от ветра и могли атаковать с любых направлений. Русские корабельные пушки стреляли круглыми чугунными ядрами, которые для железных корпусов англо-франко-турков были неопасными, в то время как усовершенствованные морские орудия союзников, стрелявшие и дальше русских, и, вдобавок, фугасно–зажигательными бомбами, могли запросто сжечь весь российский флот. Поэтому Черноморский флот России, в ноябре 1853 года под командованием адмирала Нахимова практически полностью уничтоживший парусный флот Турции в Синопском бою, против англо-французского флота оказался бессильным.
    Союзники не заставили себя долго ждать. В Черное море их флот вошел 4 января 1854 года, а 26 августа 1854 года из Варны, бывшей тогда турецкой крепостью, в Крым двинулась армада в составе 89 военных кораблей и 300 транспортов. На борту эскадры было 28 тысяч французских, 27 тысяч английских, 7 тысяч турецких войск, 114 осадных и 134 полевых орудия. Помня о неудачах в России Наполеона, понадеявшегося на русское гостеприимство, союзники с собой везли все, вплоть до кирпичей и дров. 1 сентября 1854 года союзники высадились у Евпатории. До Севастополя оставалось совсем немного…
               Откуда у русских привычка топить свои корабли
   Чтобы не дать возможности железным кораблям противника беспрепятственно войти в главную севастопольскую бухту, на входе в нее были затоплены корабли Черноморского флота. Что было делать, если грозные многопушечные парусные деревянные линкоры оказались беспомощными в борьбе против кораблей наступившей эпохи пара, угля и железа!
     Помимо большущих пушек, войска союзников везли с собой огромное количество маленьких свинцовых штучек, которыми стреляли их солдаты. Это были «расширительные пули», которые французский капитан Минье изобрел в 1848 году. Французские нарезные ружья – «штуцеры заряжались, как и русские гладкоствольные «фузеи», порохом и свинцовыми пулями с дула. Но в свинцовый корпус «пули Минье» был впаян железный конус со срезанной вершиной. При выстреле конус, в силу меньшего веса, начинал двигаться чуть-чуть быстрее всей пули, «раздувая» свинцовую оболочку до вхождения ее в нарезы канала ствола, которые были выполнены «с заворотом». Канал ствола пуля Минье покидала, вращаясь, как юла. Вращение придавало ей стабилизацию в полете. Появилась возможность увеличить количество пороха, и, следовательно, убойную дальность.
   Штуцера англо-франко-турецких «союзников» били на расстояние в три с лишним раза дальше и значительно точнее, чем русские гладкоствольные ружья, стрелявшие круглыми пулями. «Пуля Минье» летела даже дальше, чем снаряды русской гладкоствольной артиллерии, а потому союзная пехота могла свободно расстреливать русских пехотинцев и артиллеристов, сама оставаясь неуязвимой.
   Ударные части союзников все были вооружены штуцерами, а потому изначально получили огромное преимущество. Суворовское выражение из «Науки побеждать» «Пуля – дура, штык – молодец» потеряло смысл. И, невзирая на беспредельную храбрость русских войск, отчаянно стремившихся в штыковые атаки, побеждать им не удавалось. Свидетельствует участник обороны Севастополя генерал Тотлебен: «В самом начале Инкерманского сражения англичане, выбитые из своих позиций, (зазевались, авт.), принуждены были отойти. Но, выйдя из-под выстрелов наших гладкоствольных ружей… и пользуясь превосходством своего вооружения, они остановились и стали поражать метким огнем русские войска.»
   Крымская война окончательно закрепила победу нарезного оружия над гладкоствольным.
                В Крымскую войну «катюши» стреляли с обеих сторон.
 Советские историки, описывая применение реактивной артиллерии в 1941 году, очень часто использовали эпитеты «новое», «неизвестное» оружие, «начало боевого применения ракет». А ведь это далеко не так. Ракеты вообще появились чуть ли не сразу после изобретения пороха. Еще монголы применяли их, прикрепляя к стрелам, как зажигательное оружие при осаде городов. В 1607 – 1621 годах русским пушечным мастером Онисимом Михайловым был написан «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки». Уже в нем он писал «о ядрах, которые бегают и горят».
    Применением ракет для боя занимались в Австрии и в Англии. Англичане одними из первых испытали на себе действие ракетных стрел во время колонизации Индии в начале 19 века. На основе их английский военный инженер Уильям Конгрев, применив более прогрессивные технологии, создал несколько типов зажигательных и фугасных (взрывающихся) ракет, которые применялись англичанами во время борьбы с Наполеоном.
   В это же время над созданием боевых ракет начал работать русский артиллерист, полковник, участник войны 1812 года А.Д. Засядко. Он создал первые образцы русских боевых ракет калибром 51, 64 и 102 мм. (Ракеты «катюш» в 1941 году были ненамного «толще» и имели калибр 132 миллиметра, авт.) Дальность полета уже первых образцов боевых ракет почти вдвое превышала дальность действия полевой гладкоствольной артиллерии. Тем более, что ракеты, вместе со станком для их запуска, были значительно легче пушек и, следовательно, мобильнее.
   Впервые русская армия применила боевые ракеты в русско-турецкой войне 1828-1829 годов при осаде Варны, Шумлы, Силистрии и Браилова. Было израсходовано более 6000 боевых ракет. Затем такие снаряды применялись при покорении Кавказа. И вот началась Крымская война. Русская армия использовала ракеты системы К.И.Константинова, последователя Засядко, англичане и французы – модернизированные ракеты системы У. Конгрева. В отличие от «катюш» 1941 года, с обеих сторон ракеты запускались не с установок группового старта, а с пусковых установок одиночных. Русские установки были более легкими и мобильными, но к каждой ракете сзади, для направления и стабилизации полета, был прикреплен трехметровый деревянный шест. Реактивная тяга создавалась четырьмя соплами вокруг шеста. У союзных ракет шеста не было, но зато пусковая установка была очень тяжелой.
   Впервые свои ракеты англичане применили при бомбардировке Одессы осенью 1854 года. Под Севастополем англичане и французы израсходовали более 6000 ракет. Русская армия под Севастополем выпустила по противнику более 5000 ракет. Ракеты того времени были очень неточными, поэтому большого урона не принесли ни одной стороне. Размеры ракет были сравнимы с размерами будущих снарядов «катюш». Реактивную силу создавало горение пороха, он же использовался и как взрывной состав, поэтому фугасное действие ракет было небольшим. Но моральное воздействие их было значительным. Если ракета не взрывалась, а ездила по земле, то ее деревянный «хвост» хлестал всех и вся, наводя ужас.
                СКАЗКА – БЫЛЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…
   Казалось бы, изобретение через двадцать лет после Крымской войны пироксилинового пороха, а затем – мощных взрывчатых веществ динамита и мелинита, развитие химии должно было бы дать новый толчок развитию ракет. Но… Вскоре после Крымской войны появились нарезные пушки, стрелявшие и дальше «хвостатых снарядов», и более метко. Поэтому применение боевых ракет постепенно прекратилось, кроме сигнальных и осветительных. В Первую мировую войну боевые ракеты не применялись. Вот и выходит, что «катюши» в 1941 году оказались оружием новым. Но не зря ведь говорится, что новое – это хорошо забытое старое…
      Не оказаться бы Украине и России, обессиленным в противостоянии друг с другом, в положении Киевской Руси перед нашествием татаро-монголов. А таковые найдутся всегда! Поэтому очень даже полезно изучать уроки Крымской войны. Ведь после нее Российской империи на Черном море вообще было запрещено иметь военные корабли.
   Ныне в ВМФ «извечно дружественной нам» Турции одних только подводных лодок 17 единиц. Большей частью – западногерманской постройки. А немцы подводные лодки строить всегда умели! Вопросы есть?
                Виктор НОВИЦКИЙ 


Рецензии