Роковой подзатыльник

РОКОВОЙ ПОДЗАТЫЛЬНИК
…Еще одна свирепая история любви,-
Грустная сказочка про свинью-копилку,
Развеселый анекдотец про то,
Как Свидригайлов собирался в Америку…
Егор Летов
25 октября 2008г. я вышел из отпуска (за два года), в который удалось уйти только после большого скандала. Начальниха МОБ Ежопина и ее подпевала, – новая начальниха отдела Участковых Янина, тут-же начали на меня «наезжать». Видимо они твердо решили меня выжить из райотдела, а может и вовсе сжить со свету. В декабре 2008г. «наезды» на меня еще больше усилились. Ежопина, а с ее подачи и Янина, посто-янно придирались ко мне по любому поводу и без повода. На каждом совещании меня поднимали и требова-ли показателей. Как назло, у меня в это время не было ни одного перспективного материала на руках, из ко-торого можно было бы «выжать» хотя бы одно захудалое преступленьеце.
И вот, в пятницу 26.12.2008г. на общем совещании райотдела, я был подвергнут особо изощренному словесному глумлению со стороны начальства. Янина внаглую заявила, что я за весь год выставил только два преступления, а одно «украл». Я пытался возразить, - ничего я не крал, выставил не два, а четыре! Учи-тывая, что в начале года я разгребал в одиночку несколько десятков старых «допов», кинутых мне от преды-дущих участковых, 1 месяц проболел и 2,5 месяца провел в отпуске, это не так уж и мало! Однако никто меня слушать не собирался. Меня грубо обматерили, изобразив «тунеядцем», «бездельником», «гадом» и «подон-ком». Выйдя из райотдела в расстроенных чувствах, я закурил… Однако, надо было что-то делать. Вечером, придя на УПМ, я спросил своего напарника Тыквинова, нет ли у него какого-нибудь перспективного материа-ла. Тыква порылся в охапке своих материалов, извлек пачку сшитых листков и протянул их мне. На словах пояснил, что это материал допроверки, по нему можно возбудить 116-ю или 115-ю, если найти жулика. Про-блема в том, что хотя его адрес известен, но его там нет.
Положив материал перед собой, я углубился в его изучение. Это было старое КУСП, по которому вы-несли отказное постановление, но прокуратура вернула его для дополнительной проверки. Срок по нему ис-тек еще 15.12.2008г., - не мудрено, что Тыква так легко отдал его мне. К счастью, в то время сроки по «до-пам» строго исполнять не требовали, поэтому с него за этот материал до сих пор не спрашивали. В материа-ле имелось заявление, объяснение заявителя, объяснение от жулика, сообщение из городской больницы об обращении гражданина с симптомами сотрясения мозга.
Суть самого происшествия заключалось в следующем. Некий Кравчук, 1982г.р., приехавший из Москвы по делам, подъезжал на своей машине к ресторану «Лаборант», возле Сквера Танкистов. Когда он пытался заехать на парковочное место, путь ему преградила женщина, кричавшая, что «место занято». Не обращая внимания, он въехал на это место, толкнув женщину бампером машины. Оставив машину, Кравчук пошел в ресторан. Когда он, расслабившись и ничего не подозревая о нависшей над его головой опасности, сидя за столиком спокойно обедал, в зал вошли двое мужчин крепкого телосложения, с ними «толканутая» им жен-щина. После короткой словесной перепалки один из мужчин влепил Кравчуку подзатыльник, от которого тот уткнулся лицом в тарелку. В дальнейшем Кравчук обратился в городскую больницу, где ему поставили пред-варительный диагноз - сотрясение мозга. Жулик – некий Дубинин - пояснил, что ему позвонила жена, сказав, что ее сбил на машине какой-то «москвач». Дубинин, взяв своего «помощника», мигом примчался на место «с разборками». Найдя виновника в ресторане, он провел с ним «разъяснительную беседу» о том, что сбивать женщин, «это нехорошо».
Как пояснил Тыква, Жулик куда-то исчез, по указанному в материалах адресу найти его невозможно, а заявитель поначалу был настроен очень воинственно, нанял адвоката, потом куда-то исчез, и являться для бесед не желает.
Для начала я созвонился с заявителем. Тот действительно, по всему видать был напуган, и хотя от уголовного преследования не отказывался, но и от судмедэкспертизы уклонялся. Собственно говоря, мне он особенно нужен не был. Все что от него требовалось, было указано в его заявлении и объяснении. Если он обращался в больницу, на основании сохранившихся там документов можно будет подтвердить факт побоев и установить характер и степень тяжести телесных повреждений. Самое главное найти «жулика» и его жену, так как в постановлении прокурора о возвращении «на доп», требовалось опросить его жену и дополнительно опросить самого Дубинина. Кроме того, чтобы доказать факт хулиганства в общественном месте, необходимо опросить кого-либо из очевидцев происшествия. В комплексе все это потянет как минимум на «побои» из ху-лиганских побуждений, для возбуждения дела по которому согласия терпилы не требуется.
На следующий день я съездил на место жительства жулика. Он жил в другом районе, на улице Черки-зовской, д.82. Это был новый многоэтажный дом, квартира на первом этаже. Дверь квартиры никто не от-крыл, соседей по этажу никого не было. Только на втором этаже одну из дверей открыли. Молодая женщина пояснила, что в той квартире живет семья – муж с женой, с ними двое или трое детей. Последнее время она их не видела. Вернувшись на первый этаж, я оставил в дверях квартиры повестку с вызовом Дубинина на понедельник 29.12.2008г., вечером на УПМ. Уже будучи в райотделе, сидя на вечернем совещании участко-вых я написал рапорт о посещении жулика по месту жительства и вложил в материал.
Придя на УПМ, я еще раз попытался поговорить с заявителем по телефону, но теперь он уже на звонки не отвечал вовсе. «Да и хрен с тобой!» - подумал я и, написав рапорт о результатах телефонного разговора с ним вчера, дополнил фразой о его дальнейшем нежелании отвечать на телефонные звонки, вложил в мате-риал проверки.
В назначенное  время Дубинин не явился. До Нового Года время еще есть. Закончив прием граждан, в девятом часу вечера я пошел на дальнюю остановку, с которой до места жительства жулика доехать ближе. Было довольно холодно, под ногами скрипел стоптанный снег. Дойдя до остановки, я стал ждать автобус. Позволить ехать себе на маршрутке я не мог – стоил проезд довольно дорого, зарплата в то время была не слишком большая, а вот на общественный транспорт у меня был проездной. Ожидая автобус, пришлось поч-ти полчаса прыгать по остановке, чтобы согреться. Когда автобус подошел, и я поспешно залез в салон. Вме-сте со мной залез какой-то мужик алкотской наружности и попросил у меня мелочи, заплатить за проезд. По-слал его подальше: тут мерзнешь, на себе экономя, а этот придурок невозмутимо предлагает сэкономленное отдать ему! Нет предела алкотской наглости (или святой простоте?)!
Прибыв на адрес часам к десяти, я позвонил в дверь, постучался, но никаких признаков жизни за ней по-прежнему не обнаружилось. Прошелся по соседям, - на этот раз во всех квартирах первого этажа жители были. Соседи пояснили, что в квартире жили мужчина средних лет с женой и тремя детьми. Последнее время они их не видели. Другие соседи дополнили, что примерно месяц назад видели, что они выносили из кварти-ры вещи. Таким образом, по всем признакам, жильцы оттуда съехали, и застать их по данному адресу будет маловероятно. На всякий случай я еще раз оставил в дверях повестку, а о результатах выхода написал ра-порт. Выйдя из подъезда, я осмотрел окна квартиры с фасада. В окнах были пластиковые рамы, сверху мощная решетка художественной выделки. Судя по всем признакам, жители квартиры весьма состоятель-ные. Обошел дом со двора. Дворовое окно квартиры тоже было пластиковое с решеткой. Свет нигде не го-рел.
На следующий день я еще раз внимательно изучил материал. В материале не было никаких телефо-нов, никаких сведений о месте работы жулика, в общем, никаких зацепок. Еще работая в УИИ, я накопил бо-гатый опыт первоначальных розыскных мероприятий. Как-то не мог найти условно-осужденного, одного из новых своих подучетных. Съездил по старому месту его прописки. В квартире никого не было, но обходя со-седей, наткнулся на его двоюродную сестру, которая сообщила координаты его матери, через которую я и вышел на самого условника. Другой раз, проверив по картотеке «Фильтр» узнал, что искомый мной подучет-ный привлекался к административной ответственности. Разыскал протокол, по нему выяснил, где этот жулик ошивается.
Звоню в адресное бюро. Дубинин прописался по этому адресу несколько лет назад. Прибыл из частно-го дома. Смотрю по карте. Все дома на этом переулке давно снесены. Никаких данных о судимостях, о жене и о детях, никаких данных о его убытии с адреса нет. Смотрю «Требование» в ИЦ и «Фильтр». Чист, как слеза ребенка. Судимостей не имел, к уголовной и административной ответственности не привлекался, как владе-лец оружия по учетам не проходит.
Настали новогодние праздники. Чтобы не терять время зря, я посетил ресторан «Лаборант» и, разы-скав администратора, взял с нее объяснение. С ее слов получалось, что в тот роковой день в ресторан зашел молодой человек, заказавший себе обед. Когда он мирно «откушивал», сидя в главном зале, в помещение зашли двое мужчин и женщина, которая что-то кричала и указывала на молодого человека. Далее последо-вала словесная перепалка на повышенных тонах, после чего охранник вызвал милицию. Администратор ут-верждала, что+ подзатыльника не видела. Судя по ее поведению, скорее всего видела, но побоялась об этом сказать. Выяснив, когда дежурит охранник (очевидец происшествия), я ушел. Вечером следующего дня опро-сил охранника. Тот рассказал примерно тоже, что и администратор, и даже сообщил что-то про подзатыль-ник.
Материал собрался уже нехилый, но по-прежнему не было самого главного – объяснений жулика и его жены. Есть еще один шанс. Когда закончились новогодние праздники, после 11 января 2009г. я позвонил в Коммунальный отдел районной администрации и выяснил местонахождение и контактные телефоны ЖЭУ обслуживающего дом жулика. Договорившись по телефону о встрече, подготовил письменный запрос и по-ехал. Снова облом. Никаких новых сведений о нем выяснить не удалось. Никакой информации о его выписке с данного адреса, им не поступало. Правда, удалось выяснить имена и даты рождения детей.
Я попробовал «пробить» его по справочнику сотовых телефонов, благо что в райотделе база сотовых номеров имелась в компьютере почти у каждого. И опять никаких зацепок. В базе хоть и были данные жулика, но база была старая и эти номера уже не действовали. Прям какой-то тайный агент, а не жулик!
Для порядка я еще раз сходил на адрес, но ничего нового не выявил. Соседи по-прежнему никого не видели, мои повестки так и остались в двери. Надо было что-то делать. В раздумьях я топтался перед вхо-дом в подъезд. У Дубинина трое детей. Двое из них школьного возраста. Напротив дома, буквально в сотне метров расположена большая современная школа. Вполне возможно, что его дети обучаются или обучались там. Решительной походкой я направился в школу. Зайдя в приемную, я спросил, как мне побеседовать с тем, кто может сообщить информацию об обучающихся в школе детях. Оказалось этим ведает зам/директора по воспитательной работе, но она сейчас на занятиях. Пришлось подождать. Когда «школьный замполит» пришла, я представился, и объяснил, что мне нужно. Просмотрев списки, она сообщила, что дети с такими фамилиями у них не обучаются. Уже, когда я разговаривал с ней в коридоре, одна из находившихся рядом сотрудниц сказала, что знает эту семью, так как ее знакомая работала у них горничной. Я спросил фамилию, имя, отчество ее знакомой и номер ее телефона. Поблагодарив сотрудниц школы, поспешил в райотдел.
Перед вечерним совещанием участковых я позвонил по данному мне телефону. Ответившая мне жен-щина подтвердила, что действительно работала у Дубининых горничной и хорошо знает эту семью. Сказала, что люди они очень хорошие, состоятельные и их дети обучаются в частной школе. При этом она сообщила, что отец Дубинина проживает в поселке, в одном из южных районов области. С ее слов он очень хороший человек и должен знать, где находится его сын. Выяснив имя–отчество его отца, я поблагодарил женщину за помощь, после чего позвонил в адресное бюро. В адресном сообщили, что действительно, есть такой чело-век, прописанный в указанном районе. Пока все сходится. И что же дальше – ехать в район? Для начала я накатал рапорт, изложив в нем всю добытую информацию, вложил его в материал проверки.
Надо еще раз попытать счастье с базой сотовых телефонов. Сажусь за компьютер, нахожу координаты соответствующие искомым, записываю номер. Звоню. Отвечает старческий голос. Спрашиваю, - вы Дубинин …такой-то? Говорит - «я». Сердце радостно екнуло – вот это удача! Объясняю, кто я такой и что мне надо. Мужик был словоохотлив, настроен добродушно. Искренне посочувствовал моему «горю», сообщил, что сей-час его сын работает директором одного из заводов в Заводском районе, и дал мне его рабочий телефон. От ответа на вопросы, где его сын проживает сейчас, мужик хитро уклонился. Не веря своему счастью, я позво-нил по даденному мне телефону. Длинные гудки. Затем отвечает суровый мужской голос. Спрашиваю – «вы Дубинин Михал-Петрович?» Голос отвечает, что «он». Объясняю, кто я такой, стараясь не вызвать у жулика никаких подозрений, по простецки рассказываю, что у меня на руках материал по заявлению, который верну-ла прокуратура на доппроверку, требуя повторно опросить его, а так же его жену. Дубинин отнесся с понима-нием и уже на вечер мы договорились о встрече на УПМ.
И вот, «о, наконец, настал тот час!» В назначенное время, вечером, рассекая сугробы перед УПМом, подъехал шикарный джип. В кабинет вошел средних лет крупный, коротко стриженный крепыш с бычьей ше-ей. Типичный «новый русский». За ним бритый мускулистый мужчина помоложе, и женщина в возрасте, но подтянутая, красивая, с шикарной прической и не менее шикарно одетая, короче, выглядит «на все сто».
Поздоровались. Объясняю, что мне известно и что мне необходимо выяснить у них. Дубинин держался уверенно, видно было, что привык к «разборкам», умеет подчинять себе других, умеет и знает как «поста-вить» себя перед другими.
Для начала я взял объяснение от его жены. Сейчас уже точно не помню подробности ее рассказа. Вро-де она ехала с фитнеса, договорилась о встречи с мужем в ресторане «Лаборант», и караулила парковочное место возле ресторана. Подъезжает серебристый «Мерседес» с московскими номерами. Несмотря на ее кри-ки о том, что «тут занято» заезжает на место, ударив ее бампером по ногам. Из машины выходит худощавый молодой человек, в очках, с наглым выражением лица. На ее возмущение он что-то грубо ответил и прошел в ресторан. Она позвонила мужу, сообщив о происшествии. Муж вскоре примчался, совместно со своим по-мощником (в роли телохранителя, как я понял), вместе прошли в зал ресторана, подошли к наглецу, после короткой беседы, муж слегка хлопнул его по затылку. В дальнейшем ей пришлось обращаться за медицин-ской помощью по факту ушиба ноги.
Начал опрашивать жулика. Тот сообщил, что находился на работе, когда ему позвонила жена и сооб-щила, что возле «Лаборанта» ее сбил машиной какой-то москвач, и нахамил ей. Взяв помощника, он быстро прибыл к ресторану. Возле дверей стояла жена. Вместе прошли в зал ресторана, она показала своего обид-чика, невозмутимо сидевшего за одним из столиков. Последовала разъяснительная беседа, о том, что «так поступать нельзя». Обидчик, однако признавать своей вины не пожелал, заявив, что парковочные места об-щие. Не удержавшись, Дубинин слегка хлопнул его ладонью по затылку.
Любое происшествие можно подогнать под статью, либо под отказной, если грамотно «расписать». Как говориться был бы человек, а статья найдется. Главное задавать нужные вопросы и записывать ответы в нужном формате. Я записал объяснение и протянул его Дубинину прочитать, он передал своему помощнику, все это время стоявшему рядом. Тот прочитал его, не заметив никаких подвохов, кивнув головой, протянул обратно. Только после этого жулик поставил драгоценную, для меня, надпись - «с моих слов записано верно, мною прочитано, изменений и дополнений нет». Подпись.
Для полноты картины я взял объяснение с телохранителя, тобишь «помощника». Тот ничего нового не добавил, в целом сообщил то же самое, что и его шеф. Мы еще немного поговорили, поприкалывались над наглым москвачем, схлопотавшим «по-заслугам», после чего дружелюбно распрощались.
И так, самое главное сделано. Я еще раз прочитал три «драгоценных» объяснения, ради которых мне пришлось напряженно работать целый месяц. Исправил описки и грамматические ошибки, расставил все за-пятые, проставил все надписи и подписи и аккуратно вложил объяснения в материал проверки.
 Дело за малым, - за телесными повреждениями заявителя. 22 января, в четверг, я отвез запрос на ме-дицинские документы Кравчука в городскую больницу. 28 января, в среду, я получил все необходимые бума-ги и, уже имея на руках заранее подготовленное сопроводительное письмо, отвез их в Бюро судебно-медицинских экспертиз.
По графику я должен был идти в отпуск за 2009г. в январе, однако работа задержала меня. Я подходил к Яниной, с просьбой перенести отпуск на более поздний срок, но она категорически отказалась. Рапорт о выходе в отпуск с четвертого февраля я написал только в начале февраля.
03.02.2009г. я позвонил в бюро СМЭ и узнал, что акт судебно-медицинского освидетельствования на Кравчука готов. Мчусь в бюро СМЭ, забираю акт, бегло просматриваю текст. Сотрясение мозга эксперт не усматривает, но гематомы имеются, что подтверждает нанесение побоев. Ну что-ж, этого достаточно для возбуждения дела по ч.2 ст.116 УК РФ –  побои из хулиганских побуждений. Это статья публичного обвине-ния, тоесть  заявления или какого-либо желания терпилы на уголовное преследование не требуется.
Спешу в прокуратуру. Слава богу, Инна Владимировна - зам/прокурора по материалам проверок на месте. Стучусь в дверь, захожу, здороваюсь. Протягиваю материал проверки, кратко пересказываю суть про-исшествия. Спрашиваю, на часть 2 статьи 116 потянет? «Чем доказан факт побоев?» Отвечаю: Кроме заяв-ления и объяснения заявителя, объяснение самого жулика, его телохранителя, жены, охранника, а так же Акт СМО, согласно которого у Кравчука имеются гематомы в области лба и затылка. «Хулиганства чем доказа-но?» Отвечаю: побои нанесены в зале ресторана в присутствии посторонних, есть объяснения администра-тора и охранника. «Сам-то «жулик» чем свои действия мотивирует?» Отвечаю: Желанием «наказать» Крав-чука за «наезд» на его жену машиной, то есть, выражаясь языком закона – «из хулиганских побуждений, ис-пользуя малозначительный повод». Она полистала материал и протянула мне обратно, сказав, что можно отдавать в дознание «на возбуждение».
В этот же вечер я сшил материалы проверки, составил опись и накатал сопроводиловку. На следую-щий день я подписал ее и передал в дознание «на возбуждение». Вечером я узнал номер уголовного дела и доложил Яниной о сделанной мной «палке». Формально в этот день я уже был в отпуске.
Как пел Егор Летов «пуля виноватого найдет». Вездесущая длань новориша настигла грешной затылок хамовитого «москвача». По-моему все вполне справедливо. Будь моя воля, оставил бы все как есть. Но нет, карающая рука российского «кривосудия», в лице не сильной, но твердой руки участкового настигла хулига-на. Что было дальше не знаю. Надеюсь, Дубинин все уладил как надо. Главное, что я свою «палку», - первую в этом году, заработал.
*   *   *
25 марта я вышел из отпуска. В первый же день меня поставили дежурить в опергруппу. Тут же на меня начался массовый «наезд» со стороны Яниной и Ежопиной. На следующий день зам/начальника отдела УУМ сообщил на совещании, что из следственного комитета просили найти и доставить жулика по ст.139 УК (неза-конное проникновение в жилище), где-то на Завокзальном поселке. На того, кто доставит, следователь запи-шет преступление. Я попросил себе. Никто другой брать на себя этот «гемор» не пожелал, что вполне понят-но. Год только начался, «палок» нахватать еще успеют, а чкаться с утра пораньше по Завокзальному поселку в поисках неизвестного алкача неохота.
Взяв координаты жулика и следака, на следующий день, рано утром спешу на адрес. Как и следовало ожидать, по данному адресу жулик давно уже не живет. Благо, я заранее узнал его место регистрации (тоже на Завокзалке), этот адрес был в паре километров восточнее. Разыскав дом, обнаружил обгорелые развали-ны. Постучался к соседям. Соседи сказали, что он живет около почты у кого-то из своих родственников. Даже назвали примерно два номера домов, возможно в одном из которых они живут. Спешу туда. Это еще с кило-метр к юго-востоку. К счастью Завокзалку я знал, как свои пять пальцев еще со времен работы в УИИ и карту района всегда при себе держал. Разыскал один дом, сказали что не знают такого. Бегу к другому дому, ска-зали, что знают такого, он живет у своей сестры, в доме с зелеными воротами, за поворотом слева, «как на УПК идти». Бегу в указанном направлении. Нахожу дом, похожий по описанию. Стучусь. Открывает дверь женщина, спрашиваю, здесь такой-то? «Здеся» - говорит. Забираю его, тащу в следственный комитет, возле Автовокзала – другой конец города. Следак поблагодарил, пообещал выставить «палку» на меня. Зная, что следакам доверять нельзя, прошу заполнить и дать статистическую карточку на выявленное преступление. Заполняет, подписывает и отдает. Лечу, «как сокол», в райотдел, докладываю о выполненной работе, кар-точку сдаю в штаб.
Таким образом, несмотря на то, что в первом квартале 2009г. у меня было, включая дежурства в ГНР, всего 22 рабочих дня (за вычетом отпуска, праздников и выходных), я успел выставить два преступления и 9 протоколов. Не смотря на это, Ежопина с Яниной все равно заявили, что я участковый «плохой», на меня стали еще больше «наезжать» и материть. Наверное, своей кипучей деятельностью я сильно разочаровал их. Моя успешная деятельность слишком не вписывалась в образ бездельника, дурака и разгильдяя, кото-рым они пытались меня «отобразить». А я, вместо того, чтобы уйти в запой, как это обычно делают другие, напротив, выдал нехилый показатель (за 22 рабочих дня). Однако все равно, премию за первый квартал мне дали по минимуму - около 900 руб., нагло заявив, что у меня НЕТ показателей в первом квартале.
Позднее, когда я увольнялся, я ознакомился с приказом на премии. Действительно, моя фамилия была среди тех, кто не дал никаких показателей в первом квартале. Очевидно, информацию для составления при-каза давала Янина. К сожалению, я слишком поздно ознакомился с приказам, иначе можно было бы попы-таться привлечь Янину к уголовной ответственности за служебный подлог. Глядишь, выставил бы еще одну «палку» во втором квартале!
Октябрь 2015г.


Рецензии