Два эпизода из заводской практики

Эту историю рассказал мне в городе Ессентуки, один из выздоравливающих и лечившийся там, пожилых людей из города Новочеркасска.
Всё рассказанное им произошло на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
Эпизод первый.
Я работал старшим инженером Релейно-наладочной лаборатории этого завода.
В этой лаборатории, входившей в состав отдела Главного энергетика, находились инженеры и монтёры. Инженеры, включая начальника лаборатории, входили непосредственно в состав отдела Главного энергетика, а монтёры числились в электроцехе, но были в прямом, непосредственном подчинении начальника Релейно-наладочной лаборатории.
Поэтому, начальник лаборатории вынужден был присутствовать на совещаниях начальника электроцеха, как минимум один раз в месяц, но бывало и чаще. Начальником электорцеха был Кубиков, прекрасный специалист, но с импульсивным, вздорным характером. Люди, работавшие в электроцехе, привыкли к его характеру и не обращали внимания, на его несдержанность спокойно выслушивая на совещаниях его вопли - бывало и такое. Но, в общем-то, надо отдать ему должное, орал он редко.
В лаборатории работало четыре инженера: начальник лаборатории, два старших инженера и инженер.
По-рангу, если так можно сказать, я был третьим в лаборатории. Поэтому, я редко бывал на всякого рода совещаниях и прочих организационных мероприятиях. Я предпочитал просто работать - и ни с людьми, а с техникой. Но иногда, при отсутствии руководителей лаборатории, и мне приходилось волей или неволей бывать на всяких там совещаниях. Это не вызывало во мне приятных эмоций, но я вынужден был подчиняться.
И вот однажды находясь на совещании у Кубикова, я вынужден был, слушать его вопи по-поводу чего-то там происходящего в его цеху, не имеющего никакого отношения к работе нашей лаборатории. Я постарался «отключится» от постороннего шума и начал думать о своей работе, о том, что мне надо делать после этого совещания. Несмотря на то, что он кричал, «распекая» кого-то, он всё-таки заметил, что я его не слушаю, и обратился ко мне, продолжая по привычке кричать. Я его не услышал, глядя мимо его и думая о чем-то своём. Кто-то из присутствующих, сидящих со мной рядом, толкнул меня в бок и шепнул мне на ухо, что Кубиков, обращается ко мне. Я посмотрел на него, он был в бешенстве, и со злобой смотрел на меня, продолжая что-то кричать. Я пошевелил губами, тихо произнося какие-то слова. Он, конечно же, не чего не услышал и заорал:
- Что ты говоришь?!!!
Я пожал плечами и сказал:
- Разве Вы можете что-то слышать, если так громко кричите. Вы самого себя оглушаете. Потому и не слышали, что я сказал.
Он будто бы налетел на стену с разбега. И уже спокойно спросил:
- Что ты сказал?
Я ему ответил:
- То, что Вы говорите, к моей работе и к работе Ваших людей, которые работают у нас, никакого отношения не имеет. Мы занимаемся своим делом, а Вы своим. Если у вас есть какие-то вопросы ко мне, давайте их обсудим. Скажите когда мне зайти к Вам?
Он подумал, и уже спокойно сказал:
- У меня к тебе вопросов нет.
Я спросил:
- Так я могу идти и заниматься своей работой?
Он сказал:
- Конечно, иди.
И добавил:
- Зайди ко мне перед обедом.
Я «откланялся» и ушёл.
Когда я зашёл к нему перед обедом, мы с ним поговорили, и он сказал, что действительно, наше присутствие у него на совещаниях необязательно. Если возникнут какие-то вопросы, он нас будет специально вызывать.
Вот таким образом, я о том даже не думая, избавил нашу лабораторию, от необходимости посещения его совещаний.
Эпизод второй.
На территории заводе были две высоковольтные подстанции, с напряжением тридцать шесть киловольт, снабжающие цеха завода электроэнергией. Правила эксплуатации высоковольтного электрооборудования требовали периодических испытаний его, повышенным, шестикратным напряжением. Такие испытания обычно проводились приезжавшей из Ростова-на-Дону электролабораторией. Эти испытания стояли очень дорого. Для экономии денег завода, было принято решение о создании на заводе, в частности в Релейно-наладочной лаборатории, своей испытательной установки. И такая опытная, а потом и действующая установка, была разработана и создана в этой лаборатории.
Первая подстанция была закрытой, находилась в помещении, и трудностей с высоковольтными испытаниями её оборудования никаких не было.
Вторая же подстанция была открытой, то есть не в помещении, а на открытом воздухе.
Как правило, эти испытания проводились летом, при пониженной влажности, в хорошую безоблачную погоду. Проводить такие испытания при повышенной влажности, а тем более в дождливую погоду нельзя.
И вот, как-то летом, кстати, очень дождливым, никак не удавалось провести эти испытания. Доложили об этом Главному энергетику, а он Главному инженеру и директору завода. Приняли решение подготовить испытательную установку и ждать хорошей погоды, проводя измерение влажности воздуха. И когда влажность воздуха упадёт до допустимых пределов, провести испытания. Для проведения испытаний требовалось несколько минут, а на подготовку их, не более получаса.
В конце лета, в августе месяце, пришёл наконец-то, антициклон и установилась хорошая, даже жаркая погода. И мы тут же, не теряя времени, решили провести испытание изоляции подстанции. Ведь, сроки-то этих испытаний, из-за плохой погоды, сдвинулись почти на два с лишним месяца.
Дежурные электрики высоковольтной службы отключили подстанцию и отсоединили перемычки от входных и выходных разъединителей. После этого они допустили нас к работе по всем правилам допуска. Мы соединили все фарфоровые изоляторы подстанции одной перемычкой, и отвели всех людей на безопасное расстояние от подстанции. И только после этого, оставшись вдвоём с начальником лаборатории, подняли плавно на установке и, соответственно, на изоляторах, испытательное напряжение.
Через секунду, раздался сильный хлопок, почти взрыв, и один из изоляторов просто исчез - разлетелся на мелкие части. Небольшие осколки находили на расстоянии пятнадцати метров от взорвавшегося фарфорового изолятора.
Удивительно, но в нас с начальником лаборатории, ни попал, ни один из осколков. Самые крупные осколки валялись вблизи того места, где находился раньше изолятор. На корпусе испытательной установки было несколько вмятин от осколков.
Изолятор быстро заменили. Испытательную установку защитили стальным листом. А управление установкой вынесли на безопасное расстояние, защитив проводящего испытание толстым листом из органического стекла.
Повторные испытания прошли успешно, а мы без «жертв» приобрели опыт управления испытаниями.
В жизни всего не предусмотришь. Всё познаётся на практике, и иногда с трагическим исходом.

15 октября 2015 года.


Рецензии