Это была моя молодость

Который день бушевала снежная буря.
Ветер насквозь пронзал маленькие и лёгкие домики. И они не взлетали только потому, что крепко держали их снежные барханы. Утром я еле вышла на улицу посёлка. Шла по остро отточенному ветром гребню снега.  А люди откапывались, как могли из снежного плена, вылезали наружу.

Говорят, что именно в такую лютую погоду заблудилась прямо в посёлке, выбилась из сил и замёрзла молодая учительница, которая провожала детей до дома. Она отрабатывала свой последний год и должна была уехать домой. Когда поднимаются такие бури, надо отводить детей по домам.

Вот и я не могу идти лицом вперёд, надо поворачиваться спиной, иначе обожжет моё лицо злой ветер.

Я так хотела поехать после вуза в Казахстан. Моя  старшая сестра, учащаяся авиационного техникума ездила туда летом поднимать целину. И я помню фотографию. Степь. Палатка и молодые девчата и ребята.

Когда метут такие ветры,  вода замерзает в колонках . Подхожу к колонке. Да, воды нет. Надо делать факел и отогревать её. А факел - это палка, на вершину которой наматывается тряпка, поливается горючим материалом, бензином или соляркой и  поджигается. Пока прогревала колонку, подходит женщина-казашка и спрашивает меня:
- Су бар?
 - Су йок, - отвечаю я.
Меня почему-то всё время принимают за свою. А я поняла, о чём она меня спросила. Она спрашивала, есть ли вода.

И когда  наступит время уезжать после трёх лет работы в здешней школе, одна из этих женщин скажет мне слова, которые я запомню на всю жизнь:

- Слушай! Зачем уезжать? Оставайся! Ты нам, как сестра.
И простосердечию и прямоте этого народа удивляюсь и сейчас.
Однажды с молотком в руках приходит в школу пожилая казашка  и говорит строго:
- Где хозяин?! (Она имела в виду директора школы).
Почему  в партах гвозди торчат? Почему моя внучка порвала форму? Я пришла заколачивать  гвозди!

  В школе был маленький старый грузовичок, который мы с любовью звали «Зойка». Зойка - это полуторка. Ночью наше  дежурство на элеваторе.
 Я первая влезаю в кузов и ложусь на постеленную солому. Смотрю в звёздное небо. И вдруг слышу по радио на какой-то сумасшедшей волне эфира, принесённой сюда,  такие слова:
- А сейчас выступает ансамбль «Бригантина» Пермского государственного университета.
И я заплакала. Как далеко отсюда мой город Пермь, моя мама, родные улицы.

   Элеватор.
Это высокие горы зерна прямо на твёрдой земле.
Это нескончаемые машины с зерном, которые мне нужно взвешивать на больших весах.
Это солдаты, которые ведут эти машины.
Это бессонная ночь, в которой я - просто пылинка.

Мне дают огромный  жестяной совок, которым я буду кантарить, то есть перегребать  ручьи и реки этого зерна. И надо взобраться опять в кузов машины. Но я маленькая, и мне сделать это нелегко.
Вдруг сзади почувствовала  сильные руки на моей талии. Руки подкидывают меня в кузов.  Я,  не разобравшись, разворачиваюсь и наотмашь бью ладонью  этого человека по лицу.
Воцарилось гробовое молчание. Это был солдат. Видно, что он кавказец.
Но пауза проходит. И я извиняюсь. И снова ритм работы.

Уже позже мне скажет наша техничка Гаус:
- Ой, Татьяна Ивановна! Я тумала, он вас упьёт лапатай!

Здесь я почувствовала впервые горячий пульс земли, отдающей человеку свою энергию. Рокот машин и снующие люди - всё слилось воедино. А завтра не спавшие мы пойдём в классы.

 И командовал всем этим большим хозяйством, совхозом- миллионером замечательный человек Фёдор Фёдорович Латыш. Для меня он останется навсегда примером настоящего руководителя и просто справедливого человека. В святое время уборки он мог просто вырвать  бутылку из рук загулявшего механизатора и разбить её о заборчик. И никто не смел возражать. Он знал дорогу в школу. Он руководил  людьми  разных национальностей.

Можно было только восхищаться той общественной баней, которую я помню до сих пор.
В баню меня тащили почти принудительно под руки мои девчонки коллеги. Я не могла себе представить, как же я буду мыться среди моих учениц и их мам.
И вот я в очереди в женское отделение. Да,посреди этой степи была прекрасная баня с цветными витражами на стеклянных дверях, со скамьями из мраморной крошки, с парилкой.
Да, разглядывают откровенно, даже в парилке. Подходит ко мне казашка, оценивающе смотрит на меня с головы до пят, спрашивает, где я работаю и сколько получаю зарплаты.

Однажды я заболела. Ко мне пришла молодая учительница Сауле Еркановна и принесла гостинец от своей мамы. Это была баночка домашних пельменей из конины, залитых горячим бульоном. И я изумилась доброте и отзывчивости чужой матери, которую я никогда не видела. Она отнеслась ко мне, как к своей дочери.
 Они  были так добры.  И это запомнилось мне.

Потом я назову  это время  школой моей жизни.
Я  никогда не пожалею о том, каких людей узнала здесь,
какие песни мы пели на казахском, русском и украинском языках.
Это было время песни «Червону руту нэ шукай вечорами…».
Это было время свадеб, которые играли под открытым небом.
Это была моя молодость.

картинка из интернета


Рецензии
Как трогательны наши воспоминания. Жизнь прожита красиво хотя и сложно. С уважением Раиса

Раиса Светлая 27   30.03.2023 11:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Раиса!

Татьяна Пороскова   01.04.2023 12:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.