Начальники и начальницы...

Что- то за четверть века видать накопилось, что надо "выплюнуть" из завалов памяти, чтоб потом, перепросмотревши и очистившись, было легче и жить и дышать.. Итак, за более чем четверть века трудовой биографии в двух странах на двух континентах, в двух и более профессиональных качествах, какими наблюдениями над властьимущими боссами над нами вольнонаемными мне хотелось бы поделиться...  

Начальников было у меня не менее десятка: редактора изданий, заведующие отделами газет, управляющие студенческим кампусом и департаментом лечения психбольных подростков... Конечно был ещё и кратковременные роли "in between", к примеру когда ты студент в интернатуре, и денег тебе не платят, но подчиняться для хорошей рекомендации ты все же обязан... Как когда-то пел бард Высоцкий "я бы тоже бегал в табуне, только под седлом и без узды"... 
Вообщем, кому-то роли подчиненных даны по природе, что называется "органически", а кому-то в силу генетики или независимого характера "прогибаться" сложнее... 

Я пожалуй всегда относилась к этой второй категории. Заводила всех утренников в детском саду, круглая отличница в школе, выпускница главного вуза страны по тем временам МГУ, известная журналистка на ниве молдавского дома печати, потом не менее харизматичная иммигрантка сетевой писатель в США, которая под сороковник взялась получать новую профессию и новый диплом в системе высшего образования и успешно обкатывать его семь лет на психиатрической ниве труда, препятствий и вершин я не боялась. 
Но как боевой конь мчащийся на всех парах за очередной победой, имела свои уязвимые стороны: очень плохо реагировала на жужжащую мушку це-це или прочих тварей на пути, размеры которых с конём не сравнимы, но неприятностей доставить ему они вполне в состоянии. 

Парадокс, но в моей жизни такими помехами почему -то всегда являлись начальники, может от чрезмерно свободолюбивой натуры, может от, как говорят психологи, неразрешенного конфликта с родительской фигурой, которые всегда присутствовали и незримой тенью падали на мои отношения с боссами... Пока я была молода, начальственный авторитет если и подавлял меня, то не вызывал ответной реакции противодействия: ну похвалили или побранили, подучили, наставили, направили, и ладно... 

Мужчины начальники всегда были более прямолинейны что-ли: их скрытые претензии были очевидны как рисунок через целлофан. Другое дело начальники женщины... Мотивация их поступков была скрытой, и недовольство проявлялось на поверхности только тогда, когда тебя уже "протаранил" айсберг. Помню в 1991 я получила пятиминутное уведомление что новосформированная газета контракт со мной не продлевает... Я была одинокая мать малолетнего ребёнка, и те копеечные "полставки" были весь наш хлеб насущный, но начальница (вернее даже их было две) были обе женщины постарше и бездетные, поэтому моя забота была не их печалью... С теми трудностями переходного периода в моей личной экономике и глобальной экономике страны мы как- то (чудом я думаю) справились... Сквозь тернии как говорится - к звездам!.. 

Потом была мелькающая и часто сменяющаяся галерея начальников редакторов - мужчин. Если где-то кто-то обламывал, то брал на поруки другой: в те времена переходной экономики я была многостаночником в газетном деле и работала одновременно на несколько газет, потому что ставить под угрозу хрупкий семейный доход больше не имела права... С начальниками мужчинами оказалось иметь дело было проще и легче, они не имели "двойного дна", как начальницы женщины... 

Потом в моей жизни случился переезд и я попала на низовую роль офисного клерка в школу искусств в Америке 2003-2004. И моими начальницами стала пара чернокожих женщин необъятных габаритов... У них как бы и индивидуальной идентичности- то и не было: то что не достукивала в мою голову первая,более образованная начальница, добивала прямым попаданием в лоб вторая, никогда и ВУЗа не кончавшая, и бывшая всю жизнь до этого назначения водителем автобуса. Обе дамы были не замужни, в возрасте, личная жизнь их сводилась почти к нулю и обе жили работой... Кстати, и ночевали на кампусе, за это им больше платили... Интересно, что в американском обществе культ работы настолько неоспорим, что винить их к каких- то изъянах поведения или несбалансированной личной жизни никому бы не пришло и в голову... 

Вообщем, разница культур тоже сыграла свою роль, и традиционная неприязнь к инородцам и другим расам, и когда мы через год с этим тандемом расставались(школа закрывала финансирование на позиции офисных работников), мне ещё долго пришлось залатывать продырявленное обеими дамами чувство собственного достоинства... Все это, кстати, послужило мотивацией к тому, что я пошла учиться дальше, чтобы получать новую профессию и меньше зависеть от полуграмотных неучей... 
Но как известно, жизнь развивается по спирали, и если мы что-то не проработали, не завершили на одном витке, обязательно предстанет перед нами на следующем, только в новом обличье... 

Для меня это в 2008 на долгие семь лет оказался новый тандем,мои недавние, образованные кстати, начальницы, трения с которыми складывались в пирамидку не сразу и были скорее какого- то личностного оттенка и скорее культурологического характера. К примеру первая была очень хитроватой, помощи от неё никакой никогда ожидать не приходилось, а палки в колеса она начала вставлять когда поняла, что под неё не прогибаются...  Делала все это завуалированно, подловатым путём с подлогами, но так чтоб не придрались, лишая профессиональных тренингов, возможности творческого роста, изолируя тебя от остальной группы коллег, не увеличивая заработок, перегружая объёмами работы, - короче применяя принцип "разделяй и властвуй", бо властвовать она очень любила! А вот трудиться, закатав рукава - был явно не её конёк... Поэтому всю свою работу она, когда могла, делегировала  другим... Она была замужем, недурна внешностью и даже имела детей. То есть другие жизненные роли были задействованы, но вот человеческой эмпатией её Бог явно обделил, в преизбытке наградив нарцисизмом: этакой самовлюблённостью и самодовольством... 

Ее заместитель - потомок американских индейцев, замужем не была, одна растила сына, что делало её более человечной и отзывчивой к проблемам других женщин. И хоть белую расу она явно недолюбливала и была полностью ангажирована своей церковно-сельской культурой, она умела где нужно держать дипломатический паритет, но тем не менее безусловно подчинялась своей хитровыделанной начальнице... 

Вообщем, конфликты наши закладывались долго и многослойно, и когда все кончилось, впечатление от этих отношений начальника- подчинённого были как в том мультике: "били- били, колотили, чуть живого отпустили"... Уже шестой месяц пошёл как прихожу в себя, залатываю дыры в продырявленной ими профессиональной идентификации, обдумываю житьё и что собираюсь делать дальше. Все таки 50 лет - не возраст забивать на карьерный рост... Надо найти что-то приятное душе и стимулирующее кошелёк, но чтоб без особых нервов. Жаль у меня мало предпринимательской жилки, а то я бы в "начальники пошёл - пусть меня научат", как писал сто лет назад классик Маяковский. 

Итак, основные уроки вольнонаемной рабочей силы на ниве интеллектуального труда: бойся боссов, бо через них твой "баркас" будет затоплен. И ещё урок: когда старые двери в прошлое закрываются, где-то открываются новые возможности: бди, чтобы запрыгнуть на подножку нового мчащегося поезда! А ещё лучше - учись жить и работать без начальства. Стань сам себе начальником!!!

Наташа Ткаченко, автор  и профессиональных услуг консультирования на  https://sites.google.com/site/2011charm


Рецензии