У меня космическая любовь к нашему президенту

      «У МЕНЯ КОСМИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ К НАШЕМУ ПРЕЗИДЕНТУ»
     Брянская поэтесса Лариса Леонидовна Соколова одна из лучших в нашем крае. Её творчество известно не только в России, но и за рубежом. Она автор пяти книг стихов «Скорпион во Вселенной», «Верую и причащаюсь», «Яблоко раздора», «Дорогой любви», «В тисках мироздания». Печаталась также в областной периодике, в журналах и альманахах Брянска, Петербурга и Москвы. А в литинституте им. Горького посещала лекции по теории стиха Владимира Цыбина. Она мастер любовной, философской и гражданской лирики. Недавно – стала финалистом премии «Поэт года 2014» и по итогам конкурса вошла в десятку лучших современных поэтов России. Но как начинался её путь в поэзию, наверное, заинтересует многих любителей поэзии. С этого мы и начали беседу с Ларисой Соколовой.
      – Какое событие подтолкнуло вас к написанию первого стихотворения?
      – Помню, мне девятнадцать лет, я безумно влюбилась в одного актёра Брянского драмтеатра, который не замечал моей любви. Я хотела её выразить как можно ярче, так пришла к стихам. Но мой первый поэтический опыт оказался неудачным. Я постоянно работала над тем стихом. И этого было достаточно, чтобы я навсегда связала свою судьбу с поэзией. Я стала читать Анну Ахматову, Марию Петровых, и мне казалось, что я вижу в них себя. Но мне не хватало мастерства, и я продолжала искать свою манеру письма, свой стиль.
      – Уже не одно десятилетие поэзия не объединяет людей, а поэты перестали быть рупором духовности. Поэзией сегодня почти не интересуются не только старшие поколения, но и молодые. Если когда-то Евгений Евтушенко сказал, что в России поэт больше чем поэт, то какая же его роль в обществе сегодня и устраивает ли вас отношение к поэту властей?
       – Начну с того, что поэт для власти сегодня никто. Человек, хоть и занят предпринимательством, бизнесом, коммерцией, но без духовной пищи он мёртв. В годы перестройки я оказалась с маленьким ребёнком один на один, без средств существования, благодаря чему я поняла, что надо зарабатывать деньги самой, чтобы выжить. Условия рынка жестоки, они изматывают душу, убивают живые чувства. В трудные минуты охватывало отчаяние, и я находила спасение и утешение в поэзии. Она как целительный источник очищала душу, спасала меня от житейских неурядиц. Сейчас молодёжь нельзя сказать, что совсем не берёт книги в руки, и всё же она забывает классику. А уж о поэзии и говорить нечего. Я часто задумывалась над одним высказыванием классика, обращённым к молодёжи: «Что же вы молодость грабите, мимо стихов идя?». Но радует то, что при университете БГТУ действует студенческое литературное объединение «Экватор», где студенты читают свои стихи. Из них я бы отметила Ирину Тришину, Дмитрия Ермачкова, Елену Макарову. Этим литкружком руководит Светлана Радченко, которая много делает для возрождения интереса к поэзии у молодёжи. Я не могу не назвать Тамару Александровну Долгову, которая уже несколько десятилетий возглавляет театрально-поэтический клуб «Пегас». Из этого клуба вышли такие поэты, как Ирина Пенюкова, Маргарита Денисова. И всё-таки я считаю, что основная часть молодёжи, не любя поэзии, себя обкрадывает и духовно обедняет. Но они этого не понимают и не поймут до тех пор, пока не возьмут в руки томик стихов. 
      – Вы стали финалистом премии «Поэт года 2014». Думали ли вы о том, что войдёте в состав финалистов этого конкурса, ведь из более чем 50000 подавших заявки на участие  в конкурсе в финал прошло двести поэтов, значит, дело с поэзией обстоит не так уж плохо?
      – Думаю, что да. Награждение финалистов проходил в самом большом зале Москвы, который не вместил всех желающих. Я никогда не видела такого количества любителей поэзии. Те, кто не дошёл до финала, не отчаивались, было видно, что все они на творческом подъёме и с надеждой смотрели в будущее. 
     – Сегодня литературные критики и даже издатели говорят, что удел поэтов в будущем может стать только увлечением, а не профессией. И в то же время стихотворцев не убавляется, люди хотят быть поэтами?
     – Профессии поэта никогда не было. Вспомним дипломата Фёдора Ивановича Тютчева, для которого поэзия была отдушиной. Однако его заметил А.Пушкин и напечатал большую подборку стихов в своём «Современнике», назвав его истинным поэтом. В наше время очень многие пытаются себя выразить через стихи, но среди них настоящих поэтов мало.  У Вадима Кожинова есть книга «Стихи и поэзия», в которой он давал примеры поэзии, цитируя русские былины и стихи настоящих поэтов, которые отличались от так называемой салонной и альбомной поэзии. И он не называл её настоящей.
     – А в своих стихах вы находите то, что Кожинов называл поэзией?
     – Я стараюсь образами отразить суть явления. На мои стихи приходят отклики читателей, и они цитируют строки из моих стихов. Например: «…Судьба обычно к бедному жестока,  к богатому она благоволит.  А красота склоняется к пороку,  для чудака невинная на вид…».
      – В ваших стихах много философской лирики. В своём творчестве вы обращаетесь также и ко многим западным и отечественным классикам. Но для того, чтобы писать философские стихи, наверное, надо изучать и философов древности. Как они усваивались вами, и повлияли ли на вашу лирику?
      – Из древних философов на меня повлияли Диоген, Платон, Леонардо да Винчи, Эзоп. Я иногда думала, что меня заставляло за них браться? Наверное, стремление понять жизнь, людей. Я искала ответы на вопросы, которые посещают каждого мыслящего человека…
      – Если ваше творчество началось с первого чувства любви, то, наверное, и дальше по жизни вы не раз его испытывали. Но было ли это то же самое чувство, или с опытом творчество вас научило переживать его по-другому?
      – Любовь всегда движет человеком, а для поэта, если нет любви – нет стихов. С возрастом любовь наполняется другим содержанием. И моя самая сильная любовь – это моя дочь, которая помогает мне жить. Сейчас я испытываю космическую любовь к нашему Президенту. Каждый его шаг вызывает у меня гордость за Россию. И как же можно не любить улицу, на которой живёшь. Я много лет простояла на лестнице бульвара Гагарина, торгуя игрушками. И ему посвятила поэму, так и назвав её – «Лестница».
     – Вы известны не только в нашей области, но и за её пределами. Казалось бы, сам Бог велел быть в Союзе писателей.  Почему же вас так и не приняли наши «мэтры»? 
     – Если бы я жила в Москве или в Питере, я бы давно была там. Всё дело в том, что местные «корифеи» СП меня туда зазывали, писали на моё творчество хвалебные рецензии. А потом провоцировали на скандал и на этом всё заканчивалось. Эту эстафету от Николая Поснова подхватил Владимир Сорочкин. Я бы могла вступить в СП, минуя брянский, как это сделали в своё время Сеньков и Трушкин. Но сейчас этот Союз ничего не даёт. И, как сказал, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков – «эти союзы мне напоминают комариные семейства…».
     – Ожидается ли сегодня возрождение интереса к поэзии и что для этого делается в год литературы?
     – Я считаю, что сейчас интерес к поэзии и к поэтам возрождается через интернет. Очень много возникает электронных журналов и порталов поэзии, где могут печататься начинающие и маститые авторы. На портал «СТИХИ. РУ» приходят сотни начинающих. Им есть, у кого учиться. Должна сказать, новая областная власть в лице Ирины Валентиновны Кузьминой помогает становлению «Нового Литератора». Сегодня в области это издание отвечает всем требованиям «толстых журналов» и скоро выйдет с её помощью очередной номер…
Беседовал Владимир ВЛАДЫКИН


Рецензии