Точка в ассемблере

Был у меня в рабочей биографии занятный эпизод, когда я устроилась программистом в Тельрад и нам (новичкам) читали курс по ассемблеру. Для непосвящённых: Тельрад - израильский филиал международного концерна в телекоммуникации, ассемблер - очень примитивный машинный язык, на нём общаются лично с процессором. Язык бедный, но всё же богаче, чем Эллочки-Людоедкин, так что учить надо.
В компьютерном языке есть ключевые слова - например, "add", "move", "use". Но в этом ассемблере (кажется, Моторола 6068) слова выглядели странно. Выглядели так: "ad.d", "mov.e", "us.e". Мы, студенты, спросили лектора. Тот рассмеялся - происхождение этой точки действительно заслуживало нашего интереса.
Оказалось, что этот язык был скопирован с ассемблера другой компании. По закону заимствование не считается плагиатом, если заимствовано не больше 25% оригинала. Модифицировав каждое слово точкой, разработчики машинного новояза получили желаемое.

Помнится, история эта меня впечатлила. Мне живо представился разговор книгопродавца с поэтом. Ой, то есть предпринимателя с компьютерным гиком.

ГИК
Позор! Скопировать, как школьник домашнее задание, - значит расписаться в собственной глупости и непрофессиональности!

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Глупо и непрофессионально - это разбазаривать ресурсы, тратить время и силы на то, что можно получить бесплатно. Ты же не будешь (в здравом уме) обижаться, если я скажу, что твой талант - это мой ресурс?

ГИК
Но ведь это воровство!

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (улыбнувшись)
Ничуть. Вот если бы мы забыли поставить точку в одном слове, то процент заимствования был бы 25.1% - и нам светила бы статья. Но мы работали аккуратно.

ГИК
Но это же, в конце концов, противно!

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Ах противно? Ну тогда сиди как сыч, брезгливый ты наш. И самое печальное даже не то, что сидеть ты будешь в нищете. Главное - что от всех твоих математических олимпиад и высших образований никому не будет ни тепло ни холодно. Да и не узнает о них никто, пока я не начну сводить дебет с кредитом. Или ты всё-таки хочешь, чтобы я продавал продукты твоей деятельности? Тогда отойди, пожалуйста, и дай спокойно (с карандашом в руках) посчитать, что выгоднее: разрабатывать технологию или передрать её у конкурента - не выходя, конечно, из рамок закона.

Вспомнила я всё это не только потому, что люблю забавные эпизоды.
Вспомнила потому, что этот диалог неявно присутствует в самых неожиданных ситуациях - например, в построении башни из слоновой кости и бегстве в неё, в эту башню.
Интересно, думал ли Флобер, - к бегству такому призывая - что главной помехой на пути к эскейпу будет рыночная цена слоновой кости.

Например, такой вопрос: надо ли на встречах физиков и лириков давать микрофон тем, кто под видом достижений в науке или искусстве рекламирует свой бизнес? Достижений (или обсуждений чего-то физико-лирического) нет, но бизнес хороший и наверняка послужит клиентам. Мне говорят: давайте, но берите за это деньги как за рекламу. Ну вот ещё, этим я только не занималась. Однако что это у меня за снобизм такой? Что за "Фи!" кисейной барышни?
Или, например, надо ли дарить свои идеи тем, кто вокруг них раскручивает бизнес?
А почему же нет, ведь бизнес - это прекрасно и полезно... И у меня-то - в любом случае не бизнес.
Хотя как это нет, если залы для фестивалей заказываются, а участники покупают самолётные билеты. Покупают, заметь, а не получают в аэропорту в обмен на необыкновенное эстетическое чувство и высокий IQ...
Одним словом, в рассуждениях я вполне солидарна с осликом Иа-Иа, который иногда думал “Почему?”, иногда “По какой причине?”, а иногда - “Какой же отсюда следует вывод?”
А может, я просто накрутила с три короба вокруг ерунды. Может, и нет вовсе никакого противоречия.
Тоже мне повод для размышлений - точка в ассемблере.


Рецензии
Вита, добрый день!
Думаю, Вы поднимаете серьезный вопрос, и правовой, и этический, и философский.
Действительно, как продвигать изобретения, открытия, произведения музыкального, поэтического, художественного плана, не имея средств, связей? Чьё в этом случае авторство? Или соавторство? Кто автор метода в образовании, лечении какого-то заболевания ? Тот, кто метод изобрёл, или тот, кто довёл его до совершенства? Или тот, кто метод популяризировал?
Причин, по которым люди идут на вынужденное соавторство, отказ от претензий на авторские права немного. Иногда желание хоть в каком-то виде увидеть опубликованными свои произведения. Иногда желание остаться за кадром, под псевдонимом. Чаще - деньги,возможность решить финансовые проблемы или какие-то еще. Так, А. П. Чехов уступил право публикации своих произведений книгоиздателю А. Ф. Марксу. Ему деньги нужны были "сейчас", для постройки дачи в Ялте, в этом он видел продление жизни с туберкулёзом.
В этой сделке каждый получил, что хотел. Но автор был указан везде. Чехов.
Мне предлагали издавать книги, связанные с моей работой, на условиях "соавторства", с последующей реализацией через институт повышения квалификации (не буду уточнять, где :)Я мягко уклонилась. Большинство соглашается, в надежде соскочить с "соавторства" в будущем. Издательство "Секачев" развело многих моих коллег, "оставив за собой" авторские слова.

Моё мнение простое: Используешь чужое - ссылайся на автора.
Не указываешь автора - значит, украл.
Развиваешь чужую идею - согласуй с автором (если жив), укажи двойное авторство.
Так что это - не "три короба вокруг ерунды". А противоречие только одно -
со своей совестью. Ведь закон, что дышло :) И Вы это безошибочно чувствуете.

Интересно было почитать. Заходите тоже на досуге.:)

Майя Ковалёва   27.10.2020 16:11     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Майя!

Vita Lagina   17.12.2020 19:24   Заявить о нарушении