Дедушка Ермак и его потомки

Феликс Цыганенко

Чем знаменателен Международный  Фонд ВСМ?  Тем, что он даёт возможность авторам на воспоминания о значительных событиях, как в личной жизни, так и в судьбах страны! За что большое спасибо руководству Фонда, оно внимательно, бережно и аккуратно относится к авторам, может подсказать и поправить. Для меня этот сайт играет большую роль: я познакомился с замечательными и талантливыми авторами. Такими, как Алекс  Сидоров,  Ирина Ярославна, Владимир Врубель, Сергей Дроздов, Лев Закрутин, Герман  Ануфриев, Александр Рыборецкий  и другими. Случались и неожиданности! Откликались на мои зарисовки незнакомые ранее моряки и полярники, им исключительно близка морская тематика! И даже  -  дети и родственники моих героев произведений,  что особенно трогало автора…

В честь десятилетия МФ ВСМ, я предлагаю исторический очерк о легендарном ледоколе «Ермак» и создавшем его вице-адмирале Макарове. Перый в мире ледокол арктического класса был назван в често русского исследователя Сибири - Ермака Тимофеевича. Свыше 60 лет судно находилось в эксплуатации. Очевидцы рассказывали, что «Ермак» умирал как человек... По приказу сверху, ледокол кромсали на куски, снимая с него драгоценный металл, выжигали огнем. Некоторым морякам удалось унести с него внутреннюю обшивку из красного дерева... на память. Но в целом от «Ермака» осталось совсем немного. Например, якорь у здания мурманского краеведческого музея — памятник ледоколу...


В 1899 году под наблюдением адмирала Степана Осиповича Макарова, большого умницы и любимца военных моряков, в Англии был построен крупный и современный по тем временам ледокол «Ермак». Первый рейс в высокие арктические широты, к архипелагу Земля Франца-Иосифа, судно совершило в 1901 году. Это позволила мощная в те годы энергетическая установка в 10 000 лошадиных сил. Свыше шестидесяти лет «Ермак» был в составе действующего флота! А первым капитаном стал Михаил Петрович Васильев. Это был высокообразованный морской офицер, верный ученик, соратник и преданный помощник адмирала Макарова. Они вместе и погибли в начале русско-японской войны в 1904 году, когда флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине вблизи Порт-Артура.

Уже в апреле 1899 г. ледокол освободил затёртые льдом у Ревеля пароходы, а летом 1899 г. Макаров совершил на «Ермаке» поход в Арктику, достигнув 81° 28' северной широты. Во время похода проводились гидрологические и метеорологические наблюдения, а также киносъёмка льдов. В 1901 г. ледокол совершил ещё один дальний арктический поход — к берегам Шпицбергена и Новой Земли.

Результаты плаваний «Ермака» Макаров обобщил в 1901 г. в книге «"Ермак" во льдах». За первые 12 лет эксплуатации ледокол провёл во льдах свыше 1000 суток. После начала 1-й мировой войны «Ермак» был зачислен в состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в Финском заливе. В 1918 г. ледокол прославил себя спасением русских кораблей во время знаменитого ледового похода балтийской эскадры из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.

В 1920-30-х гг. «Ермак» обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в западном секторе Арктики и в Белом море. В феврале 1938 г. участвовал в эвакуации полярников станции «Северный полюс-1». С началом Великой Отечественной войны на ледокол установили  орудия,  в том числе зенитные и четыре пулемёта. «Ермак» участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и островов Финского залива, проводил корабли для обстрела позиций врага, выводил на боевые позиции подводные лодки. В июне 1944 г. ледокол был разоружён и возвращён Главному управлению Северного морского пути. За боевую деятельность в годы войны и освоение Арктики ледокол «Ермак» был награждён в 1949 году орденом Ленина...

Сколько будущих штурманов, механиков и электроспециалистов прошли в молодости школу "Ермака"? Причём, в качестве кочегаров! Вот она несравнимая ни с чем школа мужества! Кочегары  -  самая уважаемая и движущая сила ледокола!  Но мало кто знает за их работу на флоте. На ледоколе "Ермак" вахту несли 64 кочегара первого и второго класса.  Старшиной команды, по воспоминаниям бывшего труженика "Ермака", а затем механика теплохода "Ургенч",  Валентина Худынцева, был ведущий кочегар  Сергей Епифанович Кабачков. На «Ермаке», у огнедышащих топок,  Кабачков отработал 33 года! Он то и был «дирижёром» нескольких десятков человек, заступавших через 12 часов на 4-х часовые вахты. В смене было 10 кочегаров первого и 5 кочегаров второго класса. Кочегары первого класса подбрасывали уголь и шуровали в топке, а второго – были на подхвате: чистили топки, подвозили уголь, вывозили на тачках раскалённый шлак. Причём, бегом и через узкий туннель.

За смену через руки каждого кочегара проходило несколько тонн угля и шлака. На «Ермаке» было десять котлов. В каждом по 3 топки. Вот и сновали возле них кочегары, как челноки  -  в жаре, полумраке и в пыли. В своеобразную летопись судна, передаваемую из поколения в поколение, вошёл старший кочегар вахты Фёдор Косых. По словам Худынцева, Фёдор прославился тем, что сумел в кубрике приручить небольшую серую мышку. Поклонник всякой живности, Косых прикармливал её, возвращаясь в кубрик после вахты. Так что товарищи Фёдора с удивлением наблюдали, как благодарное кочегару существо дружило с ним. Цирковой номер в кубрике Косых демонстрировал, отдыхая после тяжёлой вахты, Огромный, словно мифический Голиаф, лёжа на койке, Фёдор чесал одной ногой пятку другой нижней конечности. В это время прибегала корабельная мышка  и помогала кочегару: мелкими, острыми зубками грызла огрубевшую кожу ветерана полярного ледокола...

В 1963 году «Ермак» вывели из состава арктического флота. Но до сих пор в Мурманске плачут по дедушке "Ермаку". На встрече с полярниками рассказывала заведующая музеем ММП, его многолетний референт и историк, автор книги «На румбе - Арктика», Валентина Ивановна Карепова:
-  Недавно у нас в музее была группа туристов из Санкт-Петербурга. И гости заявили, что мурманчане виноваты в том, что ледокол не превратили в музей, а отправили на переплавку. Но это не так! Правда в другом! - искренне возмущалась Валентина Ивановна.

Ее слова подтвердил бывший судовой механик и начальник портового флота Виктор Николаевич Фатюшкин. Он был в числе тех, кто воплощал смертный приговор ледокола в жизнь.
- Никто из моряков не хотел такого финала для «Ермака». Все мурманчане собирали подписи за то, чтобы «Ермак» сохранили. Его экипаж направлял радиотелеграммы в Москву, Хрущеву, чтобы из их зарплаты забирали деньги на содержание судна. Но советская власть решила, что стране достаточно и «Авроры». Но ведь «Ермак»  -  первый арктический ледокол, это совсем другая тема!  Увы…   в то время даже хорошие крейсера резали, нужен был материал для новых судов, - вспоминает Виктор Фатюшкин.
Моряки, дожившие до седых волос, до сих пор со слезами на глазах вспоминают, как ликвидировали «Ермак». Грустно им даже спустя 50 лет...

Прошли годы...  Не сумели мы сохранить для истории легендарные суда арктического пароходства.  А ведь были свидетелями, как умели сберечь корабли на Западе. К примеру, «Куин Мэри» - знаменитый в прошлом, крупнейший в мире трёхтрубный пассажирский лайнер. Там посчитали, что отправить на «гвозди» такого красавца недопустимо для цивилизованного государства. Гигантское судно ныне украшает тихоокеанское побережье США в качестве плавучего музея и огромного отеля с барами и ресторанами. Списанные парусные суда-красавцы мы видели в Гданьске, военные и транспортные - в Бремерхафене. Корабли-музеи украшают набережные многих морских держав Европы и Америки.

На что решились у нас, так это лишь на открытие в 1965 году в Мурманске мемориала, посвящённому детищу адмирала Степана Осиповича Макарова. Мозаичное панно с якорем, снятым с «Ермака», было установлено на стене здания Мурманского областного краеведческого музея. И ещё.  В 1974 году, через 10 лет после списания «Ермака» его имя получил новый ледокол. В 1975 году на воду был спущен однотипный ледокол «Адмирал Макаров». На новом «Ермаке» уже не было дрессированной мышки. Но в Арктике урчал белый медвежонок в просторной клетке на корме ледокола. В высоких широтах маленький бродяга остался без медведицы, скитаясь между торосами. Так он и оказался на борту "Ермака". Каждый моряк непременно шёл проведать арктического гостя после вахты. Привык экипаж к медвежонку и расставался с ним в родном порту с большим сожалением. Там предстояло решать его дальнейшую судьбу...

Красивый  семипалубный ледокол «Ермак» оснащён самыми современными механизмами и приборами. Мощность нового судна в четыре раза больше мощности первого «Ермака», а в качестве силовой установки  не котлы и паровые машины, а дизель-генераторы и гребные электродвигатели большой мощности.  На новом ледоколе нет, ушедших в историю, многоместных кубриков. А вместо них  —  просторные каюты, кинотеатр на 100 мест, плавательный бассейн, финская баня сауна и много чего другого! Всё для людей, что  скрашивало многомесячное арктическое плавание. Новые ледоколы по прежнему работают в акваториях замерзающих портов и на трассах Северного морского пути. Они словно плавучие памятники первому арктическому ледоколу «Ермак» и его выдающемуся создателю,  адмиралу Степану Осиповичу Макарову...


Рецензии